Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Политехников объединяет профессиональный иностранный язык

7 февраля в Томском политехническом университете был отмечено знаменательным событием - впервые был организован и проведён День профессионального иностранного языка в рамках работы секции \"Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам в техническом вузе\" на V-й Международной научно-практической конференции \"Прикладная филология и инженерное образование\". Данное событие имеет первостепенное значение, поскольку сегодня в ТПУ уделяется достаточно пристальное внимание поиску эффективных технологий обучения профессиональному иностранному языку студентов неязыковых специальностей.

Организаторы секции сделали всё возможное, чтобы привлечь как можно большее число преподавателей и сотрудников к обсуждению данной проблематики. И им это удалось - 132 участника, большая часть которых - преподаватели профилирующих кафедр университета.

Докладчиками стали 15 лучших \"педагогических тандемов\", осуществляющих учебно-воспитательный процесс по профессиональному иностранному языку.

Практически каждое выступление сопровождалось оживленной дискуссией, а иногда и горячим спором. В своём выступлении Глухов Д.М. (доцент ЭЛТИ) и Евсеева А.М. (ст. преп. каф. АЯ №2) отметили необходимость разграничения ролей преподавателя-лингвиста и преподавателя профилирующей кафедры в процессе планирования и реализации учебного процесса по профессиональному иностранному языку. К их мнению присоединились коллеги Полонская М.С.(преп. каф. АЯ №4) и Иванова В.С. (ст. преп. ЭФФ), которые продемонстрировали фрагмент видеозанятия, проводимого совместно двумя преподавателями - лингвистом и нелингвистом.

В этот день получила широкий резонанс такая стратегически важная проблема, как подготовка и защита студентами выпускных квалификационных работ на иностранном языке. Опытом поделился в своём докладе Дёмин А.Ю. (доцент, зам. декана АВТФ). По его словам, защита студентами ВКР на английском языке - это грамотно спланированный процесс, к участию в котором должны быть привлечены не только студенты и их научные руководители, но и специально организованная комиссия, состоящая из специалистов, владеющих английским языком на достаточно высоком уровне.

Полемичным было выступление доцента АВТФ Мирошниченко Е.А., который изложил собственную позицию по вопросу обучения студентов иностранному языку: преподавателю-лингвисту и преподавателю-нелингвисту необходимо учитывать те области профессиональной деятельности специалиста, в которых в будущем найдет свое применение иностранный язык.

Неподдельный интерес аудитории вызвала проблема создания учебно-методического обеспечения по дисциплине \"Профессиональный иностранный язык\". Своими наработками поделились \"педагогические тандемы\" - Иоппа А.В. (доцент МСФ) и Родина Е.Ю. (ст. преп. каф. АЯ № 3); Фальк А.Ю. (доцент ИГНД), Абрамова Р.Н. (ст. преп. каф. АЯ № 3) и Рожкова О.В. (ст. преп. каф. АЯ № 3); Дронов В.В. (доцент МСФ) и Родина Е.Ю. (ст. преп. каф. АЯ № 3); Данков А.Г. (ассистент ИЭФ) и Бекишева Т.Г. (ст. преп. каф. АЯ № 3); Хворова И.А. (доцент МСФ) и Земляницина А.П. (преп. каф. АЯ № 3).

В процессе обучения студентов профессиональному иностранному языку преподаватели сталкиваются и с такой проблемой, как организация самостоятельной работы студентов во внеучебное время. Как уже организован и эффективно внедряется один из видов СРС на ХТФ представили в своем выступлении Пестряков А.Н. (д.х.н., профессор ХТФ) и Ульянов И.В. (преп. каф. АЯ № 2). Авторы доклада наглядно продемонстрировали технологию разработки лабораторной работы (на основе аутентичного видеофильма \"Таблица элементов Д.И. Менделеева\") и модель её использования при обучении студентов 3-го курса ХТФ профессиональному английскому языку. В свою очередь, доцент АВТФ Рудницкий В.А. и преподаватели кафедры АЯ №1 Степанова А.В. и Крупникова А.В. представили на суд коллег разработанную ими технологию организации и проведения такого вида самостоятельной работы, как составление студентами глоссария по модулю дисциплины \"Мехатроника\", чем вызвали самый живой отклик и просто шквал вопросов со стороны присутствующих.

Все докладчики продемонстрировали высокий уровень компетентности не только в своей профессиональной сфере, но и в области методики преподавания иностранного языка. Доказательством тому может служить выступление преподавателя ЭЛТИ Образцова К.В., который поделился с участниками секции технологией оценивания текущей успеваемости студентов старших курсов по дисциплине \"Профессиональный иностранный язык\". В основе представленной концепции лежит разработанная автором процедура письменного и устного тестирования знаний, умений и навыков студентов, приобретенных ими при изучении модуля \"Элементы систем автоматики\" на английском языке.

Небезразличной участникам конференции показалась и проблема прохождения преподавателями-лингвистами стажировок на профилирующих кафедрах университета. Об эффективности этого вида работы рассказал доцент ТЭФа Косяков С.А., который отметил, что в процессе прохождения стажировки преподаватель английского языка не только знакомится с основами той или иной профессиональной дисциплины, но и приобретает элементарный опыт обучения студентов профессионально-ориентированной иноязычной терминологии, учится адекватно оценивать содержание устного или письменного сообщения студентов, исходя из специфики их профессиональной подготовки...

Самым волнующим событием было вручение всем участникам именных сертификатов, памятных подарков и торжественное награждение лучших докладчиков дипломами I-й, II-й и III-й степени. Диплом III-й степени был вручен \"педагогическому тандему\" - Хворовой И.А. (к.т.н., доценту МСФ) и Земляницыной А.П. (преп. каф АЯ № 3 ИЯК); Дипломом II-й степени был отмечен доклад Полонской М.С. (преп. каф. АЯ № 4 ИЯК) и Ивановой В.С. (к.т.н., ст. преп. ЭФФ) и, наконец, Диплом I-й степени по единогласному решению был вручен педагогическому тандему - Пестрякову А.Н. (д.х.н., профессору ХТФ) и Ульянову И.В. (преп. каф. АЯ № 2 ИЯК).

Организаторы мероприятия выражают огромную благодарность всем, кто принял активное участие в работе \"Дня профессионального иностранного языка\", и уверенность в том, что все обсуждавшиеся проблемы и прозвучавшие предложения, несомненно, не останутся без внимания и найдут своё применение в теории и практике преподавания профессионального иностранного языка студентам Томского политехнического университета.

Ю.Ю. Ковалева,
зам. директора ИЯК, член оргкомитета.