Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Прикладная филология и инженерное образование

Рубеж ХХ и ХХI-го веков для российского гуманитарного образования ознаменовался резким расширением горизонта жизненного и научного познания. Одной из \"новых сфер профессиональной деятельности\" для филологии начала ХХI-го века стал современный технический вуз. Его адекватность запросам наступившего века определяется модернизацией классического технического образования гуманитарными дисциплинами и специальностями. Поэтому появление филологии в ТПУ в ее теоретическом и прикладном аспектах было обусловлено не столько \"любовью к слову\", сколько научной, образовательной и социокультурной необходимостью в нем.

Вопросы изучения языка современного инженера, его компетентности и навыков коммуникации в сфере родного и иностранного языков, а также соотношение профессиональной языковой компетенции и общего уровня языкового развития обсуждались на ставшей уже традиционной V-й Международной научно-практической конференции \"Прикладная филология и инженерное образование\", которая прошла на базе Института языковой коммуникации ТПУ.

В работе конференции приняли участие ученые из Великобритании, Германии, а российская сторона была представлена участниками из Архангельска, Владикавказа, Ижевска, Кемерова, Комсомольска-на-Амуре, Москвы, Новочеркасска, Омска, Оренбурга, Орла, Пензы, Северска, Твери, Тюмени, Томска, Челябинска, Юрги и других городов. Всего в работе конференции приняли участие 353 человека.

Сегодняшняя конференция отличалась необыкновенным разнообразием форм: состоялись семинары, презентации, творческие мастерские, “круглые столы”, мастер-класс, работали 6 секций. Оживленные научные дискуссии развернулись по проблемам профессионально-ориентированного обучения языку в техническом вузе, по вопросам использования современных образовательных и информационных технологий в преподавании иностранного языка, не остались без внимания вопросы, связанные с теоретическими и прикладными задачами, стоящими перед современной филологией и переводоведением.

Примечательно, что гости конференции имели возможность узнать о последних достижениях в области изучения, преподавания и обучения языку не только из уст непосредственных участников, но и из новейшей учебно-методической литературы, отражающей многолетний опыт работы сотрудников ИЯК. На выставке-ярмарке, проходившей в 7 корпусе, все желающие могли познакомиться с уникальными учебными пособиями и теоретической литературой, посвященной преподаванию русского и иностранных языков.

В Международном культурном центре ТПУ состоялось торжественное открытие конференции. Участники и гости с интересом слушали доклады С.Б. Велединской (ТПУ, ИЯК), Л.С. Зникиной (Кузбасский государственный технический университет), Штефана Карша, ДААД (Германия), Питера Митчелла British Council (Великобритания), Т.С. Петровской, Е.В. Михалевой (ТПУ, ИМО) и др. Открывшие работу конференции учёные показали, насколько серьёзно, многоаспектно мировая научная общественность подходит к обсуждению заявленных проблем.

Широта охвата обсуждаемых на конференции вопросов отразилась и в названиях секций: \"Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в техническом вузе\", \"Актуальные проблемы современной филологии. Лингвистика\", \"Гуманитарное образование в техническом вузе\", \"Инновационные технологии в преподавании иностранных языков в техническом вузе\", \"Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение\", \"Техническая и профессиональная коммуникация\". Самое большое количество гостей, участников и докладчиков собрала секция \"Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам\", на которой во главу угла были поставлены вопросы обучения студентов технических специальностей ТПУ профессиональному иностранному языку.

Участники заседаний говорили о специфике языкового образования в современном техническом вузе, о методологическом, лингвистическом, культурологическом аспектах этой деятельности. Содержание докладов свидетельствует о том, что во многих вузах уже накоплен и эффективно применяется богатый эмпирический и теоретический материал, позволяющий выстраивать стратегию формирования мультиязыковой среды. А это, в свою очередь, означает, что тенденция развития прикладной филологии как научного направления в рамках инженерного образования не только существует, но и даёт свои положительные результаты.

По результатам работы конференции за лучшие выступления были награждены Дипломами I-й степени Гордеева О.И., к.фил.н., доцент кафедры РЯЛ ИЯК; Горобец О.Б., к.фил.н., доцент, декан факультета языковой коммуникации Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета; Коваленко О.В., ст. преподаватель кафедры АЯ №1 ИЯК; Коваленко А.М., преподаватель кафедры ИЯ ИЯК; Пестряков А.Н., д.х.н., профессор кафедры ОХОС ХТФ; Харапудченко О.В., ст. преподаватель кафедры АЯ естественно-научных и физико-математических факультетов ТГУ. Дипломами II-й степени - Иванова В.С., ст. преподаватель кафедры ТПС ЭФФ; Найдён Е.В., доцент кафедры РЯЛ ИЯК; Полонская М.С., преподаватель кафедры АЯ №4 ИЯК. Дипломами III-й степени - Земляницына А.П., преподаватель кафедры АЯ №3 ИЯК; Хворова И.А., к.т.н., доцент МСФ.

Прошедшая в ТПУ V-я Международная научно-практическая конференция \"Прикладная филология и инженерное образование\" еще раз убедительно доказала, что формирование современного квалифицированного специалиста возможно только на основе совместной научно-исследовательской и преподавательской деятельности ученых разных специальностей и направлений.