Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Всемирная инициатива модернизации инженерного образования

В октябре 2011 года ТПУ поддержал консорциум ведущих университетов мира, присоединившись к развитию концепции подготовки бакалавров в области техники и технологий, получившей название Всемирная инициатива CDIO (The CDIO™ Initiative).

Проект зародился в 2000 году как ответ на критику содержания инженерных образовательных программ, а точнее – их несоответствие уровню развития современных технологий. Идея принадлежит Маcсачусетскому технологичес-кому институту (MIT) (США), её поддержали вузы Швеции – Чалмерский технологический университет, Королевский технологический институт и др.

В настоящее время к проекту CDIO присоединились более 70 высших учебных заведений из 25 стран мира. Концепция направлена на реформирование базового (первого уровня) высшего образования в области техники и технологий. В частности, новый подход предполагает усиление практической направленности обучения, введение системы проблемного и проектного обучения.

Аббревиатура CDIO содержит четыре ключевых понятия, которые позволяют бакалавру вести комплексную инженерную деятельность, а именно: Планировать (Conceive), Проектировать (Design), Производить (Implement), Применять (Operate) реальные системы, процессы и продукты на международном рынке.

Всемирная инициатива CDIO реализует триединую задачу и подразумевает обучение студентов: способных овладеть глубокими рабочими знаниями технических основ; умеющих руководить процессом создания и эксплуатации новых продуктов и систем; понимающих важность и последствия воздействия научно-технологического прогресса на общество.

В её рамках разработаны ресурсы, которые могут быть адаптированы и внедрены с учётом специфики того или иного вуза и его образовательных программ. Один из ресурсов – «Планируемые результаты обучения CDIO» (CDIO Syllabus), или перечень компетенций, которыми должен овладеть бакалавр для ведения успешной инженерной деятельности.

А именно: базовые знания математики и естественных наук, инженерного дела; профессиональные компетенции и личностные качества (аналитическое обоснование, решение проблем; эксперимент, исследование и приобретение знаний; системное мышление; аспекты мышления и познания; этика, справедливость и другие виды ответственности); межличностные навыки, включая языковые коммуникации; CDIO-компетенции в различных контекстах – социальном, экологическом, деловом и т.д.

Другим, не менее ценным, ресурсом являются 12 стандартов CDIO (CDIO Standards). Среди ниже перечисленных – те стандарты, которые определяют содержательные отличия концепции CDIO от других подходов к актуализации технического образования. У каждого стандарта есть описание, обоснование, доказательство соответствия и преду-смотрена возможность самооценки.

Стандарт 1 «CDIO как контекст инженерного образования» раскрывает философию программы.

Стандарты 2 «Результаты обучения CDIO» и 3 «Интегрированный учебный план» направлены на разработку сбалансированных учебных планов.

Содержание стандарта 5 «Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности» говорит само за себя и подразумевает включение в учебный план двух или более проектов (на базовом(!) и продвинутом уровнях) для приобретения практического опыта.

Стандарт 7 «Интегрированное обу-чение» способствует формированию дисциплинарных знаний наряду с личностными навыками и навыками межличностного общения, созданию продуктов, процессов и систем.

Стандарт 9 «Совершенствование у преподавателей CDIO-компетенций» говорит о необходимости постоянного саморазвития в условиях профессиональной инженерной практики.

Стандарт 11 «Оценка обучения» – оценка освоения студентами планируемых результатов обучения CDIO.

«Мы проанализировали концепцию CDIO и пришли к выводу, что для ТПУ она актуальна как никогда, – говорит проректор по образовательной и международной деятельности профессор Александр Чучалин, – поскольку университет модернизирует свои основные образовательные программы, в том числе и бакалаврские.

Для этого разработан образовательный стандарт ТПУ, базирующийся на Федеральном государственном образовательном стандарте и международных стандартах инженерного образования. И, по сути, с принятием концепции CDIO, в ТПУ инициирована разработка одного из элементов нового стандарта международного уровня для бакалавриата…»

Добавим к сказанному, что к инициативе CDIO, в том смысле, как её трактует MIT и другие ведущие университеты мира, Национальный исследовательский Томский политехнический университет присоединился первым из российских вузов.

Олег Плотников