Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Зимняя Школа ЭТО: накоплен положительный опыт

В январе в ТПУ реализован образовательный проект \"Зимняя Школа для студентов 1-2 курсов системы Элитного технического образования\".

Занятия в Школе проводились по направлениям: английский язык в формате языкового и поликультурного погружения”. Занятия вели руководитель направления - к.п.н., доцент, зав. кафедрой МПИЯ ИМОЯК Слесаренко И.В., преподаватели ИМОЯК ТПУ Ремезова Л.В., Булыгина Ю.Г., Лутошкина О.С., Ульянова У.А.

Психолого-педагогический блок разработан психологом Отдела элитного образования и магистратуры Солодовниковой О.М.

Слесаренко И.В.:

- Английский язык занимает половину времени, отведенного для занятий в рамках всего проекта Зимней Школы. Поэтому изначально одной из основных задач являлось разработать комплексную систему взаимосвязанных учебных модулей, а также предложить студентам формы совместной деятельности, где иностранный язык являлся бы средством познания, поддерживал мотивацию и стремление к общению, позволил бы студентам, в том числе с минимальным опытом иноязычного общения, гармонично вписаться в предлагаемый формат работы. В результате английский язык в Зимней Школе представлен учебными модулями \"Verbal Reasoning\", \"Culture Class\", \"Language Games\", \"Making Presentations\".

Основным принципом организации занятий по направлению \"Английский язык\" в рамках Школы является принцип опосредования деятельности иностранным языком: язык - не самоцель обучения, а инструмент выполнения другой деятельности.

Мы хотели создать условия для применения английского языка как средства решения нелингвистических задач в проектной, командной работе, как средства повседневного общения в рамках Школы.

Иностранный язык - это не только набор лексических и грамматических правил, это, в том числе отражение иной культуры, поэтому мы также поставили задачу познакомить студентов с особенностями межкультурного англоязычного общения.

По итогам работы Школы можно смело сказать, что поставленные задачи успешно решены. Студенты активно участвовали в подготовке проектов, командной работе. Для некоторых участие в такого рода Школе - переломный момент в восприятии себя как человека, способного успешно осуществлять деятельность на иностранном языке.

Особенно порадовали презентации инновационных идей и технологий, выполненные студентами по итогам командной работы над творческими проектами. Это одни из первых попыток студентов младших курсов осознать себя как будущего специалиста, готового и стремящегося к инновациям. В хорошем смысле поразила серьезность восприятия своих проектов студентами, готовность и способность отстаивать свои идеи перед другими командами, которые с неменьшим удовольствием задавали большое количество вопросов о цене будущей технологии и ее практическом применении.

Отмечу искреннюю заинтересованность студентов в результатах своей деятельности и высокую мотивацию к работе на английском языке. Хочется также отдельно отметить старшекурсников - студентов системы ЭТО, Гурикова Олега и Останину Наталью за участие в организации проектной работы студентов 1-2 курсов, работу в жюри.

Надеемся, что накопленный опыт реализации подобных образовательных проектов позволит преподавателям применять новые формы работы на занятии, а нашим студентам поможет полюбить английский язык как ключ к другому миру, другой культуре, как средство самообогащения и самореализации в будущей учебной и научной деятельности студентов политехников.

Солодовникова О.М.:

- Блок психолого-педагогических мероприятий включает психологические тренинги и культурную программу. Программа каждый год обновляется на 30 - 40%. В этом году студенты ЭТО занимались проектированием своего жизненного пути и изучением своего внутреннего “Я” на тренингах личностного роста \"Моя Жизнь\" и \"Маски\". Эти тренинги позволяют ребятам осознать свою ответственность за все происходящее в их жизни и создать образ своего будущего. Тренинги \"Управление стрессом\" и \"Управление социальными проектами\" позволили участникам школы приобрести навыки саморегуляции в стрессовых ситуациях и навыки создания социальных проектов. При этом все проекты, разработанные в рамках тренинга, актуальны, реальны и будут реализованы на ЭТО в ближайшие полгода. Погода несколько отодвинула тренинг командообразования \"Бастион\", традиционно завершающий программу Зимней школы и демонстрирующий один из важнейших навыков, приобретенных студентами - навык эффективной командной работы.

Культурная программа Зимней Школы этого года включала в себя экскурсию в Heriot-Watt; ставшую традиционной встречу с выпускником кафедры робототехники ТПУ Владимиром Захаровым, создателем театра \"Живые куклы\"; посещение спектакля \"Семейный портрет с посторонними\" Томского Драматического театра и новый семинар - практикум \"Ресторанный этикет\", созданный сотрудником отдела ЭТО А.Н. Юдиной и принятый студентами \"на ура!\".

Баранов Илья (студент 2 курса ЭТО, участник Зимней Школы):

- По программе \"Зимняя Школа ЭТО\" английский язык должен был отнимать львиную долю времени. Это не могло не настораживать, так или иначе большинство из нас отправлялось в ЗШ с целью приятно провести время, пообщаться друг с другом. Первый английский и стал первым приятным сюрпризом. Этот английский значительно отличался от привычных занятий уже тем, что на первых парах самой популярной была фраза \"Почему на русском??!\". Также абсолютно новой казалась необходимость объяснять все возникшие языковые проблемы на языке, на котором, собственно, и возникали проблемы. Первое время было не столько сложно, сколько непривычно. Все время общения (то есть около четырёх часов в день) русский язык звучал, в лучшем случае, на пятиминутных перерывах. Стоит отметить и программу языка. Нам давали темы, на которые было интересно общаться и на русском, а достойные оппоненты и непонятный язык только подстёгивали интерес. Преподаватели тоже выражали своё мнение, вступали в дискуссии, отстаивали свою точку зрения, и, самое главное, не признавали разговоров на русском, что просто не оставляло нам выбора. После английского возникали даже некоторые проблемы с переходом обратно на русский язык, по привычке всё, что слышал на русском, переводил на английский. Также на английском языке были даны задачи, реальные проблемы, решения которых было необходимо найти и презентовать также на английском, еще и при дефиците времени. Наконец, презентация была оформлена и представлена на суд зрителей и по совместительству соперников. Во время представления задачи требовалось весь диалог вести на английском, несмотря на отсутствие знаний специальных терминов.

Но это оказались не единственные проекты, которые нам было необходимо представлять в ЗШ. Позже были даны задачи на разработку реальных социальных проектов Элитного технического образования. Что ж, проекты были разработаны, представлены и одобрены администрацией ЭТО. Теперь дело за реализацией.

Особый интерес представляли психологические тренинги. Для участников, выходивших после тренингов, всегда имелась пища для размышления, местами возникла необходимость переосмысления того, что до недавнего времени считал истиной. В общем возникла необходимость переварить новую информацию, возможно принять некое решение относительно курса жизни.

Также школа включала в себя культурную программу, в которой для меня лично было пара открытий. Например, \"Театр живых кукол\" - кроме просмотра интересной, действительно познавательной пьесы, ещё и опыт общения непосредственно с создателем, технарём, близким по духу к политехникам, очень необычным человеком.

Откровением был \"Ресторанный этикет\", знакомый исключительно по зарубежным фильмам. Стало понятно назначение огромного количества различных приборов, чашечек, ложечек... Прояснилось их значение и техника расположения. Библиотека блюд \"Борщ, пельмени, ролтон, лапша, гречка...\" пополнилась новыми экзотическими названиями, такими как \"фуа-гра, сибас...\"

И обед... Это одна из приятнейших частей расписания, обед и ужин были сытными и вкусными, что особо приятно после изнурительной сессии.

В общем, Зимняя Школа оставила после себя кроме приятных ощущений ещё и массу полезной информации в голове.

Образовательному проекту Зимняя Школа для студентов ЭТО - идее, реализуемой начальником отдела элитного образования и магистратуры Ю.Ю.Крючковым, уже четвертый год. Более 200 студентов Элитного технического образования прошли через программу Зимней Школы за этот период.

ОЭОиМ отдельно благодарит и.о. проректора по УР Ирину Евгеньевну Никулину, начальника УМО ТПУ М.А.Соловьева, начальника управления социальной и воспитательной работы ТПУ М.В.Ведяшкина за активную и постоянную поддержку в реализации проектов ОЭОиМ для студентов Элитного технического образования ТПУ.