Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Успех учителя в победах его учеников

Вместо предисловия: Абеуов Ренат Болтабаевич, родился в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области. В 1996 году окончил среднюю школу, в этом же году поступил в Томский политехнический на факультет автоматики и электроэнергетики (кафедра \"Электрические системы\"). В 2001 году окончил ТПУ с квалификацией инженер по специальности 100200 \"Электроэнергетические системы и сети\".

Сфера научных интересов: Системы автоматического управления режимами работы электростанций, FACTS-технологии. Поиск новых способов и средств автоматического управления динамическими переходами энергосистем.


***

Как ни странно, но для старшего преподавателя кафедры электроэнергетических систем и высоковольтной техники ЭЛТИ Рената Болтабаевича Абеуова его нынешняя работа на кафедре ЭСВТ началась с освоения действующих объектов электроэнергетики Томска и Томской области - ГРЭС-2, ТЭЦ-3, ПС 500 кВ \"Томская\" и других.

Разницу между тем, чему учили в ТПУ, и тем, что нужно знать для организации работы монтажников, понял и прочувствовал сразу. По сути, курс профессионального ликбеза 22-летний выпускник университета прошёл за три месяца. Восемь последующих успешно руководил бригадой.

Всё бы ничего, но филиал предприятия, на которое пришёл работать молодой специалист, в один прекрасный момент перестал существовать. Традиционный русский вопрос \"Что делать?\" (ни жилья, ни работы), актуальный для России конца прошлого-начала нынешнего веков, неожиданно разрешился предложением профессора Ю.В. Хрущёва, который просто сказал: \"Переходи на кафедру, работы - достаточно…\"

Начинал с ассистента, с подготовки и проведения лабораторных и практических занятий. Параллельно поступил в Институт инженерной педагогики. Год обучения, плюс полгода на подготовку выпускной квалификационной работы. В итоге - дополнительный диплом по квалификации \"Преподаватель высшей школы\".

Примерно к тому времени на кафедре ему отрядили полноценный 72-часовой курс, который надо было написать, подготовить лабораторные, разработать методический материал и всё, что необходимо. Так собственно началась учебно-педагогическая деятельность.

В 2004-м заведующий кафедрой направляет молодому преподавателю двух второкурсников, до чрезвычайности желавших включиться в НИРС. У начинающего педагога и времени не очень много, к тому же всё - впервые, а требования одинаково высокие, как для всех. Вот и получилось, что горемыки наши месяца полтора проходили: \"Мы по поводу НИРСа узнать...\"

С другой стороны, тот студент, кто это испытание на \"выдержку\" прошёл, совершенно точно поставил себе целью чего-то достигнуть. Так оно и получилось. У одного из двух, Ивана Дмитриевича Барановского со второго по 5-й курс в ЭЛТИ победы были большие и значимые: лучший студент, лауреат Всероссийских конкурсов, публикации в рейтинговых журналах и многое другое.

Тему дипломной работы взял практико-ориентированную: \"Проектирование воздушной линии электропередач ЛЭП-220 Нижневартовская ГРЭС – ПС \"Двуреченская\". С этой НИРС (то есть, дипломным проектом) подопечный преподавателя Рената Болтабаевича Абеуова участвовал в Открытом конкурсе ОАО \"Мосэнерго\". Результат весьма достойный: третье(!) место из огромного числа претендентов со всей России.

Вот эта логика постоянного стремления к высшим достижениям закономерно привела к тому, что к моменту распределения И.Д. Барановский получил приглашение и ныне работает в НИПИ Нефти. Что же касается его наставника, то первый педагогический опыт оказался довольно успешным.

Дальше - больше. Учебный процесс, потому и \"процесс\", что идёт постоянно. Вот так в 2006 году к Абеуову Р. Б. пришел и студент кафедры ЭСВТ Тахир Батаршинов. Задача ему была поставлена довольно серьёзная: разработать алгоритм управления процессом синхронизации генераторов с сетью по программным траекториям движения технических объектов, потом эта тема обретет свое воплощение, но это позже.

Понятно, что для начала исследования нужна была точка отсчёта, а значит, надо определить, какие алгоритмы уже существуют, каковы их достоинства, недостатки. Понять, есть ли необходимость в разработке нового. С тем будущий магистр Т.Р. Батаршинов приступил к работе.

Первое время это был обычный рутинный процесс: приходилось безвылазно просиживать либо в библиотеке ТПУ, либо в лаборатории, отыскивая из \"моря\" технической информации то, что нужно. В результате обзора патентов было найдено несколько существующих алгоритмов, однако они не в полной мере удовлетворяли предъявляемым технологическим требованиям. Теперь стало ясно, что необходима разработка нового метода, доказательство возможности, применения которого стало очередной задачей.

Основная проблема была методологического плана: понятно, что алгоритм создан, и расчётные выражения сформированы. Но вопрос - на чём моделировать? Ведь применяемые до этой поры программные комплексы, которые имеются на базе кафедры, не позволяли смоделировать разработанный алгоритм. Вот так и возникла следующая проблема, поиска того программного продукта, который позволил бы реализовать задуманное.

В один прекрасный момент решили попробовать построить исследовательскую модель энергосистемы в приложении MATLAB Simulink. Знакомство с приложением Тахир Батаршинов начинал \"с нулевого цикла\". И проблем было больше, чем достаточно, поскольку программа - англоязычная, никаких методических пособий для электроэнергетической части нет и на сайте поддержки за электроэнергетический раздел отвечал человек с экономическим образованием. В общем, путь в науку пролегал тернисто и неровно. Но не таков наш брат политехник, чтобы сдаваться на половине пути! Мало того, что алгоритм был отработан, так разработанная модель и полученные результаты помогли провести апробацию появившегося на тот момент нового, специализированного для электроэнергетики программного продукта, разработанного все на той же кафедре ЭСВТ.

Далее для молодого исследователя и его научного руководителя настало время представить свои труды. Разумеется, все результаты, озвучивались на научно-практических семинарах, конференциях Всероссийского и Международного уровней; на которых Т.Р. Батаршинов получал сертификаты и дипломы (победителя, первой степени и именные).

Не случайно он становится именным стипендиатом ОАО \"Кузбассэнерго\" и \"Томсктрансгаза\", а также на Всероссийском конкурсе научно-технического творчества студентов занимает третье место и получает специальный приз от организаторов конкурса, ОАО \"Таврида-электрик\". Добавим, что не так давно Батаршинов Тахир участвовал в первом туре корпоративного конкурса АК \"Транснефть\", победив в котором, автоматически прошёл в третий тур, который состоится в московском офисе компании в апреле текущего года.

Так что… \"Впереди ещё много дел,- корректирует планы своего подопечного старший преподаватель кафедры ЭСВТ Ренат Болтабаевич Абеуов.

И становится явной до некоторых пор неочевидная истина: с таким наставником - обязательно будет много новых побед!!!

Записал О.Н. Плотников.