Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Четыре вечера

Четыре вечера в \"плену\" чарующих звуков мировой музыкальной классики с народной артисткой России Людмилой Травкиной

Вечер первый: “Русская народная песня”

Вечер второй: \"Русская и зарубежная классика от ХIХ века до современности\".

20 января в МКЦ ТПУ состоялся второй концерт цикла \"По страницам мировой музыкальной классики\".

Вечер прошел замечательно. Он был открыт, как и прошлый,.. свечами. Народная артистка Россиию Людмила Травкина свое выступление начала с того, что зажгла свечи, живой огонь сразу же создал атмосферу тепла и доверия. Так родилась новая традиция этих неповторимых концертов.

В этот раз зрителям была предоставлена возможность познакомиться с произведениями классиков разных жанров. В программу были включены лучшие образцы оперной классики, оперетты, рождественские песнопения.

В концерте приняла участие студентка ИМОЯК Васса Коновалова, которая занимается в школе классического пения народной артистки России Людмилы Травкиной. Это был ее дебют.

Все, что делают сотрудники Международного культурного центра ТПУ, делается для публики, которая приходит на концерты. Постоянным зрителем этого проекта стал исполняющий обязанности проректора по научной работе и инновациям ТПУ Виктор Алексеевич Власов.

Мы попросили поделиться его своими впечатлениями:

- Несомненно, это замечательно, что при поддержке ректората и МКЦ проводится цикл концертов народной артистки России Людмилы Травкиной в сопровождении Томского муниципального Русского оркестра МКЦ ТПУ. Сотрудников нашего университета всегда отличала потребность в творчестве, красоте и духовности. Цикл этих концертов - подтверждение этому.

Талант и великолепный голос Людмилы Травкиной, гармонично подобранный репертуар, свечи на несколько часов очаровывают зрителей, собравшихся на концерты в зимние вечера. Несмотря на трескучие морозы, зрители уносят в своих сердцах глубокую благодарность, тепло и душевность, подаренные Людмилой Травкиной и Русским оркестром.

Хочется пожелать, чтобы такие встречи стали замечательной традицией в нашем университете, которая не только радует, но просвещает и сплачивает сотрудников.

Всем артистам и устроителям концертов большое спасибо, пусть процветает Ваш талант и желание дарить творчество зрителям. Хочется выразить особую признательность Людмиле Травкиной за ту радость и тепло, которое она вызывает своим творчеством в наших сердцах, за потребность передать свои знания и умения ученикам.

Хочется обратить Ваше внимание, уважаемые читатели, на тот факт, что уже второй концерт представляет публике дирижер из Красноярска Валерий Николаевич Шелепов.

Кто он, и почему с удовольствием приезжает в Томск, об этом он расскажет сам. Но сначала краткий комментарий: окончил Красноярское училище искусств по специальности \"народные инструменты (баян)\", Красноярский государственный институт искусств по специальности \"Концертный исполнитель, дирижер\". В 2002 году окончил аспирантуру Красноярской государственной академии музыки и театра по специальности \"дирижирование оркестром народных инструментов\".

В качестве дирижера в 2001 году завоевал Гран-при и стал лауреатом Первой премии I-го Всероссийского конкурса дирижеров русских оркестров (г. Красноярск).

С сентября 2007 года Валерий Шелепов назначен музыкальным руководителем Красноярского государственного театра музыкальной комедии - должность, которой ранее в театре не было.

Свой 49-й (2007-2008) сезон Красноярский театр музыкальной комедии открыл сюрпризом - премьерой рок-мюзикла по роману Этель Лилиан Войнич \"Овод\" на музыку Александра Колкера.

В 2008 году изменился статус театра. Теперь он называется Красноярский музыкальный театр.

С 2008 года Шелепов В.Н. является доцентом кафедры народных инструментов Красноярской Государственной академии музыки и театра.

- Валерий Николаевич, Вы получили образование \"народника\", а на протяжении долгого времени работаете с симфоническими коллективами. Почему?

- Директор музыкального театра комедии г. Красноярска Ю.И. Гвоздиков в 2001 году пригласил меня на должность дирижера, с тех пор я и работаю.

- Сложно было переключаться?

- Нет, главное понять специфику, мое образование позволило мне в классе дирижирования освоить, в том числе, и симфонический репертуар. Но дирижером можно стать только работая с оркестром.

- Ваши родители имели отношения к музыке?

- Нет. Мама-сурдопедагог, отец-водитель пожарной машины. Я вообще, до поступления в музыкальное училище, не учился музыке нигде. Брат учился год в музыкальной школе, ему купили баян, который долгое время стоял в шифоньере. Примерно лет в 14 мне стало скучно бегать по улице, я взял самоучитель игры на баяне и стал заниматься. В школу ходить не любил, поэтому учился неважно. Узнал, что в музыкальное училище принимают после 8-го класса. Пошел на прослушивание, и меня взяли. Так я и стал музыкантом.

- Как вы в первый раз попали в Томск?

- В 2003 году я был приглашен в Северский музыкальный театр на должность главного дирижера. За время работы в Северске участвовал в 10 новых постановках различных жанров: оперетт, балетов, детских музыкальных спектаклей, а также во многих концертных программах.

- Когда состоялось первое знакомство с РНО?

- В том же, 2003 году, в Томске состоялся III-й Музыкальный салон с участием солистов Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, народных артистов РФ Ларисы Курдюмовой и Евгения Поликанина. Музыкальный салон проходил в недавно открытом после реставрации Международном культурном центре ТПУ. Аккомпанировали приезжим артистам томские музыканты Светлана и Андрей Чудаковы (рояль, альт), а также Томский муниципальный русский народный оркестр Международного культурного центра ТПУ, меня пригласили в качестве дирижера. Впоследствии вместе с оркестром МКЦ мы сделали 5 программ.

- Когда Вам позвонили почти через 5 лет и вновь пригласили к сотрудничеству, что Вы почувствовали?

- У меня ёкнуло сердце. Я очень разволновался, так как достаточно долго не работал с РНО. Сомневался, получится или нет.

- Как прошла первая встреча с оркестром?

- Замечательно. Но поскольку времени было очень мало, надо было работать, и волнение отступило сразу.

- Что, на Ваш взгляд, главное в работе с оркестром?

- Нужно безупречно знать материал. Дирижирование - это, прежде всего, интуиция! Интуиция и энергетика! Вообще это тяжелая физическая работа, за два отделения концерта теряется энное количество килограммов. Если оркестр идет за мной как за дирижером, чувствует меня - я получаю энергетики в два раза больше, чем даю, и практически не чувствую усталости после концерта. А если еще концерт удался, то, порой, кажется, что всё можно повторить и еще раз.

- Я неоднократно слышала от Л.Ф.Травкиной, что ей очень легко с Вами работать, и она всегда ждет Вашего приезда, практически по ее инициативе пригласили именно Вас.

- История проста… Когда я приехал в Северский музыкальный театр, то меня поразило мастерство Людмилы Федоровны с первой репетиции и удивило, почему солистка такого уровня живет в маленьком сибирском городке. Она могла бы стать украшением труппы любого музыкального театра России. Ее вокальное оснащение, тонкий музыкальный вкус, любовь и преданность делу, которым она занимается, заслуживает огромного уважения. Меня поражает то, с какой самоотдачей она работает даже на репетициях! Это тот счастливый случай гармонии солиста, дирижера, оркестра.

- Расскажите поподробнее о своем коллективе в Красноярске.

- Это Красноярский Музыкальный театр, которому в этом году исполняется 50 лет. Сейчас мы готовим юбилейный концерт. Экскурс в историю театра посредством музыкальных произведений из различных спектаклей, которые были в репертуаре театра. Кроме этого, состоится премьера оперетты Ф. Легара \"Веселая вдова\".

- Как вы все успеваете?

- Маленький секрет - я работаю без выходных. Могу себе позволить отдых только летом, во время отпуска. Это тяжело, но привыкаешь.

- Помимо музыки есть еще увлечения?

- Самое главное увлечение - это моя работа! Я ею живу, ею и увлекаюсь, я однолюб!!!

- Несколько слов о семье, если можно.

- Жена - скрипачка, она во многом мне в свое время помогла, поддерживает и сейчас, хотя работаем мы в разных театрах, и это правильно! Я - молодой отец, у меня 14 января родилась дочь!

- Сегодня молодежь отдает свои предпочтения иным музыкальным жанрам и стилям. С Вашей точки зрения, какие перспективы у народной и симфонической музыки?

- Меня очень волнует этот вопрос. Духовность потеряна, но опять же не у всех, я работаю в театре и вижу, что молодежь с интересом посещает и классические, и современные постановки. Мы находим в истории подтверждение тому, что по истечении времени в обществе возникает интерес к классике, и это закономерно. Ведь именно классика дает ответы на многие вопросы, находит отклик в душе, так как проблемы, существующие сегодня, вечны. Об этом писали свою музыку Л. Бетховен, С.В.Рахманинов, П.И. Чайковский.

***

Подходила к финалу концертная программа, зал бисировал, а я поймала себя на мысли, что и во времена очередного экономического кризиса Томский политехнический университет продолжает укреплять и умножать традиции и, не ссылаясь на трудности, реализовывать подобные творческие проекты. А поэтому хочется воскликнуть: “Виват - Травкина! Виват - оркестр! Виват - ТПУ!”

Александра ВОРОНОВА, заместитель директора МКЦ ТПУ.

Вечер третий: “Поэзия романса”