Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Х-й съезд Ассоциации инженерного образования России

27 марта на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) в Москве состоялся Х-й отчетно-выборный съезд Ассоциации инженерного образования России. В съезде приняли участие делегаты от региональных отделений Ассоциации, представители властных структур, международных общественных организаций в области инженерного образования, участники международного симпозиума \"Опережающее инновационное образование и подготовка элитных специалистов в области техники и технологий\" и рабочего семинара по проекту RUSERA-EXE, а также представители вузов, научно-производственных предприятий и организаций.

На заседании с приветственной речью к съезду выступили Г.А. Месяц, вице-президент РАН; Е.Я. Бутко, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию; В.М. Ситцев, вице-президент Международного союза научных и инженерных общественных объединений; К. Бори, президент SEFI (Европейское общество инженерного образования); Ф. Вотерс, генеральный секретарь FEANI (Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций); Д. Августи, президент ENAEE (Европейская сеть обеспечения качества инженерного образования) и другие. Приветственные телеграммы в адрес Х съезда Ассоциации направили С.М. Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ и Н.И. Булаев, председатель комитета Государственной думы по образованию и науке.

На съезде с отчетом Правления Ассоциации за период с 27.03.03 - 27.03.07 в интерактивном режиме выступил Ю.П. Похолков, Президент Ассоциации инженерного образования России, ректор Томского политехнического университета. Юрий Петрович напомнил, что Ассоциация инженерного образования России является общественной организаций, объединяющей физических лиц. И в связи с этим является ярким примером реализации элемента гражданского общества в России. Посредством этого элемента научно-образовательное сообщество может свободно и без оглядки на административные структуры и другие органы государственной и региональной власти высказывать своё мнение по реформированию, перестройке, модернизации образования в стране и его дальнейшего развития.

Президент озвучил базовые направления деятельности Ассоциации за прошедший период. Ю.П. Похолков отметил, что одним из главных направлений деятельности Ассоциации является создание системы гарантий качества российского инженерного образования. С этой целью создана и активно функционирует система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии, а для решения этих задач в Ассоциации создан Аккредитационный центр, который провел большую работу по гармонизации критериев и процедур аккредитации образовательных программ с международными требованиями. Общественно-профессиональную аккредитацию прошли уже 44 образовательные программы семнадцати вузов России.

Следующим направлением работы Ассоциации было названо участие членов Ассоциации в обсуждении проблем инженерного образования и формирование коллективного мнения профессионалов для решения этих проблем. При реализации этих задач Правление Ассоциации уделило серьезное внимание организации и проведению национальных и международных симпозиумов, конференций.

За отчетный период Ассоциация организовала и провела восемь международных симпозиумов, наиболее значимыми из которых стали: Международная постоянно действующая конференция \"Проблемы и практика инженерного образования\", \"Инновационное образование: модели, опыт, перспективы\", \"Элитное техническое образование \", \"Формирование контингента инженерно-технического вуза: мировой опыт и основные тенденции совершенствования\", \"Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности\" и \"Опережающее инновационное образование и подготовка специалистов в области техники и технологии\".

Также Ассоциация провела целый ряд методически ориентированных мероприятий: международный научно-методический семинар \"Научно-технологическое сотрудничество вузов России и СНГ со странами Европейского сообщества. Участие в рамочной программе\", международный научно-методический семинар по проблемам качества инженерного образования в соответствии с требованиями Болонского процесса, “круглый стол” по проекту Федерального закона \"Об университетах\", общественные слушания \"Пути реализации концепции модернизации российского образования\", международный семинар \"Сотрудничество европейских и российских университетов с научными институтами и промышленностью\".

Реализуя направление по развитию связей с национальными организациями разных стран в области инженерного образования и становления Ассоциации как полноправного члена международного сотрудничества, Ассоциация стала членом ряда международных организаций: SEFI (Европейское общество инженерного образования), ESOEP (Европейская постоянная наблюдательная комиссия по инженерной профессии и образованию), CESAER (Конференция технических университетов Европы).

Кроме того, Ассоциация активно сотрудничает с зарубежными и международными инженерными организациями: WFEO (Международной федерацией инженерных организаций), FEANI (Европейской федерацией национальных инженерных ассоциаций), IEA (Институтом инженеров Австралии), ECSA (Инженерным советом Южной Африки), ENQHEEI (Европейской сетью обеспечения качества инженерного образования).

Не менее важным направлением деятельности Ассоциации стало привлечение СМИ федерального и регионального уровней, а также широкой общественности, законодательных и исполнительных органов власти к проблемам инженерного образования и предлагаемым Ассоциацией средствам и способам их решения. Для реализации данного направления был создан Web-сервер Ассоциации на русском и английском языках. Ассоциация инженерного образования выпускает полноцветный журнал \"Инженерное образование\" и информационный бюллетень Аккредитационного центра \"Акцент\", который освещает деятельность Ассоциации по развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации в области инженерного образования.

Содействие становлению и развитию в России вузов инновационного типа, систем инновационного образования и элитной подготовки специалистов - следующее базовое направление деятельности Ассоциации. По инициативе Ассоциации было проведено исследование проблем и путей становления и развития университетов России как академических инновационных структур. В результате исследования разработаны концепция академического инновационного университета, а также технология трансформации традиционных университетов в инновационные. В своем выступлении Президент Ассоциации также отметил, что Ассоциация целенаправленно и масштабно работает по содействию инженерным вузам по продвижению инновационной продукции на отечественный и мировой рынки, обеспечению их участия в VI и VII Рамочных программах ЕС.

За отчетный период Ассоциация выполнила ряд проектов по повышению эффективности участия России в программах ЕС. Ассоциация инженерного образования России выступила координатором проектов \"Поддержка участия России в европейских программах научно-технологического развития\" (RUSERA) и \"Расширение Европейского исследовательского пространства на Россию\" (RUSERA-EXE), а также приняла участие в проекте \"Сибирь, информационные технологии и Европа\" (SITE).

В связи с вышесказанным, на съезде было принято развернутое решение о совершенствовании инженерного образования на современном этапе развития. В частности, планируется оказывать содействие становлению и развитию в вузах системы инновационного образования и опережающей элитной подготовки специалистов и команд профессионалов мирового уровня, а также поддерживать работы по совершенствованию содержания и образовательных технологий инженерной подготовки в соответствии с требованиями Болонского процесса.

В сфере развития национальной системы независимой общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологии Ассоциация планирует совершенствовать деятельность системы общественно профессиональной оценки качества и аккредитации образовательных программ в области техники и технологии на основе критериев и процедур, согласованных с соответствующими международными организациями. А также расширять и углублять сотрудничество в оценке качества инженерных образовательных программ и сертификации инженеров с отечественными, зарубежными и международными заинтересованными организациями.

В связи с этим съезд принял решение по расширению членства Ассоциации в международных организациях, ориентированных на решение проблем инженерного образования. Будет продолжена работа по научно-технологическому сотрудничеству инженерных вузов России со странами Европейского сообщества в рамках участия в VII Рамочной программе, а также будут выполнены проекты по программе ЕС: \"Расширение Европейского исследовательского пространства на Россию\" (RUSERA-EXE) и Европейской системы аккредитации в области инженерного образования (EUR-ACE).

На съезде также был избран Президент Ассоциации. Им по единодушному решению стал Юрий Петрович Похолков. Также было избрано Правление и Ревизионная комиссия Ассоциации. Томский политехнический университет в Правлении будут представлять Б.Л. Агронович, директор Западно-Сибирского регионального центра социальных и информационных технологий и А.И. Чучалин, проректор по международному сотрудничеству ТПУ.

Активисты были награждены медалями Ассоциации за заслуги в развитии инженерного образования России и почетными грамотами Ассоциации.

Среди политехников награды получили: А. А. Новикова, координатор информационно-аналитического центра Ассоциации, О.А. Мазурина, начальник Отдела по работе с международными программами и фондами, Ш.С. Ройз, заместитель директора по учебной работе ИЯК, Е.И.Якушкина, Web-мастер ИАЦ.

Лариса ХВОРОВА

Поздравительные телеграммы съезду

Поздравляю вас с началом работы десятого отчетно-выборного съезда общероссийской общественной организации Ассоциация инженерного образования России. Инженерное образование относится к области общенациональных стратегических интересов Российской Федерации. Профессия инженера является одной из ключевых в социально-экономической сфере общества.

Одной из главных задач съезда является обсуждение актуальных вопросов в области инженерии, особо важным моментом являются выборы Президента и Правления Ассоциации. Убежден, что настоящий съезд придаст новый импульс повышения качества инженерного образования к дальнейшему совершенствованию использования интеллектуального и профессионального потенциалов инженерии для обеспечения успешной интеграции системы подготовки высокообразованных специалистов в мировое пространство. Желаю организаторам и участникам плодотворной и успешной работы, осуществления всех планов и замыслов, добра и благополучия.

Председатель Совета Федерации
Федерального собрания РФ
С. М. Миронов.

Уважаемые коллеги!

От имени комитета Государственной думы по образованию и науке сердечно приветствую участников Х-го отчетно-выборного съезда Ассоциации инженерного образования России с началом работы.

Выражаю глубокую признательность членам Ассоциации инженерного образования России за существенный вклад в развитие законодательной базы страны в сфере образования и науки, которые они вносят, активно сотрудничая с профильными комитетами Государственной думы в составе экспертных советов и рабочих групп. Желаю съезду Ассоциации инженерного образования России успешной работы, а вам, дорогие коллеги, - доброго здоровья, творческого долголетия и новых достижений на благо нашего отечества.

Председатель комитета Государственной думы
по образованию и науке Н.И. Булаев.