Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Путь в большую науку…

Одним из добрых начинаний завершающегося 2006 года стал конкурс \"Учёный года ТПУ-2006\". Конкурс призван поощрять учёных университета, которые добились наиболее значимых результатов в науке. На ноябрьском научно-техническом совете были подведены итоги. В номинации \"Доктор наук\" победил заведующий кафедрой прикладной физики ФТФ Александр Петрович Потылицын. Это стало предлогом к тому, чтобы пойти на встречу с победителем. Ну а неформальным поводом для общения с главой кафедры ПФ явился давно вынашиваемый вопрос: \"Как удается привлекать в науку молодых?\"

...если и не начинается с первых же дней \"во студенчестве\", то уж со второго-третьего курса - точно. Так заведено в Томском политехническом университете. Вот и в Международной лаборатории \"Фотон\" (руководитель - заведующий кафедрой прикладной физики ФТФ, профессор, доктор физико-математических наук А.П. Потылицын) действует тот же общеизвестный порядок. Но результаты, во-первых, свои. А, во-вторых, - совершенно выдающиеся. С такими показателями, как у \"Фотона\", и с первыми университетами мира реально посоревноваться (не о том ли Томский политехнический университет сделал программное заявление в VI-й КПР).

Возникает сугубо исследовательский интерес: из каких же компонентов складывается \"импульс силы\" \"Фотона\"?!

Известно, что год подготовки на ФТФ можно - в принципе! - приравнять к двум. Но это - только начало. Свой главный выбор студенты кафедры прикладной физики делают уже после того, как основные курсы фундаментальной подготовки позади. И мудрый наставник знает, что лучшего времени для самоопределения начинающего исследователя просто не найти.

А посему на кафедре создана целая система привлечения молодежи в \"большую\" науку, которая действует уже около 10 лет. Начнём с того, что потенциальных претендентов заведующий кафедрой подбирает с пристрастием. И уж тем более, чтобы попасть в МЛ \"Фотон\" нужны, пусть и студенческие, но достижения.

Смоделировать и просчитать некий узел, например, который будет использован в реальном эксперименте. Впрочем, эта задача - достойная аспиранта (кстати, большинство претендентов \"безболезненно\" становятся таковыми).

На деле всё начинается гораздо раньше. Кому-то на втором курсе удалось узнать, что \"на кафедре будет, чем заняться…\" Кто-то во время экскурсии, которые в учебном плане третьего курса предусмотрены, \"заприметил\" одну из лабораторий Института сильноточной электроники. А иные самостоятельно ходят по НИИ, академическим институтам и устраиваются на работу.

Казалось бы, бессистемные шаги, напоминающие, скорее, \"броуновское\", чем целеустремлённое движение. На самом деле всё работает так, что, даже двигаясь в сторону, всё равно идёшь к цели…

Если на третьем курсе интерес к науке только укрепился, то наступает время определяться со своей будущей работой и карьерой. Важно, что всё начинается с определённой базовой позиции, позволяющей очень точно выстроить свою собственную научно-образовательную траекторию, которая начинается с перехода на обучение по индивидуальному плану на 4-м курсе.

В результате, \"студенты-индивидуалы\", изучив ряд спецкурсов, быстро осваиваются в международном научно-исследовательском пространстве. И к моменту выпуска они, как правило, успевают: пройти стажировку в крупных научных центрах (России, Японии, Германии); участвовать в экспериментах, проводимых в ведущих центрах на современных ускорителях, в специально предоставленное \"время пучка\" (beam-time); получить оригинальные результаты, которые, соответственно, публикуются в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах.

Не говоря уже о том, что всё это вместе взятое помогает совершенно \"на равных\" вести разговор (в прямом и переносном смысле) с коллегами.

О том, что это, действительно, так, свидетельствует следующий факт. Ранним утром 1 марта 2006 года (сразу после защиты) выпускник кафедры ПФ Алексей Гоголев вылетел в Майнц (Университет Иоганна Гуттенберга). Здесь на микротроне с энергией 855 МэВ был запланирован совместный эксперимент, в ходе которого удалось получить данные, подтвердившие результаты \"томской группы\" (лаборатория \"Фотон\"), в части \"динамической теории параметрического излучения\".

От России в эксперименте участвовали два человека: оба из Томского политехнического; с одной и той же кафедры. По возвращении итоги были озвучены (не представлены, поскольку нуждались в обработке) на 35-й конференции \"По взаимодействию заряженных частиц с кристаллами\" в МГУ. Достоверно известно, что результаты \"томской группы\" стали доминантой кулуарных обсуждений.

Доклад \"Параметрическое рентгеновское излучение в изогнутых кристаллах\" (докладчик - А. Гоголев) вызвал бурную дискуссию. Оппонировал в основном А.В. Щагин - руководитель группы исследователей из Национального научного центра \"Харьковский физико-технический институт\".

Дело в том, что группа Щагина ведёт подобные изыскания. Но, поскольку выводы, представленные в докладе, были получены на основе более совершенной модели, то украинские коллеги не только вынуждены в своих докладах ссылаться на расчёты \"группы Потылицына\", но и скорректировали кое-какие \"свои\" положения.

Таким образом, говоря о системе обучения, которую выстроил профессор Потылицын, укажем, что состоит она из ряда элементов. В индивидуальном учебном плане предусмотрены именно те курсы, которые необходимы для реального участия в выполнении тем грантов и контрактов, разрабатываемых лабораторией \"ФОТОН\" (естественно, с оплатой), а также - реальные курсовые проекты.

НИРС, если всё идёт по плану, обязательно(!) сопровождается стажировками в ведущих научных центрах, с которыми ведутся совместные проекты (когда-то начало им было положено, благодаря научному авторитету, \"наработанному\" профессором Потылицыным).

Кстати, сейчас, когда достаточно широко по миру разошлись выпускники \"кафедры №12\", выстраивать отношения с ускорительными центрами (во всяком случае, с теми, где работают \"наши\") стало намного проще. А работают они: в Объединённом институте ядерных исследований (Дубна) - А.М. Таратин, лауреат Государственной премии; Канадской ускорительной лаборатории \"TRIUMPH\" - В. Верзилов, аспирант 1996 года; Лондонском Royal Holloway University - П. Каратаев, выпускник кафедры ПФ 1999 года; Национальной лаборатории КЕК (Япония) - А. Арышев, выпускник кафедры 2001 года; и т.д.

Так что участие молодых исследователей в современных международных научных исследованиях - обеспечено.

Далее – последовательно нарастающая (как след трека ядра углерода в кристалле) цепь: международный эксперимент обуславливает уровень публикаций; те, в свою очередь, позволяют выигрывать гранты – не только РФФИ, но и международные. А отсюда возникает возможность расширять научный поиск уже в статусе аспиранта. Вот такой синергетический эффект.

Впрочем, всё, о чём было сказано (и не удалось сказать), можно найти в одном коротком, но внушительном списке. Это не число публикаций и не график защит кафедры ПФ. Это - перечень ускорителей, на которых под руководством профессора Потылицына \"томская группа\" проводила эксперименты. Вот он:

  • протонный синхротрон (Церн, Швейцария) - тестовый электронный пучок, E=10 ГэВ (ГигаэлектронВольт);
  • линейный ускоритель КЕКВ (Япония) - электронный пучок, E=8 ГэВ;
  • выведенный электронный пучок ускорителя КЕК-ATF (Япония) - E=1,28 ГэВ;
  • разрезной микротрон MAMIB (Университет Иоганна Гуттенберга, Германия) - электроны, E=855 МэВ (МегаэлектронВольт);
  • синхротрон Сириус (НИИ ЯФ ТПУ, Россия) - электроны, E=500 МэВ;
  • нуклотрон ОИЯИ (Россия) - протоны, ядра углерода, Е=3 - 6 МэВ/нуклон;
  • микротроны НИИ ЯФ МГУ, НИИ ЯФ ТПУ (Россия) - электроны, E=5 - 6 MэВ;
  • бетатрон (ТПУ, Россия) - E=4 MэВ;
  • сильноточный ускоритель Sinus-150, (ИСЭ СО РАН, Россия) - E=150 кэВ;
  • пушка электронного микроскопа (ТПУ, Россия) - E=75 кэВ.

Ну, и самое главное, кафедральная молодёжь понимает: исследования, которые ведутся здесь, - самые что ни на есть актуальные и востребованные. Мало того, по общему мнению, на кафедре идеально соблюдён баланс между прикладными вещами (в том числе, стремлением учёных \"новой волны\" зарабатывать деньги) и чистым научно-познавательным интересом (который сродни альтруизму). Как ни странно, но даже для прагматично настроенного исследователя сам процесс познания является достаточным стимулом. А коли так, то ближайшие планы на освоение новых ускорителей - вполне реализуемы и реальны. Кстати, предполагается, что новой перспективной работой с очень высокой степенью вероятности станет совместный проект с Национальным немецким ускорительным центром DESY (Гамбург, Германия)…

\"Если, конечно, мой молодой коллега Дмитрий Карловец обоснует и рассчитает предлагаемые нашим научным коллективом модели, отличающиеся от использовавшихся ранее, стандартных…\", - смеётся Александр Петрович, на что Дмитрий утвердительно кивает, а значит, кое-что решить уже удалось. \"Дело в том, что у наших коллег в Гамбурге - прекрасная экспериментальная база! - продолжает профессор Потылицын. - И очень хороший ускоритель. А самое главное, есть неугасающий интерес к предлагаемой нами тематике. Но поскольку наш соавтор по эксперименту, раннее выполненному на кафедре прикладной физики ТПУ, доктор Г. Кубе в ускорительном центре DESY загружен подготовкой другого исследования, то он очень надеется, что совместными усилиями начатое в Томске научное направление можно будет весьма достойно развивать!!!\"

Записал О.Н. Плотников.

На фото:

1. Аспирант А.С. Гоголев (за компьютером) и студент группы 0610 Л.Г.Сухих (за электронным микроскопом) ведут подготовку эксперимента по генерации параметрического рентгеновского излучения.

2. Аспирант Д.В. Карловец и студент группы 0610 Л.Г. Сухих (справа) за обсуждением результатов совместного эксперимента, выполненного в Национальной ускорительной лаборатории KEK (Цукуба, Япония) на ускорителе ATF, с участием Л.Г. Сухих.