Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Менеджмент в высшей школе России как критерий оценки инновационного вуза

В настоящее время одним из наиболее объективных критериев оценки инновационного потенциала высшей школы стали сертифицированные по международным стандартам системы менеджмента. Инновационные продукты вуза в виде новых образовательных программ, результатов научных исследований могут быть поддержаны и будут получать реальное развитие только при наличии в вузе системы менеджмента, которая позволяет сопровождать процессы коммерциализации инновационного продукта вплоть до выхода на IPO.

Американские вузы, которые на каждый доллар инвестиций получают 35 долларов прибыли, путь инновации до IPO считают просто очевидным и необходимым. Российская же система бизнес-инкубаторов и технопарков сопровождает инновацию лишь до выпуска первой серии. Зачастую эта первая серия с трудом может воспроизводиться в массовых количествах, далее полностью отсутствуют гарантии стабильного качества уже серийной продукции и ее сопровождения.

Становится очевидным, что сами бизнес-инкубаторы и технопарки должны иметь эффективные системы менеджмента, валидированные по международным стандартам. Инновация, попадая в такой бизнес-инкубатор, должна строго выполнять все требования к бизнес-процессам сертифицированной системы менеджмента, которая дает им право пользоваться на период нахождения в бизнес-инкубаторе лейблом того органа по сертификации, который сертифицировал бизнес-инкубатор. Покидая бизнес-инкуботор, новая фирма, прежде чем отправиться в самостоятельное плавание проходит уже сертификацию своей системы менеджмента, что гарантирует ей устойчивое положение на мировом рынке и стабильное устойчивое развитие.

Если мы посмотрим на старую Европу, то увидим такие же движения к построению систем университетского менеджмента в самых крупных и самых известных университетах. Более того, ряд вузов уже прошел международную сертификацию. Конкретные примеры можно взять из Технического университета Берлина, с которым Томский политехнический университет в феврале 2007 года подписал соглашение о взаимном признании дипломов по ряду специальностей. Руководство TU Berlin считает, что образовательная инновация в виде международно аккредитованной образовательной программы имеет право на жизнь только в случае наличия в вузе системы менеджмента, которая поддерживает эту инновацию на должном системном уровне. Самый престижный технический университет Швейцарии ETH Zurich построил и сертифицировал систему менеджмента качества учебных и научных инноваций, опираясь на информационную систему университета, сделав тем самым систему, в которой принимают участие все сотрудники и все студенты вуза как пользователи этой информационной системы. Это предложение Сибирского сертификационного центра о построении так называемых самообучающихся систем менеджмента уже нашло первую реализацию в Швейцарии.

Кроме вузов, в мире для продвижения системы образования активно развивается и международный менеджмент в средней школе. Особые успехи в этом направлении имеет Италия. Средняя школа, которая построила и сертифицировала систему менеджмента, сразу становится объектом инноваций, государство финансирует техническое перевооружение школы, вузы открывают в такой школе свои отделения, резко возрастает потенциал уже принципиально нового учебного заведения, его влияния на регион и развитие в регионе инновационного бизнеса. Реализуется принцип непрерывности предоставления качественных образовательных услуг, ведущих к созданию и коммерциализации инноваций. Возрастает роль эффективной связи образования, бизнеса и науки, корпоративной культуры и общественно-профессиональных объединений. Россия отстает от передового Запада, но отдельные вузы, а среди них Томский политехнический университет, как флагман, хорошо узнаваемы на мировом рынке образовательных и научных услуг.

Крупный российский бизнес и наука высоких технологий также активно развивают современный менеджмент от стратегии через процессы к информационному менеджменту. Постепенно такие оценки международной валидации систем менеджмента стали основой признания в научно-образовательном пространстве. В постсоветском обществе существовало и существует до сих пор, более того, плодится огромное число надуманных бюрократических \"учитывающих российскую специфику\", не признаваемых ни одной страной мира систем сертификации и придуманных чиновниками и рядом вузовских сотрудников, получающих от этих чиновников финансирование, критериев, которые абсолютно не отражают действительных реалий.

Данные системы направлены на укрепление позиций бюрократов, которые получают дополнительный доступ к перераспределению финансовых потоков, а роль оценки менеджмента вузов сводят только к неэффективному государственному контролю людьми, не имеющими соответствующего образования и профессиональной квалификации.

Для того чтобы уйти от этой, ведущей в никуда, ситуации, рассмотрим реальное влияние систем менеджмента в высшей школе на возможность оценки каждого вуза на предмет его реального положения в мировом и российском табеле о рангах, реальной востребованности его специалистов на мировом рынке труда, финансовой привлекательности, возможности занятия своей ниши в мировом образовательном и научном пространстве, инвариантности от внешних возмущений.

Выводы:

1. Перед инновационной высшей школой России сейчас есть две альтернативы развития систем университетского менеджмента:

- общественно-профессиональная система, соответствующая всем международным требованиям к легитимности предоставляемых услуг, международной аккредитации органов по сертификации органами по аккредитации, являющимися членами IAF, использования при подготовке аудиторов международно-признанных учебных программ, использование в качестве преподавателей только аудиторов IRCA, валидация систем менеджмента путем международной сертификации на соответствие требованиям международных стандартов; административно-командная система, не признаваемая ни одной страной мира, \"самобытные, учитывающие российскую специфику\" системы сертификации, \"самобытные\" конкурсы, типа конкурса Правительства РФ за качество, \"самобытные\" учебные планы и программы, \"самобытная\" аккредитация образовательных центров и т.д.

2. Опыт Томского политехнического университета, одного из крупнейших инновационных вузов в России, начавший свою рыночную историю в 1991 году, а также 30 вузов России, Казахстана, Беларуси, которые прошли сертификацию в NQA Global Assurance Russia, показывает:

- каждый вуз достиг прозрачного саморазвивающегося менеджмента, который в своем развитии опирается только на процедуры и действия, обладающие международной легитимностью, наращивает свою систему, сертифицированную NQA Global Assurance еще в 2001 году по стандарту ISO 9001:2000, менеджмента знаний, информационного менеджмента, инновационного менеджмента, ментального менеджмента и менеджмента социальной ответственности (SA 8000) и т.д.; международное признание лидерства ТПУ в мировом образовательном пространстве; опыт Томского политехнического университета мультиплицирован более чем в 40 ведущих вузах России, имеет результаты в Германии, Швейцарии, Италии, Казахстане, Беларуси, Китае и т.д.; образовательный центр \"Менеджмент качества\" ТПУ выпустил более 5000 менеджеров по качеству, уполномоченных по качеству с сертификатами, имеющими международную легитимность. Десятки тысяч менеджеров из высшей школы, науки, бизнеса приняли участие в мастер-классах, Форумах менеджмента и т.д., проводимых Сибирским сертификационным центром ТПУ.

Основные задачи по устойчивому развитию системы менеджмента инновационного вуза:

- обеспечение наивысшей оценки университета со стороны мирового общества, студентов, сотрудников, семьи; обеспечение инвариантности университета от бюрократических возмущений как внешних, так и внутренних; обеспечение высокого рейтинга университета в мировых рейтингах; создание условий обеспечения устойчивого развития университета на основе международных норм GRI (Global Reporting Initiative); обеспечение постоянного роста университета, включая и виртуальные образования с крупнейшими вузами мира; создание условий для возникновения и развития новых научных школ, процветания, поддержки и внедрения инноваций (внедрение системы менеджмента инноваций); развитие научных школ через коммерциализацию результатов, международная сертификация, выход на мировые рынки, проведение IPO; создание новых образовательных школ на базе научных; обеспечение эффективного функционирования системы менеджмента университета; поддержка непрерывного развития системы менеджмента.

Методы и инструменты развития системы менеджмента инновационного университета:

- создание условий для саморазвивающейся системы менеджмента (на базе современных информационных технологий и менеджмента знаний); развитие виртуальной системы менеджмента, создание виртуальных офисов во всех отделениях университета и партнерских вузов, НИИ и инновационных компаний, бизнес-инкубаторов и технопарков, обеспечение доступа к системе менеджмента из любой точки мира; обеспечение соответствия системы менеджмента качества университета требованиям международного стандарта ISO 9001:2000; обеспечение выполнения миссии, стратегии университета на всех уровнях управления; совершенствование подготовки бизнес-аналитиков; обеспечение движения менеджмент-ревью от кафедры до Ученого совета университета; гарантии прослеживаемости образовательных и научных инноваций от автора до внедрения в процесс; создание системы контроля исполнительности в рамках СМК университета; обеспечение согласованности СМК и справочника по управлению вузом; обеспечение единой системы в разработке учебно-методических и технико-экономических документов университета; создание системы безбумажной технологии в делопроизводстве; обеспечение гарантии признания системы менеджмента университета на национальном и международном уровне.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ СЕРТИФИКАЦИОННЫХ УСЛУГ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА

Инновационный бизнес требует наличия сертифицированных систем менеджмента в вузах и НИИ, которые являются родителями и авторами большого числа инновационных продуктов. Как же правильно выбрать орган по сертификации, чтобы не промахнуться, а получить устойчивое развитие и мировое признание инновационной деятельности?

Основными критериями определения легитимности являются:

- Аккредитации органа по сертификации; область аккредитации, которая включает в себя 39 кодов (максимум); квалификация аудиторов, подтверждаемая образованием, опытом работы, регистрацией в едином международном реестре IRCA

Организаций по аккредитации органов по сертификации, инспекции и т.д. не так уж много. Их можно разделить на три группы.

Первая группа - самые известные, работающие по всему миру - у них непогрешимая репутация. Аккредитация в этих органах означает автоматическое признание в тех странах, где они работают. К таким организациям относятся, в первую очередь, UKAS (офис в Великобритании). RvA (офис в Голландии), UKAS, к примеру, работает более чем в 150 странах. Ими создан международный форум органов по аккредитации IAF. IAF вырабатывает общие требования к деятельности органов по сертификации, оформляются они в виде стандартов для деятельности органов по сертификации, в частности, EN 45012, ISO|IEC Guide 62, ISO|IEC 66 и др. Примерами органов по сертификации, имеющих такую аккредитацию служат: SGS, NQA Global Assurance, DNV, BVQA

Вторая группа - авторитетные органы по аккредитации, которые работают, за некоторым исключением, в своих странах. Это независимые, негосударственные органы, имеющие хорошую репутацию, доказавшие свою компетентность, объективность и непредвзятость, примеры: ENAС (Испания), COFRAC (Франция), BELCERT (Бельгия), TGA/DAR (Германия), DANAK (Дания) и др. Примерами органов по сертификации, имеющих такую аккредитацию служат: TUV International RUS, Интерсертифика, другие ТЮФы, работающие в России. Отсутствие большого международного опыта делает менее престижными и авторитетными аккредитации второй группы.

Третья группа - органы, не подписавшие многостороннее соглашение или MRA, не имеющие международного признания и использующие в своей работе внутригосударственные обязательные нормы и правила. Такие органы по аккредитации не принимаются в IAF. Примерами органов по сертификации, имеющих такую аккредитацию, служат: ГОСТ Р и многие ведомственные органы по сертификации.

NQA - Russia, являясь 100% дочерней компанией NQA Global Assurance, имеет все ее аккредитации. Легитимность аккредитации ежегодно проверяется аудиторами NQA Global Assurance, последний аудит был в октябре 2006 года. 3-4 мая 2006 года впервые в России NQA-Russia прошла прямой надзорный аудит со стороны UKAS, что подтверждает легитимность сертификационных услуг NQA-Russia. Аудиторы NQA-Russia являются ведущими аудиторами и аудиторами IRCA.

NQA Training & Development Russia имеет лицензии на подготовку ведущих аудиторов IRCA и проводит такие тренинги.

Нерадивые структуры, которые предоставляли и продолжают предоставлять нелегитимные услуги в России, будут буквально в первые недели реальной жизни в ВТО жестко наказаны, вплоть до получения \"волчьего билета\". Международные общественные организации уже бьют в набат по поводу нелегитимных сертификатов в России. Так, например, известная экологическая международная организация GREENPEACE, анализируя экологическую ситуацию в России, нашла, что самые грязные по влиянию на окружающую среду предприятия имеют от одной питерской компании российские сертификаты на систему экологического менеджмента. Компании этой уже нет, а ее руководители и сотрудники вряд ли найдут себе работу в подобном бизнесе. Сейчас на Томском рынке трудится достаточно подобных компаний. Заказчики услуг, пожалуйста, не покупайте у них то, что так заманчиво дешево, во-первых, это Вам и сейчас абсолютно ни к чему, а в режиме ВТО и Болонского процесса станет просто выброшенными деньгами, а внутренний и внешний имидж будет надолго подорван.

www.nqa.com, www.nqa.ru
e-mail: nqa@tpu.ru