Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР

НАЙДИ…СЕБЯ!

Еще древние мудрецы твердили древней молодежи: «Познай самого себя!»… Увы, идеалы и идолов по-прежнему ищем на стороне, на Западе и Востоке. А куда проще: загляни поглубже в себя, в историческое и культурное наследие, покопайся в традициях и такое найдешь – все стороны света залюбуются!

К поиску вечных истин в этом семестре приступили первокурсники ИЯК в сопровождении фольклорно–этнографического ансамбля «Пересек» МКЦ ТПУ. Поиск осуществлялся в рамках лектория «Традиционная культура Сибири».

«Путь к себе» начался с погружения в исходный материал – «Пересек» блеснул знаниями по истории Сибири, формированию старожильческих поселений. Перед «новообращенными» политехниками разворачивались живые картины быта, особенностей характера «старых» сибиряков. Главной «приманкой» - по мнению руководителя «Пересека» Марины Аржанниковой, стали вещи «оттуда», из старины: сарафаны, пояса, кофты, созданные руками сибирских мастериц.

Серьезным препятствием оказался языковой и музыкальный барьер. Для современных студентов по–прежнему близки Восток и Запад: английский с китайским одолеем запросто, а свое забытое – родное встретим… в лучшем случае, со снисходительной улыбкой.

- Приходилось полагаться на инту- ицию, - вспоминает Марина Владимировна. Деву- шек–студенток было больше, и ставка делалась на «дамские штучки» - во что наряжались прежние красавицы, как умели подать себя на вечёрке, как гордо и красиво вели танцевальный круг. Метод «погружения в хоровод» сработал блестяще. Правда, в джинсах с приспущенной линией талии это получалось, мягко говоря, неважно. А когда надели сарафаны «от народа», да еще поспорив кому - какой – дело пошло! И кадриль затанцевалась, и поцелуйный обряд понравился, и хороводные игры «зажигались» с пол-оборота.

- Самым неожиданным моментом было приобщение к женскому платку, с узлом под подбородком - улыбается руководитель «Пересека». – Современные девушки наотрез отказывались от него, но когда гнев и смущение молодых красавиц стихали, платок повязывался мастерски, и из зеркала на топ- моделей смотрело… нет, не лицо, а ЛИК! - Прекрасная женская сущность, глубоко скрытая под слоями «достижений цивилизации».

Далек и долог путь к истокам – но, может быть, стоит начать? Начни с себя!

МУЗЫКАЛЬНЫЕ VIP’ы – КТО ОНИ?

Томский Муниципальный русский оркестр Международного культурного центра ТПУ пополнил галерею VIP-персон современного исполнительского искусства. Дрезден и Третьяковка стонут от зависти: наша галерея – особого свойства.

Ее персонажи – исполнители на русских народных инструментах: молодые, супер-талантливые, мощные представители российской музыки ХХI века. Еще вчера - студенты ведущих музыкальных вузов, а сегодня о них «перешептывается» весь мир.

Творческие контакты с лидерами современного исполнительства стали приоритетом в работе художественного руководства МКЦ и оркестра.

Высокая планка в выборе имен соблюдается неукоснительно, зато и результаты – ошеломляющие. Только в 2005 году среди новых друзей МКЦ появились Лауреаты Международных конкурсов: Андрей Горбачев (балалайка, Москва), Михаил Овчинников (баян, Новосибирск). Молодой преподаватель Новосибирской консерватории представил наисовременнейший инструмент, на котором естественно и великолепно звучит Бах, Вивальди, Пьяццолла,, Рахманинов и Брамс.

В апреле в МКЦ выступил уникальный дуэт: два Андрея – Кугаевский (домра) и Романов (баян, Новосибирск). Лауреаты премии Фонда «Русское исполнительское искусство», победители российских и зарубежных конкурсов, обладатели Золотой медали Иегуди Менухина создали свой дуэт… в Японии.

Пути Господни неисповедимы, но уже два года Кугаевский и Романов музицируют и прорываются «к звездам» вместе. Подобного состава нет в мире, и все обработки (страницы оперы Моцарта «Волшебная флейта», Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» и т.д.) – эксклюзив. У музыкальных встреч с VIPами есть хороший «стандарт». Первое отделение - сольное выступление гостей, а во второй части программы звучит так называемый «сейшен» - совместное музицирование с оркестром. Каждый раз эти встречи превращаются в фейерверк, от которого «зажигаются» сердца слушателей и исполнителей.

ДОБРАЯ ПРИМЕТА

Попробуем с трех раз угадать приметы весны! Ключевыми словами будут: любовь, близкая сессия и… голоса птиц - те, которые (согласно детской песенке) «на крыльях весну принесли»…

В МКЦ ТПУ роли «птичьих голосов» исполнили «стайки» детских хоровых коллективов. К слову сказать, «щебет» и смех были, но за кулисами. На сцене царил профессионализм.

«Маленькие, да удаленькие» хоровики – из школы-студии «Мелодия» Дворца творчества детей и молодежи, вокально–хорового ансамбля ДМШ п. Лоскутово, хоровых коллективов «Гармония» (ДМШ№ 2) и «Акварель» (ДМШ№ 3) слетелись на весенний призыв старших собратьев из Вокально-хоровой студии МКЦ, больших знатоков оригинальных творческих событий.

Вячеслав Царев, «сотоварищи» задумали хоровой форум, посвященный 60-летию Великой Победы. По всем весенним канонам музыку славы и доблести принесли в стены МКЦ детские голоса, звучащие в золотой классике и старых военных «песнях о главном».

Новое поколение выбирает Память и благодарность, музыкой провозглашая: «Спасибо за Победу!»

HOМO SAPIENS – HOMO MUSICALIS!

Молодость и музыка родились в одной колыбели – под присмотром Всевышнего. И первые западные популярные песни пошли гулять по Европе с легкой руки студентов, зубривших латынь и стильно рядившихся в лохмотья вагантов.

Лирический политехнический во все времена был настроен на верный музыкальный тон.

Однажды в художественном пространстве ТПУ появился «Университетский квартал» - обитель студенческого творчества. Музыке в нем живется вольготно. В новом витке нынешних мартовских состязаний, прошедших в МКЦ, выяснилось, что политехники по–рыцарски верны гитаре и бардовской песне (привет трубадурам и труверам!). Вы улыбнетесь, но именно «мужская песенная лирика» была наиболее проникновенной, стильной, грамотно звучащей на гитарных струнах и в голосе человеческом.

В номинации «Эстрадный вокал» исполнители присягнули на верность песенной классике. Хиты 70-х и 80-х (из репертуара Евгения Мартынова, Аллы Пугачевой), так же как песни от Анастасии и Николая Носкова звучали ярко и овременно. Выделялись элементы джазового вокала с должным драйвом и свингом.

Студенты по-прежнему любят «сбиваться» в рок-компании и выражать жизненное кредо в сопровождении электрогитар, барабанов и губной гармошки!

Музыкальная часть конкурса включала танцевальные жанры. По мнению жюри, политехники хорошо представляют себе, что такое танцевальная эстрада – хип-хоп, R’n’B стиль, джаз–танец и модерн. У студентов есть огромное желание танцевать, но часто они предоставлены самим себе, и не всегда ищут контакты с профессионалами, которые готовы помочь словом и делом. А ведь на сцене – как на ладони – видна разница между отточенной «танцевальной школой» и душевным порывом «любителей».

Общая картина музыкальной части «Университетского квартала» - позитивна и повесеннему светла. Студент – политехник на все руки мастер: он и учится, и поет, и танцует, и костюмы мастерит – и несет колоссальный заряд творческой энергии.

Отчего же в обзоре нет ни одного имени? Почетные титулы и имена победителей прозвучат в МКЦ 12 марта, на Гала-концерте «Университетского квартала».

До встречи, до новых открытий!

Материалы подготовила Вера Тимофеева, музыковед.