Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Пётр Чубик: «Вузы в России нужно не сокращать, а укрупнять!»

Эксперты сегодня заявляют об избыточном количестве вузов в России, что, по их мнению, сказывается на качестве образования, в особенности технического. Так ли это на самом деле, как может развиваться система высшего образования и как поднять её качество для успешного развития инновационной экономики в интервью РИА «Новости» рассказал вице-президент Ассоциации инженерного образования России, член Общественной палаты РФ, ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета Пётр Чубик.

– Пётр Савельевич, уже неоднократно звучало мнение, что количество вузов в стране избыточно, тем более что сейчас мы находимся в «демографической яме», когда количество студентов за несколько лет сократилось вдвое. В этом году 1 сентября свои двери открыли 1,1 тысячи вузов, в том числе 482 негосударственных. Действительно вузов слишком много?

– Прежде всего, нужно вспомнить, когда и почему у нас в стране появилось такое количество вузов. Это было начало 90-х – разваливающаяся страна с разваливающейся экономикой. Что власти вынуждены были сделать тогда? Приблизить образование к месту проживания, так как только единицы родителей могли позволить себе отправить ребенка на обучение в другой город. Так появились филиалы вузов. Всем было понятно, что в филиалах обеспечить то же качество образования, что и в базовом вузе, невозможно или почти невозможно. В те годы элементарно не было денег и на базовые вузы. Поэтому, чтобы они могли выжить, им разрешили и платное образование. А уже после этого преимущественно из филиалов появились частные вузы. Так в нашей стране высшее профессиональное образование стало массовым. Именно в «массовизации» кроется главная причина низкого качества высшего профессионального образования.

Но взять вдруг и закрыть половину вузов не получится. Во-первых, как объяснить родителям школьников, что мы последние 15 лет держали двери всех вузов широко открытыми, а теперь вдруг возьмём и перед носом у их детей наполовину их закроем? Во-вторых, сокращение вузов – это длительная процедура, всё равно всех нужно доучить. И где? В базовом вузе? Другом вузе? Отсюда следует, что вузы сегодня нужно не сокращать, а укрупнять, начиная с перевода студентов филиалов в базовые вузы. Согласитесь, в общественном сознании сокращение (хирургия) и укрупнение (терапия) – это не одно и то же.

– Но нужно ли современной российской экономике такое количество выпускников высших учебных заведений? Тем более с сомнительным качеством полученного образования в небольших и непрестижных вузах? По разным данным, сегодня от 80 % до 95 % выпускников школ идут получать высшее образование, – тогда как, ещё 20 лет назад таковых было около 20%.

– Сегодня ситуация уже начала меняться. В этом году вся страна перешла на уровневую подготовку: бакалавр (четыре года обучения) – магистр (плюс два года). Это неизбежно создаёт в вузе конкурентную среду, ведь в магистратуру попадут далеко не все, а только наиболее способные из числа бакалавров. Стремление большинства попасть в магистратуру как высшую ступень профессионального образования (а это нужно культивировать) обязательно приведёт к повышению качества образования в бакалавриате. При подготовке же магистров вуз вправе на 70 % самостоятельно определять содержание образования, согласовывая это с работодателями и лучшими международными практиками. Уже сегодня стандарт ТПУ ориентирован на лучший международный опыт подготовки студентов технических специальностей.

Но среду в вузах можно сделать ещё более конкурентной, перейдя от системы «четыре плюс два» к системе «два плюс два плюс два». Это означает создание ещё одной ступени конкурсного отбора на продолжение обучения в бакалавриате после первых двух курсов. Те, кто этот конкурс не выдерживает, идут работать в качестве высококвалифицированных рабочих и техников. Правда, для этого нужно перестроить обучение в бакалавриате, сделав первые два года практико-ориентированными. При этом выпускники первой ступени должны иметь возможность в будущем продолжить обучение на второй ступени, также как выпускники второй ступени – продолжить обучение на третьей.

– Движение вперёд и развитие инновационной экономики невозможно без развития технического образования. Причем на уровне не только вузов, но и общеобразовательных школ. И в последних преподавание естественных наук оставляет желать лучшего. Как вузам справляться с низким уровнем знаний абитуриентов?

– К сожалению, интерес школьников к естественным наукам не растёт. Конкурс на технические направления и специальности практически остается на одном уровне, и он потенциально в четыре раза ниже, чем на все другие направления и специальности. Простая арифметика: у нас в 1993–1994 годах было 2,6 миллиона студентов, в 2010–2011 годах – уже 7,4 миллиона. Но при этом школьников стало практически в два раза меньше, а из них сдают ЕГЭ по физике на выходе из школы только 27%. Вопрос: во сколько раз уменьшится конкурс на технические направления и специальности и что нужно сделать, чтобы его повысить в условиях остающейся сложной демографической ситуации? Год назад в интервью РИА «Новости» я уже озвучивал идею ввести обязательный ЕГЭ по физике. Пока нет обязательной сдачи ЕГЭ по физике, а следовательно, и высокого конкурса на технические направления и специальности, нужно брать не числом, а умением. Абитуриентов к обучению в технических вузах готовить в специализированных лицеях. При ТПУ есть лицей, но в нём могут обучаться только томичи. Выпускники лицея показывают отличные результаты, в этом году сто баллов по ЕГЭ получили 12 учащихся, двое из них сразу по двум предметам. За два года лицей вполне успевает подготовить ребят к обучению в университете. Но лучше бы создать при ведущих вузах не лицеи, а лицеи-интернаты, что позволило бы привлекать ребят из глубинки, из других регионов.

Полностью интервью читайте по ссылке: http://news.tpu.ru/news/2011/11/01/1512-pyotr_chubik_vuzy_v.html