Под занавес уходящего года в Томском политехническом состоялось событие, содержание которого можно назвать программным для нашего университета. Речь идёт о лекции директора Департамента Европейских и международных программ Австрийского агентства по продвижению научных исследований, профессора Венского технического университета, Почётного профессора ТПУ Манфреда Хорвата.
Напомним, что мнение профессора было ключевым при принятии решения о включении нашего университета (ТПУ - первый и единственный вуз РФ) в число участников Ежегодной конференции ректоров и президентов европейских технических университетов, а также в Ассоциацию ведущих европейских университетов в области инженерного образования и исследований CESAER и Консорциум ведущих европейских и азиатских технических университетов CLUSTER.
Кроме того, Манфред Хорват – член управляющих комитетов нескольких программ в области международного и европейского сотрудничества, член и председатель ряда комитетов и рабочих групп по мониторингу и оценке различных специальных программ Европейских Рамочных Программ научно-технологического сотрудничества, председатель Мониторинговой экспертной группы Рамочной программы.
С 90-х годов Манфред Хорват активно занимается вопросами интеграции стран Центральной и Восточной Европы в научную, исследовательскую и образовательную деятельность Европейского Союза. При подготовке Шестой Рамочной программы он инициировал интеграцию Балканских стран в европейскую деятельность по научно-техническому сотрудничеству.
В один из дней своего визита в Томский политехнический университет, который Манфред Хорват совершил по приглашению ректора ТПУ Юрия Петровича Похолкова, многоуважаемый гость прочитал лекцию \"Подготовка инженеров инновационного типа\", посвящённую следующим направлениям: технические университеты в период с 1981 по 2006 гг.; интегрированная технологическая концепция; подготовка инженеров инновационного типа; инновационный университет как кузница инженерных кадров инновационного типа; перспективы Томского политехнического университета.
Свою презентацию доктор Хорват начал с обзора развития технических университетов за четверть столетия (1981-2006 гг.) и её динамики. Профессор озвучил основополагающие постулаты этого раздела и проиллюстрировал изменения во временном срезе таких процессов, как \"технологии в широком социальном контексте\", \"новое производство знаний\", \"региональные и национальные инновационные системы\".
Каждое направление было представлено весьма подробно: по основным стадиям, в различных категориях (включая такие аспекты, как \"Общественная осведомлённость\", \"Оценка воздействия, взгляд в будущее\", \"Этические нормы и ответственность инженеров перед обществом\" и др.) и рамках (социальных, институциональных и политических).
Интересны заключительные положения и выводы раздела \"Технические университеты в период с 1981 по 2006 гг.\":
В разделе \"Интегрированная технологическая концепция\" автор представил концепцию технологий по позициям. Начиная с авторской \"интерпретации технологии, ориентированной на практическую деятельность, включая \"Элементы деятельности человека\" и выбор той или иной технологии с точки зрения развивающихся \"общественных отношений\", следствием которых является изменение Критериев и Ценностей. Причём, понятие \"Ценности\" по Манфреду Хорвату включает в себя такие вещи, как свобода творчества, личная жизнь и самоопределение, социальные контакты и признательность, самобытность культуры; честность, справедливость, равенство и многое другое.
Приближение к интегрированной многоаспектной технологической концепции профессор Хорват просматривает через принятие гармоничных решений. Так в центре его внимания оказывается своеобразная матрица, в которой отведено место Философии науки и технологии, Этике; естественным и инженерным, социальным и гуманитарным наукам. Междисциплинарное и мультикультурное взаимодействие последних предопределяет процесс Исследования, Развития, Применения и Окончательного распространения Технологии.
\"Подготовка инженеров инновационного типа\", по Манфреду Хорвату, необходима, прежде всего, \"для экономики и общества, ориентированных на знания\", что может быть достигнуто через разнообразные цели обучения, внедрение новых ценностей и решений в практику инженерного образования. При этом \"путь от знаний - к пониманию\" профессор проиллюстрировал старой пословицей: \"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму!\"
Далее профессор Хорват подробно остановился на проблемах интеграции, возникающих на пути от знания к пониманию, которые на деле оборачиваются рядом преимуществ. Таких, например, как расширение и совершенствование базы знаний для инженеров инновационного типа; или усовершенствование учебного плана за счёт введения новых дисциплин: Философия и социология технологий и инноваций - концептуальная основа инженерных специальностей; Экономика технологического развития; Взаимодействие науки, общества и технологий; Оценка технологий, инженерное предвидение; Решение проблем, проектный менеджмент, управление междисциплинарными проектами; Деловое администрирование и менеджмент; Предпринимательство; Правоведение; Инженерная этика.
Всё это, полагает наш коллега, должно нести преимущества другого рода - использование мультимедийных технологий образования для усовершенствования процесса преподавания; сокращение количества аудиторных часов и увеличение объема самостоятельной работы; предоставление новых технологий для оценки источников информации и знаний и поддержки обучения; действия и исследования, ориентированные на развитие понимания и практического опыта.
Не менее выгодные преимущества на всех уровнях и этапах получает в процессе взаимной интеграции устойчивая пара: \"Образование - Наука\". Не говоря уже об истинности всех последующих формул, приведённых автором: “Знание: Информация + Опыт”; “Способность: Знание + Эффективность + Качество”; “Инновации: Способность + Творчество + Предпринимательство”.
Понятно, что обозначенная интеграция требует применения соответствующих механизмов. Следует отметить, что в элементах Томский политехнический университет в процессе обучения и изучения реализует опыт создания междисциплинарного и многофункционального пространства через групповое обучение; изучение на примере одного случая, инновационные проекты; исследование в группах; междисциплинарную работу в команде над решением сложных проблем; упражнения в группах; производственные практики, стажировки и др.
В тесной связи со сказанным профессор Хорват рассматривает роль преподавателя, которая раскрывается посредством таких функций, как: сочетание обучения и научно-исследовательской деятельности; предоставление информации и знаний; передача опыта и ответственного отношения к делу; характер профессиональной инженерной деятельности; содействие в самоорганизации обучения; обучение, инструктирование, консультирование; мотивация к работе в команде.
Таким образом, перспективными по разделу \"Подготовка инженеров инновационного типа\" (на взгляд Манфреда Хорвата) представляются следующие выводы: пересмотр современных профессиональных квалификаций с целью усовершенствования учебного плана; экспериментальное обучение и изучение; анализ положительного опыта; разработка синергетических моделей образования и науки; использование концепции интегрированных технологий; интеграция обширных перспектив - ключевая роль в усовершенствовании грядущих технологий и усовершенствование нашего технологического будущего.
В своей презентации профессор столь же подробно остановился на разделе \"Среда инновационного университета как важный фактор подготовки инженеров инновационного типа\". В заключительной части доклада, посвящённой собственно Томскому политехническому университету, была отмечена активная роль в развитии Региональной инновационной системы, а также рассмотрены два таких многозначных вопроса, как \"Развитие международного сотрудничества в сфере образования и науки\" и \"Реализация возможностей сотрудничества в рамках евро-российского пространства в области образования, науки и культуры\".