Набирает обороты конкурс имени В.Шушарина. На призыв оргкомитета откликнулись, в первую очередь, те выпускники ТПИ, кто лично знал Валентина Григорьевича. Замечательно, что в их воспоминаниях представлена удивительная палитра студенческого самодеятельного творчества, с 60-х годов прошлого столетия.
Кроме этого нам удалось связаться с участниками хора \"Радуга\", который организовал и на протяжении 18 лет руководил Валентин Григорьевич Шушарин. Их воспоминания - в следующем номере газеты.
В память о Валентине Шушарине
Ушел из жизни Человек.
Ушел так рано, навсегда.
И нам с потерей этой нашей
Уж не смириться никогда.
Мы ждали все - вот он войдет
И в центре сядет, как обычно.
Нам улыбнется, запоет.
Мы подпоём ему привычно.
Он был поэтом и певцом.
В наследство нам оставил песни,
В которых всё - любовь, наш дом.
И мы поем их хором, вместе.
Мы с песней шли с ним много лет.
Уже все стали чуть \"моложе\",
Но вот его уж больше нет.
А мы поем и славу множим.
В своей мы памяти храним
И \"С днем Победы\", \"Сталинград\"...
И репетиции свои
Мы начинаем с них сто крат.
Любил он жизнь, любил наш хор.
Красиво \"Радугой\" зовемся.
И нет слов высказать ту боль,
Что с Валентином расстаёмся.
У нас останется в сердцах
Навеки в памяти Шушарин,
Как друг, как брат и, наконец,
Как человек, любимый нами.
От всего сердца Александра Сергеевна Горбунова, 2008 год.
Безусловно, культурно-самодеятельная часть студенческой жизни Томского политехнического была всегда, во все годы, но передача информации происходила с пробелами, и многие энтузиасты часто полагали, что то или иное событие пришло в ТПИ только благодаря им. Но внимательное изучение каких-то документов всегда благодарно открывает золотые страницы забытых событий и имён.
В этом плане мне вспоминается факт, когда в 1955 году в заваленной старьём кладовой профкома ТПИ, находившейся в левом дальнем углу первого этажа Главного корпуса, мы обнаружили два позеленевших от времени саксофона (!). Представьте себе наше удивление. Ведь это были всё ещё послесталинские времена, когда \"Джазюка\" для молодёжи была полностью запрещена...
Я стал студентом ТПИ в 1954 году, и был участником и свидетелем расцвета Эстрады ТПИ 1956-61 годов. Эстрадный оркестр ТПИ под руководством студента-физикотехника, талантливого музыканта и аранжировщика, Бориса Пичугина был организован осенью 1955 года, и 25 ноября студенты услышали его первое выступление.
Помню, в сентябре в Главном корпусе появилось объявление об организации эстрадного оркестра, на одну из первых репетиций которого я пришёл. Стройный, симпатичный, слегка заикающийся Борис Пичугин спросил меня, на каком инструменте я играю? Когда услышал, что это - аккордеон, отмахнулся от меня рукой, заявив: \"Нам не надо! У меня уже сидят в оркестре четыре аккордеониста!\" Я уже выходил из двери, когда меня догнал его вопрос: \"Может быть Вы ещё на каком-нибудь инструменте играете?\" Я подумал и ответил, что когда-то, очень давно играл на скрипке... Борис уцепился за меня, просил приходить, обещал помочь со скрипкой, если у меня её нет... На пять лет я стал первой скрипкой и старостой-организатором Эстрадного оркестра ТПИ.
Образованию же Эстрадного Коллектива ТПИ 1956 года сначала предшествовала поездка в сентябре культбригады ТПИ по колхозам Томской области, где она выступала перед студентами города и немногочисленными колхозниками, занятыми на уборке урожая. Ведущим концертов культбригады был флегматичный радиотехник Борис Селивохин. Зато 18-летний Владимир Ямпольский мастерски читал литературные пародии Ардова и могучий рассказ на украинском языке \"Турецкая Война!\" По знаниям языков от него не отставал другой талант, радиотехник Юрий Жуков, который осмелился только петь, но \"Песню о Бухаресте\" мгновенно запел на \"румынском\"... Правда, наша тогдашняя аудитория выглядела весьма отсталой, потому что могла только смеяться, услышав звуки \"иностранной\" речи. Красой культбригады был дуэт электромеханиц Тамары Тришкиной и Лиды Чащиной, напевавших томичам о \"Заволжских просторах\"…Размаху танцевальной группы радиотехников мешал развернуться только размер сцены сельских клубов.
Моя роль в бригаде сводилась к сопровождению на аккордеоне, хотя и начинали мы концерт моим сольным исполнением вальса А.Хачатуряна к кинофильму по драме Лермонтова \"Маскарад\".
Вернувшись из колхозов и приступив к занятиям в институте, я предложил Боре Пичугину включить в выступление Оркестра интересные номера талантливых исполнителей из культбригады. Так родился Эстрадный Коллектив ТПИ 1956 года, который к весне 1957 года подготовил свой первый тематический концерт \"Весна идёт!\" Смелость ведущего концерта взял на себя старшекурсник Евгений Старожилов в паре с начинавшим смелеть Владимиром Ямпольским.
Впоследствии через ЭК ТПИ прошли многие талантливые солисты, чтецы, музыканты, танцоры, писатели. А стихи студента Игоря Леонова и песни Валентина Шушарина ЭК ТПИ показал студентам Новосибирска, Омска, Ташкента, Алма-Аты, Целинограда, Свердловска...
К 1959 году оркестр под руководством радиотехника Германа Воробьёва вырос до 22 музыкантов, превратился в \"Симфоджаз\", в составе которого уже стало пять саксофонистов и пять скрипачей. Самыми лучшими и одними из первых музыкантов были теплотехник Анатолий Гаврилин - аккордеон, и преподаватель военной кафедры ТПИ, майор Леопольд Линкевич - фортепиано.
Ведущие энтузиасты ЭК ТПИ в поисках просторов деятельности перешли выступать в томский Дом учёных. События забываются, но Юрий Жуков 12 августа 2006 года подсказал мне, что первый концерт театра \"МИП\" состоялся в Доме учёных в мае 1961 года.
Венгерский композитор Бела Барток сказал, что человек, который любит музыку, имеет на одно чувство больше. А я за все эти годы убедился, что, участвуя в художественной самодеятельности, студенты не только учатся находить и правильнее распределять свой запас времени, но ростят свой талант и становятся более полноценными и многогранными специалистами. Спать в общежитии никогда не поздно, но вовремя встать и идти - эту уже шаг вперёд.
Владимир Ротт, Торонто.
22 января 2008 года