Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Действующий потенциал

Итоги выполнения Инновационной образовательной программы университета подвела научно-практическая конференция, проходившая в Томском политехническом университете 20-22 января 2009 года.

Для участия прибыли представители университета, Сибирского отделения РАН, ректоры, проректоры, начальники управлений вузов России - ИНЭКА (Набережные Челны), КузГТУ (Кемерово), МИРЭА (Москва), НГТУ (Новосибирск), ТГУ (Томск), ТюмГНГУ (Тюмень), УГАТУ (Уфа), ЮФУ (Ростов-на-Дону) и др. - сотрудники администрации Томской области, муниципалитета, Торгово-промышленной палаты г. Томска, руководители предприятий города и области.

Общее число зарегистрировавшихся для участия - 160 человек…

\"Несмотря на мороз и мировой экономический кризис, в нашей аудитории царит тёплая и дружеская атмосфера...\", - обратился к участникам конференции ректор университета, профессор П.С. Чубик.

В короткой преамбуле, предварившей рабочую часть конференции, Пётр Савельевич напомнил присутствующим о том скепсисе, коим были встречены приоритетные национальные проекты, и о тех переменах в общественном сознании, которые происходят в ходе реализации проектов.

В частности, ректор отметил, что проект \"Образование\" стал катализатором создания новых образовательных моделей, ориентированных на комплексное решение задач экономического и социального развития территорий, и одновременно - базой для перехода в качественно новую фазу.

Предполагается, что уже в текущем году Министерство образования и науки РФ объявит следующий конкурс - интегрированных сетевых научно-образовательных программ, обеспечивающих максимальное взаимодействие науки и экономики с образованием. И это явится новым этапом фундаментальной перестройки системы высшего образования страны.

П.С.Чубик заключил своё обращение к участникам конференции пожеланием успешной работы и предоставил слово заместителю губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию В.И. Зинченко, который отметил условия кризиса, в которых завершает свой Инновационный образовательный проект Томский политехнический университет. Он также напомнил о том, что три вуза Томска победили в нацпроекте, и за три года их суммарные приобретения в части новейшего оборудования составили 1,5 миллиарда рублей.

Владислав Иванович уточнил, что такого пополнения аналитико-технологического оборудования в истории университетского Томска не было. Но задача навырост - наращивать обороты, чтобы не только вернуть \"должное\", но и доказать действующий инновационный потенциал, утверждая реальность создания Национального исследовательского университета в том варианте, как его предлагает Томск.

К тому есть все предпосылки, (в этом числе - Томская особая экономическая зона технико-внедренческого типа), намечены индикаторы, которых участники проекта Национального исследовательского университета должны достичь через 5 лет. В частности: выход на производство наукоёмкой продукции в объёме 10 млрд. рублей и создание 5 тысяч рабочих мест.

\"Показатели очень напряжённые, но достижимые. А ситуация обязывает Россию перейти к конкурентоспособным технологиям так, как это делают за рубежом: иначе разрыв в темпах развития после кризиса только увеличится. Поэтому так важно ответить на вопросы \"что делать\" и \"к чему готовиться\" на пути к новому старту…\", - сказал В.И. Зинченко.

Серия приветствий конференции завершилась коротким выступлением заведующего кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования, профессора Ю.П. Похолкова.

Юрий Петрович сказал об ИОП ТПУ как о проекте, который завершает достаточно длительный этап развития университета, и предложил рассмотреть потенциал его влияния на высшее образование в России, экономику Томской области, Сибири и страны в целом.

Так начался первый день работы, в течение которого были представлены несколько докладов. Первым прозвучал доклад \"Роль ИОП ТПУ в развитии Томского политехнического университета и российской системы высшего образования в целом\" (профессор П.С. Чубик).

Представили свои презентации руководители направлений ИОП - профессора О.Л. Хаcанов, В.И. Бойко, Ю.И. Тюрин, Е.Г. Язиков, В.З. Ямпольский, В.А. Климёнов, В.В. Лопатин, Б.Л. Агранович.

С оценкой итогов выполнения ИОП выступили члены независимого Экспертного совета, созданного приказом ректора от 04.12.08 № 7383, в состав которого вошли профессор Ф.П. Тарасенко (ТГУ), А.Я. Эскин (Томская торгово-промышленная палата), В.И. Зинченко (администрация Томской области) и другие.

Затем участники конференции получили возможность своими глазами увидеть научно-образовательные центры опережающей подготовки специалистов, которые были созданы в рамках реализации ИОП ТПУ. Эти экскурсии, как отмечали наши гости, \"производят потрясающее впечателние\".

Второй день конференции открылся докладом профессора Ю.П. Похолкова \"Подготовка инновационных менеджеров для научно-образовательной сферы\" и работой двух “круглых столов”. Тема первого - \"О потенциальных возможностях использования результатов выполнения ИОП ТПУ для развития вузов России\" (ведущий - профессор П.С. Чубик).

Второй “круглый стол” - \"Влияние результатов выполнения ИОП ТПУ на подготовку кадров и выполнение НИР для ведущих предприятий российской экономики\" (ведущий - профессор Ю.П. Похолков).

В рамках \"столов\" были озвучены презентации профессоров - А.И. Чучалина, И.Е. Никулиной, В.А. Власова, В.А. Климёнова, В.В. Лопатина, Б.Л. Аграновича; доцентов - В.А. Пушных, А.Н. Яковлева.

В ходе работы представители вузов России смогли задать вопросы (нередко - довольно острые), которые возникли после презентаций первого дня и по ходу выступлений на “круглых столах”. В частности, прозвучал главный вопрос современности, который озвучил ректор Марийского государственного технического университета, профессор Е.М. Романов.

Суть: что делать тем, кто не получил субсидии от государства, как развиваться без столь мощного начального импульса, какой получили вузы-победители… При этом Евгений Михайлович отметил, что \"самое ценное, что дала эта конференция - это… сам подход, методология, принципы, которые опытным путём выработал в процессе реализации Инновационного образовательного проекта коллектив Томского политехнического университета\".

Следующим и прагматическим ответом на этот сформулированный самим временем вызов стало подписание Соглашений о сотрудничестве в области учебной деятельности, научных исследований, культурных связей между ТПУ и вузами-участниками состоявшейся конференции.

Что касается оценки работы коллектива ТПУ, то вот что отметили участники Экспертного совета:

  • \"недостаточно проработано методическое обеспечение и технология отбора и формирования контингента студентов для обучения по системе элитного образования;
  • не налажены должные контакты с создаваемыми в стране государственными корпорациями, которые могут выступить реальными корпоративными заказчиками элитных специалистов и команд профессионалов;
  • недостаточно проработана организационная структура инновационных научно-образовательных центров;
  • недостаточно интенсивна загрузка центров коллективного пользования\".

***

Общим логичным итогом двух напряжённых лет и завершением научно-практической конференции \"Итоги выполнения Инновационной образовательной программы университета\" стало решение, в финальной части которого, в частности, говорится:

  1. Считать, что запланированные показатели результативности \"Инновационной образовательной программы развития в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям науки, технологий и техники\" выполнены в полном объеме.
  2. В соответствии с решением Экспертного совета рекомендовать руководству университета:
    • использовать результаты выполнения ИОП для трансформации ТПУ в Национальный исследовательский университет;
    • продолжить работу по установлению необходимых контактов с создаваемыми в стране государственными корпорациями по прорывным направлениям техники и технологии как возможными реальными заказчиками элитных специалистов и команд профессионалов мирового класса;
    • продолжить работу по реализации подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня;
    • разработать систему привлечения талантливой молодежи для обучения по программе элитной подготовки;
    • ориентировать повышение квалификации профессорско-преподавательского состава университета на долгосрочные стажировки в вузах и организациях стратегических партнеров и корпоративных заказчиков с целью более полного ознакомления с их возможностями и проблемами.
  3. Продолжить практику:
    • создания центров коллективного пользования с целью эффективного использования приобретаемого уникального оборудования;
    • укрепления материально-технической базы за счет современного уникального специализированного оборудования для обеспечения подготовки специалистов мирового класса и проведения соответствующих научных исследований;
    • формирования интегрированных инновационных структур, ориентированных на подготовку специалистов мирового уровня и проведение междисциплинарных научных исследований.
  4. Руководству университета продолжить разработку системы мероприятий для создания необходимых условий сохранения достигнутых результатов после прекращения государственной субсидии.