Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Жизнь физико-химика, полная впечатлений

Впервые за 30 лет журналистской работы пишу о коллеге, именно таковым его считая, ведь доцент ХТФ Н.Ф. Стась, которому недавно исполнилось 70 лет, имеет к нашей профессии самое непосредственное отношение: на четвертом курсе ФТФ он активно стал сотрудничать с газетой \"За кадры\". Сначала в роли корреспондента, потом заведующим отделом комсомольской жизни, который, придя работать в Томский политехнический, когда-то возглавляла и я.

Он появился на свет под праздник Православного Рождества в селе Гонохово Алтайского края. Отец был механизатором, первым трактористом, мать занималась домом, ведь в семье - пятеро по лавкам. Отец и старший брат участвовали в Великой Отечественной войне и (О, счастье!) оба остались живы. Из села 170 мужчин было призвано на фронт, и только 12 вернулись. Брат впоследствии стал профессиональным лётчиком, а отец, несмотря на искалеченную руку, работал с рассвета до темна механизатором. Именно благодаря его заработкам, младший в семье смог пойти учиться. Большинству сверстников одеться было порой не во что. Хотя учительница, как вспоминает Николай Федорович, говорила: \"Не стыдитесь заплат, вещи должны быть просто чистыми\".

Отец воспитывал детей личным примером, и уже в 13 лет мальчишка работал у него в тракторной бригаде. Впрочем, дома на нем были и огород, и хозяйство.

Когда Николай Федорович рассказывает своему сыну о детстве, тот закономерно удивляется и не может себе представить, что роды у его бабушки принимала, за неимением фельдшера, повитуха, что учился его отец при керосиновой лампе, а информация о счастливой жизни в Стране Советов \"лилась\" только из небольшого репродуктора. Что в морозы только появившийся на свет теленок жил рядом с хозяевами, а под печкой, чтобы дождаться от пернатых к Пасхе несколько яиц, кудахтали куры. Одним словом - фэнтези для сегодняшней молодежи.

Уж точно везением было для мальчишки то, что за год до окончания им семилетки приняли решение об открытии в селе средней школы. По распределению приехали на работу выпускники ведущих московских вузов, что сразу сказалось на будущем Гонохово, дало ему новую жизнь, а ребятам - возможность продолжить образование. Хотя с самого детства Николай знал, что учиться дальше он обязательно будет, и учиться в Томске, в первом техническом вузе Сибири.

Еще один плюс - неподалеку от села проложили ветку железной дороги и, как только по ней пошли поезда, старшеклассников повезли на экскурсию в Барнаул. Мальчишки и девчонки впервые увидели город, так называемые \"блага цивилизации\", и это было последней каплей в кувшине желаний, одно из которых - чтобы \"жить стало лучше, жить стало веселей!\"

Так и приехал после школы наш герой с двумя товарищами-односельчанами в Томск, в политехнический институт, чтобы поступить на буквально недавно образованный, самый загадочный тогда и потому самый привлекательный физико-технический факультет. 1956 год... Мечты о полетах к другим цивилизациям и о покорении атома. Конкурс на 100 мест был по тем временам огромным: 49 медалистов зачислили сразу, а на оставшееся 51 место претендовали 435 желающих. 6 экзаменов, на которых минимально можно было набрать 26 баллов, Николай сдал. И с легкой руки тогдашнего декана физтеха Титова, который \"своеобразно\" разделил новоиспеченных студентов на несколько групп, он поступил хоть и на химическую специальность, но на самый престижный факультет ТПИ. Комплекса, что будет не \"чистым\" физиком, у парня не было, даже первые четверки в вузе, коих в школе было раз-два и обчелся, не смутили. Старательно занимался, библиотека еще с первого курса (и по сей день) - второй дом. Интересовала не только техническая литература: исправить пробелы деревенской жизни, в которой места художественным изыскам и представить было невозможно, стало для Н.Ф. Стася - делом чести. Поэтому выходные он проводил в Пушкинке, где можно было хоть целый день пропадать в читальном зале.

Аскетичный образ жизни на Кирова,4, ведь на факультете учились исключительно молодые люди, тоже требовал разнообразия и грез, так характерных в неполных 20!

Но всё - в меру. На первом месте - учеба и общественная работа, за очевидные успехи в которых Николай Стась был назван Ленинским стипендиатом, оценка, по тем временам, ну, ооо-чень высокая.

Вплотную наукой стал заниматься на старших курсах. У Николая Павловича Курина, заведующего кафедрой \"Химическая технология редких, рассеянных и радиоактивных элементов\" система в этом отношении была отлажена годами и опытом: четверокурсник приходит на занятия в закрытую часть, осваивая навыки химического эксперимента под руководством пятикурсника, над которым, в свою очередь, стоит студент-дипломник. Шестикурсник помогает в работе аспиранту, который является ответственным исполнителем хоздоговора, и цепочка эта обречена приносить положительные результаты в совместной работе. Прошел её и Н. Стась. До сих пор вспоминает он производственные практики, как целые вехи в студенческой жизни, которые оставили след не только в уме, но и на... ладони. Узнать свойство плавиковой кислоты однажды пришлось не воочию, а на ощупь: на резиновой перчатке, под которой была матерчатая, оказалась практически невидимая трещинка. И её хватило, чтобы совсем мизерной капельке проникнуть через препоны и добраться до кожи. Горело так, что рука казалась охваченной огнем, а через день ладонь и вовсе облезла до основания. Соблюдение техники безопасности с тех пор стало неотъемлемой частью любого научного эксперимента.

Итоги работы во время преддипломной практики на СХК, поразившего выпускника ФТФ своими масштабами, вошли в дальнейшем в кандидатскую диссертацию.

В феврале 1962 года Николай Федорович защитил диплом, и ему поступило предложение остаться на кафедре, продолжить заниматься научными исследованиями.

Процесс с каждым днем затягивал, подтверждая правильность выбранного пути, а характерная особенность Н.Ф. Стася непременно докапываться до истины, открывая новое, вывела его на литературу в редких источниках. Та помогла сделать определенные выводы и открытия, полупромышленные испытания прошли на радиохимическом заводе СХК, защита диссертации закономерно и ожидаемо состоялась раньше формального окончания аспирантуры.

При участии студентов и аспирантов он разработал технологию переработки радиоактивного нитрата натрия в продукты (щёлочь и кислоту), возвращаемые в радиохимическое производство. Параллельно - автоклавно-щелочной метод получения из железной руды сверхчистого железорудного концентрата. Этот метод и сегодня сохраняет свою новизну и актуальность, в том числе для Томской области в связи с освоением Бакчарского железорудного месторождения. Для Томского НИИ вакцин и сывороток им разработана технология получения очень дисперсного и сорбционноактивного гидроксида алюминия, который используется в производстве некоторых вакцин и сывороток. Николай Федорович занимался синтезом и исследованиями сорбентов для очистки воздуха в замкнутых помещениях (пилотируемые космические аппараты, подводные лодки, батискафы) и пигментов для красок и покрытий, устойчивых к действию ультрафиолетового излучения в вакууме. Он - автор свидетельств на 32 изобретения и около 100 публикаций в журналах и материалах конференций.

Вскоре начались менее приятные времена. Дальнейший труд над темой был неожиданно признан неактуальным, провинциалам дали понять, что мнение сибирских ученых, если и интересно, то не должно идти в разрез с открытиями и деятельностью более именитых столичных и зарубежных коллег.

Не беда. Николай Федорович всегда считал, что, работая в вузе, надо быть, прежде всего, преподавателем, но на кафедре № 43 не было нужной вакансии, и в 1971 году он перешёл на кафедру общей и неорганической химии, где вскоре стал доцентом и заместителем заведующего сначала по научной, а затем по методической работе.

Конец 70-х - начало 80-х годов Н.Ф.Стась называет провальными. Казалось, а, может, так и было, что в вуз приходили недостаточно подготовленные к обучению студенты. В высшем профессиональном образовании появились пробелы, которые, в первую очередь, отразились на обучении химии: в 2-3 раза сократилось время аудиторных занятий, по этому предмету был отменён вступительный экзамен. Пришлось основательно заняться педагогическими исследованиями, разработкой новых методов и средств обучения, изданием учебных пособий. По предложению Н.Ф. Стася на кафедре стал разрабатываться учебно-методический комплекс по химии. Сначала столкнулись с немалыми трудностями, потому что преподавателям общих кафедр не поощрялось заниматься написанием, к примеру, учебных пособий. В советский период считалось, что только центральные издательства имеют право снабжать вузы своей продукцией. Но Н.Ф. Стась с сотоварищи рискнули и написали задачник по химии, чтобы по нему студентам можно было выполнять индивидуальные домашние задания. Дальше - больше. Ректор в те годы - Ю.П. Похолков как-то сказал: \"Учебники подорожали, и почему мы должны кормить столичных авторов, разве нет своих специалистов среди политехников?\" Так преподавателям общенаучных кафедр был открыт в работе зеленый свет.

15 марта 1993 года методический семинар кафедры вынес вердикт о создании общекафедрального учебно-методического комплекса. С тех пор жизнь Николая Федоровича сосредоточена практически полностью на этом. Библиотека по праву считает его самым плодовитым автором. Трудности, естественно, есть - куда без них? Но они, как считает оптимист Стась, решаемы.

Главный стимул - благодарность студентов, а поощрительный приз - гриф УМО. К примеру, лабораторный практикум получил признание на самом высоком уровне, он издан издательством \"Высшая школа\". Сейчас на \"грифовании\" еще два пособия, в конце года планируется выдать сигнальный экземпляр учебно-методического комплекса, вместо разрозненных учебных пособий, состоящего из 5-6 книг, включающих всю необходимую информацию. Результаты работ в этом направлении публикуются в самых престижных педагогических журналах, в том числе: \"Высшее образование в России\", \"Открытое образование\", \"Стандарты и мониторинг в образовании\". Самое приятное, что учебно-методические комплексы, родоначальником которых является кафедра общей и неорганической химии, будут создаваться на всех факультетах. Вообще, стоит заметить, что подобный опыт создания УМК в Сибири - первый, причем, в стране подобных учебно-методических комплексов всего три.

А ведь преподавательская работа тоже требует немалых сил - два потока студентов, которым читает лекции доцент Н.Ф.Стась, вполне довольны своим наставником, судя по рейтингу. Подстегивают к повышению знаний практические работы, лабораторные, на которых подход к студентам требует определенной индивидуальности и внимания.

Недавно по инициативе директора ИИП М.Г. Минина стала разрабатываться технология объективного независимого контроля. Оценка на экзамене, который \"принимает\" компьютер, более объективна, и рассчитывать на человеческий фактор будущим специалистам с дипломом ТПУ уже не приходится. В 2004 году, когда нынешний ректор ТПУ П.С.Чубик, занимая должность проректора по учебной работе, поддержал инициативу подобной экзаменации, процесс пошел просто семимильными шагами. В 2006 году М.Г.Минин, Е.В.Жидкова, Н.Ф.Стась, В.В.Мамонтов и О.Б.Родкевич за эту разработку стали лауреатами премии Томской области в сфере образования, науки и культуры. Интересно то, что сын Андрей Стась после окончания факультета информатики ТГУ стал преподавателем в педагогическом университете, и тоже награждён званием лауреата такой же премии, но в конкурсе 2008 года.

Кстати, в программе недавно избранного ректором Петра Савельевича Чубика сказано о необходимости внедрить на всех уровнях систему независимого объективного контроля. Так что эксперимент за пять лет себя вполне оправдал и дает положительные результаты. Ведь работодателю, понятное дело, не все равно, какой специалист приходит к нему на производство - ему нужны знания, которые были оценены в вузе не за красивые глаза и не за всепрощающую любовь к ближнему. Отсюда вывод: научная работа - это не только контакт с компьютерами и прочими \"железяками\". Это еще и инженерная педагогика, без которой в наше время - прошлый век.

Везде, где бы он ни работал, о Николае Федоровиче отзываются не только как о прекрасном специалисте, но и как о приятном собеседнике и безотказном человеке. Он никогда не останется безучастным к проблемам других, потому что не сочтет их чужими. С различными просьбами приходят к нему молодые преподаватели, зная, что подскажет, опираясь и на житейский опыт, и на практический.

Во многом это идет и от умения общаться с людьми на разных уровнях. У них с общественной работой в принципе - общий корень. Николай Федорович на протяжении многих лет был членом месткома, членом президиума месткома, председателем организационно-массовой комиссии.

Как ощущает себя в родном Томском политехническом? Не задумываясь, ответил - патриотом. Никогда не возникало желания покинуть Альма-матер, хотя предложения поступали, и довольно заманчивые.

Николай Федорович и сегодня держит себя в тонусе и хорошей физической форме. Всегда любил выводить семью на лыжные прогулки, а лето и осень щедро одаривали знатока сибирской тайги и болот дикоросами, которых на \"горбушке\" принес в четырехведерных коробах не счесть. А вот охотника из него не вышло, поэтому подаренное на юбилей ружье выстрелило лишь один раз - первый и последний. Любовь ко всему живому, конечно, из детства. Родное село с одной стороны окружала степь, превращавшаяся весной в разноцветное море, волнами в котором были дикие тюльпаны, благоухающий Марьин корень и еще сотни представителей разнотравья. С противоположной - ленточный бор со своими красотами и дурманящими запахами.

Не удивилась, услышав, что Николай Федорович счастлив в браке. 47 лет идти по жизни рядом с избранницей - мечта любой семейной пары. Это была любовь с первого взгляда, и он до сих пор остался таким же теплым и восторженным, как ощущение от симфонического концерта, который их познакомил.

70 лет для мужчины - как ни крути, возраст подведения определенных итогов. Уверена, что уважение коллег, любовь близких - есть результат неиссякаемой энергии и интеллекта Н.Ф.Стася.

Присоединяясь к поздравлениям, которые, безусловно, звучали в его адрес за праздничным столом, желаю юбиляру плодотворной работы, покорения новых вершин и неустанного движения вперёд! Ведь талантов и трудолюбия Николая Федоровича хватит ещё на многие достойные и перспективные дела!

Галина ВЕНДЕЛЕВА.