Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Умы России любили и страдали

Сто девяносто лет назад в числе первых выпускников Царско-Сельского лицея был семнадцатилетний Александр Пушкин. По словам его \"однокашников\", этот юноша со всепостигающим умом, высокими чувствами прекрасной души, с пылким поэтическим воображением, с кипучей африканской кровью в жилах был необуздан.

И все же, как писал Лев Сергеевич Пушкин, несмотря на кажущуюся беспечность, и непостоянство в отношениях с женщинами, Александр предавался любви со всей задумчивостью и унынием. Предметы страсти менялись в неугомонной душе его, но сама страсть её не оставляла… Женщинам Александр нравился. Он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушал не одну любовь на веку своем…

Близкий друг поэта Петр Андреевич Вяземский (известный литературный критик) оставил воспоминания о любовных приключениях Пушкина до его женитьбы. Будучи на юге, Александр ехал за несколько сотен верст на бал, чтобы увидеть предмет своего обожания. Но приехав в город раньше условленного времени, сел пантировать и проиграл всю ночь до позднего утра, прогуляв все деньги, весь бал и всю свою любовь…

Страстно влюбленный в свою будущую жену, в 1830-м году Александр Сергеевич пишет Натали:

Тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести
Чистейший образец…

Поэт-мыслитель Федор Иванович Тютчев 22 года прожил за границей, дважды женившись на вдовах-иностранках, имел пятерых детей. После возвращения в Россию ему еще троих подарила последняя его любовь, воспитанница Смольного института Елена Денисьева (Лёля). Моложе Тютчева на 23 года, она упорно добивалась признания своего женой поэта, который при всей любви к ней не мог развестись с законной женой Эрнестиной. Только один Бог знал, как пришлось пережить Федору Ивановичу смерть Лёли и двоих детей. В назидание другим и к женщине он писал:

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей…

Молодой философ Владимир Соловьев (диссертацию о кризисе западной философии защитил в начале 70-х годов 19 века) не знал себе равных в популярности и обожании. Слушательниц женских курсов сводил с ума своими лучистыми глазами и элегантностью. А что же он? Отвечая на вопрос: сколько раз он был влюблен, всеобщий любимец записал в альбом: \"Серьезно - один, а так - 27\". На этот \"серьезно один\" кумир прекрасного пола получил отказ от своей возлюбленной Софьи Хитровой.

Поэт-символист Серебряного века, ученый-античник Вячеслав Иванов при всей экстравагантности в понимании семейной жизни высоко ценил влияние любви своей первой жены и своей любви к ней на всю его творческую судьбу:

Мы - два грозой зажженного ствола,
Два пламени полуночного бора.
Мы - два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!..
Мы - две руки единого креста…

Любимая женщина для Максимилиана Волошина - источник вдохновенья и страдания. Всё это принесла ему утонченная натура художницы Маргариты Собашниковой, брак с которой был весьма кратковременным. Расставанье он предчувствовал еще до женитьбы:

Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья,
И боль пришла, как тихий синий цвет
И обвилась вкруг сердца, как запястье…
О, боль, когда бы ни пришла,
Всегда приходит слишком рано.

Найдя сходство Маргариты с египетской царицей, купив в парижском музее слепок копии её головы, Волошин не расставался с ним всю свою жизнь.

Галина ЯЛОВСКАЯ, доцент ЮТИ ТПУ.