В преддверии профессионального праздника - Дня геолога - поздравления принимают все, кто готовит специалистов для нефтегазовой отрасли. Поэтому сегодня речь пойдёт о новом структурном подразделении Института геологии и нефтегазового дела - кафедре иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела (ИЯГН).
Эта кафедра появилась в составе института не случайно. ИГНД на протяжении нескольких лет плодотворно сотрудничал с преподавателями кафедры английского языка № 3 Института языковой коммуникации, которые помогали подготовить высококвалифицированных специалистов не только для России, но и для всего мира. В результате объединения ИЯК и ИМО в феврале 2007 года было принято решение о реорганизации кафедр иностранных языков. Так, 1 июня 2007 года в составе Института геологии и нефтегазового дела появилась своя кафедра иностранных языков.
Известно, что иностранные языки играют важную роль в поддержании профессиональных и научных связей ИГНД. Институт постоянно стремится вперёд и совершенствуется. Его выпускники востребованы на мировом рынке труда. Однако не так просто найти высокооплачиваемую работу, сделать успешную карьеру в выбранном направлении. Для этого необходимо усиленно работать и применять свои знания на практике. Ключом к профессиональному росту для большинства студентов ИГНД стало знание иностранного языка.
Заведующая кафедрой иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела Людмила Михайловна Болсуновская рассказала о своём коллективе, раскрыла несколько профессиональных секретов и поделилась планами на будущее.
- Коллектив кафедры ИЯНГ небольшой - 12 человек. Наряду с опытными преподавателями, такими как доцент Р.Н. Абрамова, ст. преподаватель Т.Ф. Долгая, доцент Л.С. Ратнер, к.ф.н., доцент И.А. Матвеенко, на кафедре работают молодые специалисты, активно участвующие в научно-исследовательской деятельности, в программах, финансируемых российскими и зарубежными фондами. В прошлом году Татьяна Васильченко вернулась со стажировки из США, в этом году вернулась Александра Климентьева. Два предыдущих года подряд я сама стажировалась в Великобритании в Институте образования Лондонского университета.
- Я уверена, что кадровый состав - это основная опора руководителя подразделения, - говорит заведующая кафедрой. - Не мной сказана фраза: \"кадры решают всё\", но я с ней абсолютно согласна. На мой взгляд, преподаватель иностранного языка должен привлекать студентов, прежде всего, как личность.
Только за счёт личных качеств можно построить эффективное занятие и установить связь с аудиторией. Естественно, применение новых коммуникативных технологий - деловые игры, проектные методики и case-study - помогает в освоении языка, но первостепенное значение всё-таки имеют профессиональные и душевные качества педагога.
Ведь очень важно, какой преподаватель встретится на твоём пути. Мне в жизни повезло. Я училась у таких выдающихся педагогов, как: д.ф.н. Осипова О.А., к.ф.н. Ломакина О.О., к.ф.н. Лозинская Р.Г., к.ф.н. Ананьева Л.Г., к.п.н. Гаврилов А.Н., к.п.н. Качалов Н.А. И, основываясь на собственном опыте, могу сказать, что глубокое знание предмета, личные качества и любовь к профессии являются ключом к сердцу студента.
Работа на кафедре иностранных языков ведётся по нескольким направлениям, где обучение студентов ИГНД профессиональному языку - основное.
Об уровне языковой подготовки выпускников можно судить по отзывам потенциальных работодателей. По словам Людмилы Михайловны, последнее время представители зарубежных компаний, где трудятся бывшие студенты института, отмечают, что сегодняшние выпускники владеют иностранным языком лучше своих предшественников.
Многие выпускники приходят на кафедру ИЯГН со словами благодарности. Они делятся своим опытом и впечатлениями от работы в самых разных уголках земли, и, конечно, признаются, что язык помог им добиться успехов в карьере. Например, магистр ИГНД Григорий Дашковский, работающий в настоящее время в компании \"Shell\", в своём послании преподавателям кафедры ИЯГН писал, что, его \"главными инструментами в личном развитии явились профессиональные знания и английский язык\". Работая в интернациональном коллективе, он не раз по достоинству оценил преимущества владения английским языком.
Сейчас на кафедре иностранных языков планируют создать банк выпускников, чтобы отслеживать их карьерную траекторию и объединять их.
На сегодняшний день нам известно, что Евгения Павликовская работает в Шотландии, Екатерина Сурова в Канаде, Марат Зарипов в Арабских Эмиратах в представительствах компании \"Schlumberger\", Дмитрий Груздев и Дмитрий Зайченко в компании \"Baker Hughes\", Александр Кривошеев и Михаил Лобов в \"Shell\".
- Наши студенты поняли, что знание иностранного языка - это средство достижения профессиональных целей, - отмечает Людмила Михайловна. - Мотивацией служит не только то, насколько хорошо построено занятие, но и то, какие ребята видят для себя перспективы. В настоящее время это касается не только зарубежных корпораций, российские компании тоже заинтересованы в кадрах, которые знают иностранный язык. Современный специалист должен уметь читать иностранную специальную литературу, работать в интернациональной команде, где английский является языком международного общения.
Как рассказала заведующая кафедрой, результатом обучения иностранному языку является также участие в конференциях. В частности, на Международном научном симпозиуме имени академика М.А. Усова есть секция на английском языке, где студенты могут выступить с докладами и обсудить интересующие их научные проблемы.
Такой подход к передаче знаний позволяет основательно подготовить студентов к написанию и защите выпускной квалификационной работы, часть которой с недавнего времени проходит на иностранном языке.
- Я думаю, что защита ВКР на иностранном языке - это показатель того, насколько студент научился общаться на иностранном языке. Ведь от него требуется не столько профессиональное владение иностранным языком (как от выпускника языкового вуза), сколько умение правильно презентовать материал на иностранном языке, понимать вопросы и отвечать на них. Наша основная задача - научить студентов не бояться общаться на языке, то есть снять коммуникативный барьер.
Одним из важнейших направлений работы ИЯГН является сотрудничество с профилирующими кафедрами. Преподаватели кафедры ИЯГН оказывают помощь коллегам с профилирующих кафедр в оформлении заявок для участия в различных конкурсах и грантах, в ведении деловой переписки с зарубежными партнерами, в переводе научных статей для публикации в зарубежных журналах, в установлении профессиональных контактов с зарубежными коллегами.
- Мы работаем в очень тесном контакте с профилирующими кафедрами: нам не обойтись друг без друга. К тому же, совместно с преподавателями профилирующих кафедр мы разрабатываем терминологические словари, учебно-методические комплексы, контрольно-измерительные материалы - всё то, что необходимо на занятиях по \"Профессиональному иностранному языку\". А также, мы участвуем в аттестационных комиссиях, оценивая знания языка у студентов.
Чтобы обеспечивать качественную языковую подготовку будущих специалистов-геологов и нефтяников, преподаватели должны постоянно повышать свою квалификацию и совершенствовать свои знания. Для реализации этой задачи на кафедре ИЯГН действует постоянный научно-методический семинар, в рамках которого рассматриваются проблемы преподавания иностранного языка, оцениваются разработки учебно-методических комплексов и различных форм преподавания на языке. У преподавателей также есть возможность повысить свою квалификацию в Институте инженерной педагогики ТПУ.
Безусловно, самую большую пользу приносят зарубежные стажировки и погружение в языковую среду.
Заведующая кафедрой Людмила Болсуновская говорит, что трудиться на благо такого института, как ИГНД, - задача не из лёгких: требования высоки, а сроки выполнения коротки. Тем не менее, она полна амбициозных планов на будущее. Прежде всего, Людмила Михайловна планирует сделать кафедру \"Иностранных языков в области геологии и нефтегазового дела\" узнаваемой и одной из ведущих кафедр в России. Вторая задача - помочь преподавателям профильных кафедр ИГНД в образовательной, международной и научной деятельности в плане языковой подготовки, чтобы они в перспективе могли самостоятельно применять знание иностранного языка в своих целях. Ещё одна задача – повысить профессиональный уровень преподавателей иностранного языка за счёт прохождения стажировок за рубежом.
- Несмотря на то, что задачи перед кафедрой стоят очень сложные, все преподаватели работают с большим интересом и самоотдачей. И я очень благодарна всему коллективу: преподавателям и методистам за то, что они преданно служат кафедре, и за наши тёплые взаимоотношения и взаимопонимание в коллективе. У нас работают преподаватели высокого класса - люди очень ответственные, высококвалифицированные и интересные. Каждый старается привнести в работу что-то индивидуальное и новое. Я убеждена, что благодаря подобному отношению к работе и дружеской атмосфере, сложившейся на кафедре, мы решим любые задачи, добьёмся поставленных перед нами целей.
Накануне Дня геолога хочу поздравить всех сотрудников ИГНД с профессиональным праздником. В этот день хотелось бы пожелать амбициозных планов, творческих успехов и здоровья!
Лариса БОГОМАЗОВА.