Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Куда направить томский ресурс?

Разработанная в Томском политехническом университете стратегия развития Томска до 2020 года - факт известный. Руководитель коллектива разработчиков, ректор вуза Юрий Петрович Похолков, сказал тогда, что эта стратегия - его ответ на присвоение ему звания Почетного гражданина области: «Мой долг сделать, что–то существенное для областного центра».

«Миром восприняты наши вузы и наука»

От основной идеи авторы проекта перешли к комплексным, целевым программам, сформулировали политические, экономические, организационные условия, которые надо выполнить, чтобы принять и реализовать эту стратегию. Стратегию обсудили и поддержали в мэрии и Думе Томска. Они вместе с вузом организовали научно-практическую конференцию «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня».

- Город развивается и без нашей стратегии, - говорил, представляя участникам конференции основные положения проекта, ректор ТПУ, - но это развитие идет стихийно, каждая часть развивается в своем направлении и непонятно, во что он превратится через десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет – в торговый или промышленный центр, город науки или нечто среднее. Между тем, у Томска есть шанс стать центром науки и инноваций мирового класса. Когда произносятся такие слова, то они кажутся нереальными. Но когда-то нереальным казалось создать в Сибири, где было всего два города, университет. И сегодня в Томске наиболее развиты и восприняты миром именно университеты и академические институты. Город сконцентрировал человеческий, информационный, инновационный, структурный ресурс настолько, что его можно эффективно направить для того, чтобы существенно улучшить качество жизни, при определенных условиях Томск способен стать российским Кембриджем или Оксфордом.

На конференции были названы основные цели программы до 2020 года: довести ежегодный рост финансирования науки до 20–30 процентов; довести общий ежегодный объем финансирования науки до 1 миллиарда(!) долларов; довести зарплату научно-преподавательского состава до 3000 долларов в месяц, обеспечить подготовку кадров со степенью доктора наук до 200 человек в год.

Оценка готовности к переменам

Стратегия состоит из пяти комплексных и девяти целевых программ, в каждой сформулированы цель, индикаторы, целевые установки. На конференции обсуждались следующие направления: развитие науки и научных исследований, системы образования и воспитания, инновационной деятельности, информационных коммуникаций, совершенствование системы управления городом, поддержка и развитие интеллектуальной элиты, развитие системы здравооохранения, строительства и архитектуры, культуры и искусства, физкультуры и спорта, системы жизнеобеспечения, развитие производства, экономическое и финансовое обеспечение программы. Но самая первая программа, которая должна быть принята – поддержки и развития интеллектуального потенциала. В Томске должны быть созданы условия для притяжения интеллекта – лучших студенческих, аспирантских, докторантских умов не только из России, но и со всего мира. Если этот интеллектуальный потенциал привлечем, дальше все пойдет автоматически, считают разработчики. Эти люди будут генераторами идей, центров наукоемких технологий, обеспечат круговорот интеллектуального потенциала, ибо в интеллект богатые люди всегда готовы вкладывать инвестиции.

Разработчики программы с помощью Ассоциации инженерного образования провели экспертизу степени стратегической готовности Томска стать таким центром. Сделан анализ человеческих, организационных, индустриальных, инновационных ресурсов – в науке, образовании, производстве. Оказалось, что степень такой готовности города тридцать пять процентов. Теоретики говорят, что если процент стратегической готовности объекта к решению задачи немногим больше тридцати процентов, то его, при определенных условиях, за короткий промежуток времени можно поднять до пятидесяти. А если уже есть пятьдесят процентов, то стратегическая задача может быть решена в обозримый промежуток времени. Вот почему разработчики считают, что Томску нужно для решения подобной задачи 15–20 лет. Тем более что, как отмечалось на конференции, подобные проекты реализовывались многими странами Европы и Азии, причем, в достаточно короткие исторические отрезки времени.

Но для этого необходимо готовить и принимать законодательные акты, решения городской и областной Думы, соответствующих комитетов Государственной Думы, постановления правительства России, наконец, Указ Президента. Это возможно лишь в том случае, если во главе проекта станут руководители области и города. И здесь – то пока есть самые большие сомнения. Несмотря на заявленный доклад исполняющего обязанности мэра Томска, он не появился на конференции. Не были замечены и влиятельные чиновники областной администрации. Похоже, власти не решили пока, каким образом, держась обеими руками за уже действующую комплексную программу развития региона до 2020 года, не оттолкнуть и данную инициативу научного сообщества.

Соломон Выгон.

***

Евгений Левицкий, директор НИИ курортологии, член–корреспондент РАМН:

- Слушая доклады на конференции, я не раз думал о том, что все это выглядит фантастично. Но тут же понимал и другое: когда фантазируют умные люди, то это во–первых, достойно внимания, а кроме того, часто именно фантазии, воплощенные в программы, пробивают дорогу в реальность. Хочу также заметить такую деталь: необыкновенную стратегию развития Томска создали люди, которым лично эта работа, в принципе ничего не сулит. Если бы в России было больше таких проектов, и за ними всегда стояли такие люди, как в Томске, страна наша чаше давала бы нам всем основания для гордости.