1 февраля 2006 г. Ученый совет университета рассмотрел итоги исполнения бюджета ТПУ в 2005 году и утвердил основные показатели бюджета на 2006 год. На вопросы нашей газеты отвечает проректор по экономическому развитию И.Е. Никулина.
- С какими экономическими показателями завершен 2005 год?
- Бюджет университета за 2005 год по доходам составил 1 839 013 тыс. рублей, в т.ч. 985 611 тыс. рублей поступило из федерального бюджета и 853 402 тыс. рублей - из внебюджетных источников. Рост доходов по сравнению с 2004 годом составил 22,5%. Доля внебюджетных средств в консолидированном бюджете - 46,4%.
Из государственных источников поступило средств на 20,6 % больше по сравнению с 2004 годом. Из федерального бюджета выделено на образование 985,6 млн рублей, науку - 63,1 млн рублей, получено инвестиций 20,0 млн рублей. Из них: на заработную плату - 584,4 млн рублей, стипендии - 94,4 млн рублей, приобретение оборудования - 56,9 млн рублей, ремонт учебных корпусов и общежитий - 67,9 млн рублей, коммунальные услуги - 55,1 млн рублей.
В консолидированном бюджете 2005 года 46,4% составляют внебюджетные средства, полученные за счет платных услуг, научных исследований, сдачи помещений в аренду, пожертвований юридических и физических лиц.
В результате перевыполнения плановых заданий (13 подразделений университета: ИГНД, ФОЦ, КЦ, ИММ, ИМО, ИЭФ, ХТФ, ИЯК, ЭЛТИ, ТЭФ, МСФ, ЭФФ, ГФ) по платным образовательным услугам получено дополнительно 23,7 млн рублей. За счет перевыполнения плановых заданий научного управления по хоздоговорам и контрактам (12 подразделений университета) получено дополнительно 21,1 млн рублей. В 2005 году общий план по добровольным пожертвованиям выполнен на 148,3%. Привлечено 150,1 млн руб., в том числе 112,0 млн руб. денежными средствами и материальными активами, прошедшими по бухгалтерскому учету. Всеми подразделениями университета перевыполнен план по привлечению средств от управления недвижимым имуществом. Привлечено 17,2 млн рублей - 131,5% от планового задания.
В целом по университету в 2005 году привлечено внебюджетных средств на 11,4% больше, чем за 2004 год (см. табл. 1).
Таблица 1.
Привлечение внебюджетных средств по всем источникам (тыс. руб.) |
2005 план | 2005 факт | % выполнения |
Платные образовательные услуги (ТПУ) | 283078 | 285989 | 100,6% |
Платные образовательные услуги (ЮТИ) | 10050 | 10872 | 108,2% |
Хоздоговоры, контракты, научно-технические услуги | 310000 | 335958 | 108,4% |
в т.ч. НИЧ | 87000 | 92000 | 105,7% |
Благотворительные средства | 101200 | 150050 | 148,3% |
Аренда помещений | 13060 | 17168 | 131,5% |
Прочие | 48550 | 53365 | 109,9% |
ВСЕГО: | 765938 | 853402 | 111,4% |
Однако в результате недовыполнения плановых заданий по платным образовательным услугам недополучено 22 млн руб., а по науке - 16,2 млн руб. Прямые убытки от неисполнения договорных обязательств студентами подразделений университета (около 9,0 млн руб.) и связанных с ними налоговых отчислений (2,2 млн руб.) составили 11,1 млн руб.
Кроме того, отмечу, что плановые показатели по внебюджетным средствам от оказания платных образовательных услуг выполнены за счет экстенсивных методов привлечения средств, а интенсивные развиваются недостаточно эффективно.
- Бюджет университета достиг 1,8 млрд. рублей. Куда же расходуется такая впечатляющая сумма средств?
- Томский политехнический университет - очень большое учреждение, для финансирования, содержания и развития которого требуются огромные средства. В 2005 году на текущую деятельность и содержание университета без учета НИИ и средств целевого финансирования (государственные инвестиции, программы и гранты по научному управлению) истрачено 1 242 млн рублей, т.е. 67,5% расходной части бюджета. Свыше 50 процентов этой суммы израсходовано на функционирование институтов, на управление университетом направлено 28,2 % этих средств, а на общеуниверситетские расходы - 16,3 %. На заработную плату из консолидированного бюджета истрачено 521,1 млн рублей. Другие наиболее крупные расходы: 38,4 млн рублей - на командировки; 16,3 млн рублей - на телефонную и почтовую связь; 118,2 млн рублей - на расходные материалы для учебного процесса и хозяйственных нужд; 3,5 млн рублей - на ГСМ.
Условно можно выделить сумму, направленную на развитие университета в 2005 году - 257 млн рублей, что составило 14 % от консолидированного бюджета ТПУ.
Таким образом, выполненные показатели по формированию доходной части консолидированного бюджета университета позволили направить средства на:
Финансовые ресурсы обеспечили развитие учебной, научной и социальной базы.
- Что сделано для сотрудников и студентов в социальном плане?
- Нам удалось сохранить уровень заработной платы выше, чем в других вузах Томска. Средняя зарплата в 2005 году составила 11 393 рубля, рост к уровню предыдущего года - 23,4 процента. Средняя зарплата ППС - 14 097 рублей. Сохранены надбавки Ученого совета кандидатам и докторам наук, выплаты молодым сотрудникам, включенным в кадровый резерв. Свыше 230 млн рублей (вместе с НИИ) направлено на заработную плату из внебюджетных источников. Более 2,3 млн рублей израсходовано на помощь 7-й поликлинике, где обслуживаются сотрудники ТПУ. На содержание базы отдыха \"Политехник\", санатория-профилактория, детского оздоровительного лагеря затрачено 10 млн рублей. Материальная помощь сотрудникам составила 3,8 млн рублей.
Социальные выплаты студентам - 7,1 млн рублей. Культурно-массовые мероприятия, оздоровление студентов и сотрудников - 9,6 млн рублей.
-Каковы основные показатели бюджета - 2006?
- Бюджет 2006 года формировался новаторским способом. Ректором ТПУ Похолковым Ю.П. была поставлена задача сформировать бюджет по двум направлениям: функционированию и развитию. Пришлось перечитать множество специальной литературы, ознакомиться с работой экономических управлений ведущих вузов. Результат оказался неожиданным: нигде в образовательных учреждениях бюджет таким образом не формируется. В коммерческих организациях опыт по применению системы бюджетирования (новый метод финансового планирования) существует, но вуз - это не коммерческая организация, здесь не формируется прибыль, нет оборотного капитала, нет равномерности поступления средств, однако существует жесткое казначейское исполнение расходов. Кроме того, в этом году вузам придется платить еще по двум новым налогам: на имущество и землю, причем в федеральном бюджете средства на эти цели не заложены. Другими словами, перед нами были поставлены трудные задачи не только ректором, но и государством.
Тем не менее, в 2006 году из Федерального бюджета Томскому политехническому университету выделено 1 079,4 млн руб., что на 11% больше уровня предыдущего года. В том числе на оплату труда - 552,8 млн руб., на стипендии - 110,8 млн руб., на оплату услуг по содержанию имущества (ремонт и др.) - 63,4 млн руб., на увеличение стоимости основных фондов - 55 млн руб., на новое строительство - 56,0 млн руб. Впервые было направлено 4,7 млн руб. на организацию практик.
Предстояло разобраться: какие суммы из этих средств остро необходимы на функционирование, а какие можно (условно) отнести к развитию вуза.
Экономическое управление, затратив немало сил и времени, разработало методику (если хотите, методологию) расчета бюджета функционирования. Затем все проректора, директора институтов, деканы факультетов и руководители структурных подразделений, составив бюджет функционирования, защищали его в экономическом управлении. Споров и дебатов было много, возможно, что-то недоучли. Накопив опыт, будем исправлять ошибки. В результате этого трудоемкого процесса был все же сформирован бюджет функционирования ТПУ на 2006 год. Теперь предстояло \"защитить\", т.е. гарантированно обеспечить полученную сумму реально существующими входящими денежными потоками, причем в наибольшей \"защите\" нуждалась внебюджетная составляющая вычисленного объема средств на функционирование вуза.
Таким образом, из средств федерального бюджета на функционирование и развитие вуза удалось выделить следующие суммы (см. Табл. 2):
Таблица 2.
Статьи расходов | Лимиты 2006 г. тыс. руб. |
Распределено на функциони-рование | Отправлено на развитие |
ст. 211 \"Расходы по оплате труда\" | 552803 | 502380 | 50423 |
ст. 213 \"Единый социальный налог\" | 141948 | 132117 | 9831 |
ст. 221 \"Услуги связи\" | 4000 | 4000 | 0 |
ст. 223 \"Коммунальные услуги\" | 57100 | 57100 | 0 |
ст. 225 \"Услуги по содержанию имущества\" | 63454 | 48454 | 15000 |
ст. 226 \"Прочие услуги\" | 15515 | 15515 | 0 |
ст. 262 \"Трансферты\" | 5730 | 5730 | 0 |
ст. 290 \"Прочие расходы\" | 115533 | 115533 | 0 |
ст. 310 \"Увеличение стоимости основных средств\" | 55030 | 28850 | 26180 |
ст. 340 \"Увеличение стоимости материальных запасов\" | 12331 | 12331 | 0 |
ВСЕГО средств федерального бюджета | 1023444 | 922010 | 101434 |
В 2006 г. предусмотрено на материальное поощрение сотрудников университета 37,1 млн руб. бюджетных средств и 7,8 млн руб. внебюджетных средств, что составляет 10% от фонда оплаты труда. Фонд материального поощрения будет распределяться по всем кафедрам и структурным подразделениям один раз в квартал.
Всего внебюджетных средств на цели функционирования запланировано 264,5 млн рублей. Бюджет функционирования обеспечен суммой в 265,2 млн руб., состоящей из: объема заключенных договоров по основным платным образовательным услугам (238 млн руб.), объема заключенных договоров по аренде (13,7 млн руб.) и остатка средств на внебюджетном счете по состоянию на 01.01.2006 (13,5 млн руб.). Структура распределения защищенных внебюджетных средств представлена в табл. 3.
Доля \"защищенных\" внебюджетных средств, направляемых на функционирование институтов и факультетов, представлена в табл. 4.
Таблица 3.
Подразделения университета | Сумма тыс. руб. |
% от гарантированной суммы |
Институты и факультеты | 133240 | 50.4% |
Ректорат | 19224 | 7.3% |
Стратегическое управление | 14229 | 5.4% |
Учебное управление | 20033 | 7.6% |
Научное управление | 3136 | 1.2% |
Административно-хозяйственное управление | 11754 | 4.4% |
Управление экономического развития | 4159 | 1.6% |
Проректор по режиму и безопасности | 496 | 0.2% |
Управление кадровой политики | 1590 | 0.6% |
Таблица 4.
Подразделение | Расходы на функционирование (тыс. руб.) | Заключенный объем | Доля от заключ-го объема договоров |
ФТФ | 3231 | 6680 | 48% |
ЭФФ | 3585 | 6726 | 53% |
ИГНД | 13625 | 24575 | 55% |
МСФ | 2660 | 5547 | 48% |
ХТФ | 2522 | 7226 | 35% |
ТЭФ | 3569 | 7380 | 48% |
ЭЛТИ | 8180 | 17809 | 46% |
ЕНМФ | 8810 | 1485 | 600% |
ГФ | 13089 | 18918 | 69% |
ИЭФ | 16824 | 24897 | 68% |
ИДО | 33436 | 96998 | 33% |
ИЯК | 6815 | 4069 | 167% |
КЦ | 5003 | 11652 | 43% |
ИММ | 4551 | 7000 | 65% |
ИМО | 7709 | 7385 | 104% |
В расчеты бюджета функционирования в части внебюджетных средств не включены:
В 2006 г. доходная внебюджетная часть консолидированного бюджета утверждена решением Ученого совета университета (вместе с НИИ и ЮТИ) в сумме 1127,1 млн. рублей. При этом учебное управление вместе с институтами и факультетами должно привлечь внебюджетных средств - 566,93 млн руб., Стратегическое управление - 52,8 млн руб., Научное управление - 22,5 млн руб., Административно-хозяйственное управление - 43,07 млн руб., НИИ - 324 млн руб. В целом консолидированный бюджет по доходной части на 2006 год представлен следующими суммами (табл. 5):
Таблица 5.
Консолидированный бюджет | 2005 | 2006 | Рост |
Федеральный бюджет | 985611 | 1154443 | 117,1% |
без НИИ | 966339 | 1129443 | 116,9% |
Внебюджетные средства | 853402 | 1052100 | 123,3% |
без НИИ и ЮТИ | 609451 | 738400 | 121,2% |
ВСЕГО ТПУ | 1839013 | 2206543 | 120,0% |
без НИИ и ЮТИ | 1575790 | 1867843 | 118,5% |
В текущем году бюджет развития университета будет распределяться по приоритетным проектам комплексных и целевых программ развития. Почти 30% от консолидированного бюджета (см. табл. 6) намечено направить на развитие университета. Ранее в таком объеме средства университета на эти цели не расходовались.
Таблица 6.
Структура консолидированного бюджета ТПУ на 2006 | Консолиди-рованный бюджет (тыс. руб.) |
Бюджет функциони-рования (тыс. руб.) |
Бюджет развития (тыс. руб.) |
Федеральный бюджет | 1079443 | 922010 | 157434 |
Бюджетные средства НУ | 50000 | - | 50000 |
Внебюджетные средства | 738400 | 426560 | 311840 |
Остаток средств на 01.01.2006 | - | 13500 | 47000 |
ВСЕГО (без НИИ) | 1867843 | 1362070 | 566274 |
Процент распределения средств консолидированного бюджета на функционирование и развитие | 70,6% | 29,4% |
Таким образом, нам предстоит исполнять бюджет 2006 года в соответствии с намеченными планами и задачами.