Дождались: Школа практического менеджмента, наконец-то, была проведена зимой. Настойчивость студентов четвертого курса группы 14А20 и неиссякаемый энтузиазм преподавателей сыграли своё дело.
Напомним, что Школа практического менеджмента была создана осенью 2003 года на кафедре международного менеджмента ТПУ, ныне Института Международного Менеджмента. ШПМ создавалась как база, где студенты - будущие менеджеры, на практике могут реализовывать полученные в процессе обучения теоретические знания. Выездные сессии проводились летом в 2004 и 2005 годах на базе \"Политехник\" в Киреевске. Два лета подряд неделю студенты ИММ увлечённо играли в деловые игры, учились организовывать себя и других, тренировались управлять, командовать и подчиняться лидерам.
На этот раз 35 студентов ИММ с первого по шестой курс в последние, драгоценные дни зимних каникул решились поехать на базу отдыха \"Здоровье\" в поселок Калтай. И не прогадали. Ведь только эта группа студентов получила уникальную возможность прослушать лекцию одного из создателей концепции инновационного университета к.т.н., директора Западно-Сибирского регионального центра социальных и информационных технологий Бориса Львовича Аграновича.
Лекция, во-первых, была посвящена слабым местам современной системы российского высшего образования, проблемам, с которыми сталкиваются вузы, анализу состояния системы высшего образования и науки в г. Томске и некоторых других городах. Лектор особо подчеркивал, что в последнее время университеты находятся в условиях конкуренции за обучающихся, и ситуация конкуренции будет развиваться по нарастающей. Это должно было рано или поздно стимулировать вузы совершенствовать модели дальнейшего развития системы высшего образования. Много внимания посвятил Борис Львович проблемам качества высшего образования, собственно, понятию качества, системе ответственности за качество всех субъектов системы высшего образования. Вторая часть лекции освещала вариант решения проблем и создания эффективной системы высшего образования. В качестве такого варианта Б.Л. Аграновичем и коллективом научных сотрудников была предложена концепция инновационного университета, освещены семь принципов, как залог её успешной реализации.
Зимняя ШПМ была \"лихо закручена\" вокруг понятия инновационный университет. Все три дня Школы из каждого угла слышалось: \"принципы\", \"инновации\". Студенты сидели за ноутбуками и, вооружившись книгами и документами, штурмовали консультантов-преподавателей. Даже далеко за полночь ещё шуршали бумажками и загружали свои презентации.
Основной задачей Института при организации зимней ШПМ стала демонстрация студентам путей стратегического развития ТПУ, чтобы способствовать донесению миссии образовательной системы вуза, получить новые творческие идеи для реализации концепции инновационного университета. По словам директора Центра МВА ИММ ТПУ, к.т.н. В.А. Пушных, продемонстрировать студентам цели развития ТПУ, разъяснить куда, как, а главное, зачем движется система российского образования - это один из способов их вовлечения в корпоративную культуру, осознанного становления себя как партнёра при получении образования. В конечном итоге, такие мероприятия должны способствовать повышению качества образования выпускника ТПУ.
Задачей студентов стала работа по поиску методов реализации семи принципов концепции Инновационного Университета. Каждая группа, собранная случайным методом из студентов разных курсов, работала над одним принципом. Результатом работы стали семь презентаций, представленных на суд жюри. Группы представляли своё видение инновационного университета, предлагали нетрадиционные инструменты и методы реализации принципов, без которых невозможно говорить о развитии в ТПУ модели инновационного университета.
Наибольший интерес со стороны жюри вызвали предложения группы, работавшей над первым принципом - \"Развитие системы инновационного образования, результатом которой стала подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России\" (Лосева О., Басай Л., Катаев Н.) - создание специалистов мирового уровня с помощью системы группового проектного обучения. Группа, работавшая над четвёртым принципом - \"Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды\" (Шейгиц О., Тукешева К., Кизеев В., Волков Н., Еремич М.) – методика переориентации корпоративной культуры университета из семейной в конкурентную. С большим вниманием были выслушаны смелые идеи группы шестого принципа - \"Диверсификация источников финансирования университета и активный фандрайзинг\" (Замулин А., Сурнина Д., Федюкова Ю.) - о работе комитета по фандрайзингу, о том, как научить ученых продавать свой научный продукт, как научить преподавателей продавать свои методики преподавания не только российским, но и иностранным студентам и вузам, как вуз может заработать дополнительные финансовые средства для развития, не выходя при этом за рамки Устава ТПУ.
То, что обсуждаемая тема является актуальной и интересной для студентов не подлежит сомнению. Количество вопросов, которыми ребята буквально засыпали лектора Б.Л. Аграновича, членов жюри Пушных В.А., Еремину С.Л., Аллаярову А.С., Гуткевич А.Е., - лишнее тому подтверждение. Задавались вопросы о том, какими могут быть критерии оценки получаемых студентами знаний, на каких принципах основана работа зарубежных вузов, какой правовой базой руководствуются университеты и ТПУ, в частности, насколько студент ответственен за качество образования и многие другие. Такие мероприятия, как правило, приносят больше вопросов, чем ответов и заставляют задумываться и студентов, и их наставников.
Хочется думать, что создателям концепции Инновационного Университета пригодятся идеи, поданные студентами ИММ, и, быть может, некоторые из наших студентов сами займутся их воплощением в жизнь.
А.Е.ГУТКЕВИЧ, А.С. АЛЛАЯРОВА