Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Песня в миниатюре на 70-летие А.И. Гаврилина

Это было общежитие на Пирогова. Деревянное, двухэтажное. Жили здесь просто и дружно. Каждая комната - как небольшая коммуна. Этот обычай (жизни коммуной) привнесли фронтовики: логика простая - сообща легче прожить и прокормиться. И вот в этот размеренный и дружный коммунальный быт, объединённый общим коридором, жизнью и неписанными правилами \"общего жития\", однажды врывается аккордеон.

Кто-то уселся в коридоре - и играет. Да ещё как играет!!! В общем, кого неожиданно возникшая мелодия привлекла, кого - виртуозная игра, но выглянули абсолютно все... Оказалось, нарушитель тишины - первокурсник. Причём, по всему видно, парень скромный. А играет не для того, чтобы общепринятый порядок нарушить, а потому что не играть он НЕ МОЖЕТ. Фамилия у парня, как ни странно, тоже оказалась музыкальная - Гаврилин. Так Толя Гаврилин впервые заявил о себе. Дальше - больше. Время было интересное. Все словно ждали чего-то. Молодая, жизнеутверждающая энергия била ключом. И клуб Томского политехнического института, который только что (13 октября 1956 года) торжественно открылся, стал местом притяжения талантов.

В любом случае, здесь можно было найти себе уголок и подрепетировать басню или полюбившийся монолог. И вдоволь поиграть на инструменте, который вместе с чемоданом при поступлении в институт привёз. Ну а то, что у аккордеониста нашего безусловный талант, было видно невооружённым глазом.

Так и оказался в оркестре, который был неотъемлемой частью эстрадного коллектива ТПИ. Входили в него прекрасные декламаторы и выдающиеся чтецы, мастера вокала и талантливые музыканты. Все - победители различных конкурсов у себя на факультетах, доказавшие своё дарование. Здесь же работали и те, кто увлекался конферансом. Позднее они, получив первый опыт, будут оттачивать мастерство на вечерах в Доме культуры.

Это было время невиданного энтузиазма и незабвенных энтузиастов. Так в 1956-м агитбригада томских политехников выезжала с концертной программой на целину. Потом дважды - на Алтай. При этом каждый участник эстрадного коллектива был, в первую очередь, студентом ТПИ. И об учёбе не имел права забывать. Впрочем, учился Гаврилин столь же талантливо, как работал на сцене. Так что проблем со всевозможными гастрольными поездками не возникало.

Не доставлял Толя Гаврилин и хлопот в поездках, безропотно носил повсюду свой инструмент, тяжесть которого словно уравновешивала лёгкий нрав хозяина. Именно эта легкость привлекала соратников по творческому цеху. И всякий раз, когда приезжали на гастроли в Свердловск, Ленинград или Москву, и вставал вопрос, кого с кем селить, все во что бы то ни стало стремились поселиться именно с Толей…

Что уж говорить о репетициях, в отношении которых он был безотказен. В любое время приходил и с удовольствием включался в процесс. Так проходили студенческие годы. В творческом котле, в котором в то время варился весь \"лирический политехнический\", и произошёл синтез новой эстрады, объединившей разговорный и песенный жанры.

Имя собственное новый \"вид искусства\" получил соответствующее - театр Миниатюры и Песни. Для своего времени это было свежо и по-настоящему ново, чтобы не сказать, что ничего подобного не было.

В 1960-м году Анатолий Гаврилин оканчивает ТПИ по специальности \"Электрические станции, сети и системы\" и получает направление в НИИ ЯФ. Здесь с головой окунулся в науку, а по-другому и не получалось: увлекаться наполовину он просто не умел. Так было и с девушкой, которую Гаврилин полюбил.

Кстати, свадьбу, конечно же, сыграли в родных стенах Дома культуры ТПИ. И по сию пору ходит легенда о том, как Валерий Бердоносов, Владимир Ямпольский и счастливый жених в порыве импровизации \"откаблучили\" замечательную чечётку.

Что касается науки, то наш молодой исследователь участвует в серии научных экспериментов. Цель - выяснить энергетические характеристики канала разряда: каких значений достигают такие параметры, как сила тока, температура, давление…

Между тем, события следуют как в калейдоскопе, находя всё большую концентрацию как в творческой, так и научной биографии. В 1964-м А.И. Гаврилин поступает в аспирантуру, тематика исследований - закрытая (связана с инициированием взрывчатых веществ). В тот год в ТПИ проходит Всесоюзная научная конференция, организованная А.А. Воробьёвым, к которой Гаврилин подготовит свою первую (совместно с А.Г. Синебрюховым) научную статью.

Через год - первый и поистине грандиозный успех, сопутствовавший выступлению театра \"МиП\" в Варшаве. В 1965 году мало кому известный театр миниатюр из Томска прогремел на весь соцлагерь. Ещё бы! Выиграть Гран-при Международного фестиваля студенческих театров - \"Сирену Варшавскую\" - дорогого стоит. После этого на парней из Томска обратила внимание 3-й секретарь ЦК ВЛКСМ Марина Журавлёва.

Не помнится, кому в голову пришла идея провести в Томске выездной Пленум ЦК комсомола, но так или иначе театрализованное представление состоялось именно в ДК ТПИ. Вестибюль Дома культуры был пронизан атмосферой Великой Октябрьской революции.

Был здесь и революционный матрос - в тельняшке и с гармонью (Валентин Шушарин). И в гардеробе \"недобитый буржуй\" (Михаил Яворский) пил настоящий чай и принимал одежду у оторопевших участников Пленума. И невероятно похожий на Александра Блока молодой человек (Саша Бургардт) декламировал стихи Маяковского…

Одним словом, всё было представлено, как нельзя более. Может быть, на том памятном Пленуме и родилось предложение организовать что-то вроде Всесоюзного смотра молодых творческих сил. В 1967 году только что защитившего кандидатскую диссертацию Анатолия Ивановича Гаврилина распределяют на кафедру \"Физики и механики химических процессов\" электрофизического факультета.

Через год в Москве состоится первый Всесоюзный конкурс СТЭМов. Председатель жюри конкурса - мастер эстрады Аркадий Райкин. Именно тогда начинали свой творческий путь Александр Филиппенко, Семён Фарада, Геннадий Хазанов, Марк Розовский и многие-многие.

Оказаться в такой представительной компании студенческих театров, а равно и людей молодых и одарённых, безусловно, событие. Но МиП, который был одним из инициаторов фестиваля, потерпел сокрушительный провал… Впрочем, театр Миниатюры и Песни не задумывался как профессионально-театральный коллектив.

С другой стороны, случай этот всё расставил по своим местам. На первом, как и прежде, оставались профессия, учебный процесс и научная работа. А сцена давала то, чего не давала жизнь.

С 1970 года доцент Гаврилин возглавляет кафедру \"Физики и механики химических процессов\". Он по-прежнему ведёт тему инициирования взрывчатых веществ. Статьи, которые он готовил, публиковались в закрытых журналах. Автор узнавал об этом из сухих отчётов: \"Ваша статья опубликована…\"

В 1974-м прошла реорганизация: кафедра получила название \"Электроснабжения промышленных предприятий\", в связи с чем сфера научных интересов Гаврилина заметно расширилась: от электроимпульсного разрушения горных пород и инициирования взрывчатых веществ до электроснабжения промпредприятий, а затем и энергосбережения.

Список работ только по разделу \"Энергосбережение\" на сегодняшний день составляет 127 (в том числе, три монографии). А тогда его выдвигают в состав членов профкома. При этом, как и двадцатью годами ранее, Анатолий Иванович по-прежнему брал свой аккордеон, лишь только появлялся повод для выступления театра МиП, или с удовольствием аккомпанировал на вечерах, проходивших в стенах родного политехнического.

Всегда получалось так, что с первых же аккордов Гаврилин создавал то настроение, которое только мог создать этот открытый, отзывчивый человек. И когда в 1979 году его избрали председателем профкома Томского политехнического института, все понимали, что лучшей кандидатуры на этот пост не найти.

Проблем было много. В частности, поступало огромное количество заявлений по трудовым спорам. Председатель профкома поступил так, как он делал всегда, когда начинал ту или иную научно-исследовательскую работу. Он нашёл звено, которое представляло собой проблемный узел, и…

Организовал учёбу профактива для отдела кадров, бухгалтерии и других подразделений института. Мера оказалась эффективной. Со временем количество заявлений заметно снизилось. В эти годы профсоюзная организация ТПУ - самая многочисленная - получила статус районной. Было благодатное время. Усилиями профсоюзной организации заметно обновлялась материальная база пионерского лагеря \"Юность\", спортивного лагеря \"Политехник\".

Немало делал профсоюз политехнического и в плане расселения аварийного, ветхого жилья. Впрочем, всего этого однажды оказалось недостаточно, для того, чтобы возобладало благоразумие. Старожилы помнят этот случай: произошла задержка по выплате заработной платы на две недели. Дело дошло до Обкома профсоюзов, который вынес председателю выговор с занесением в учётную карточку.

Сегодня эту нелепую ситуацию все вспоминают со смехом. Но тогда всё было слишком серьёзно. Таким образом, в череде личных рекордов Анатолия Ивановича есть и один выговор. Впрочем, сам Гаврилин расценивает ту давнюю историю как курьёз, и не более того.

Ведь главное, что все эти семь десятилетий его окружают друзья. Их - много. И все знают, что их старинный друг и товарищ Анатолий Иванович Гаврилин - человек настолько же талантливый, насколько и внутренне гармоничный. Вероятно, это и есть одна из высших наград.

Записал О.Н. Плотников