Газета Национального исследовательского
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мы сделали это!

В течение двух месяцев (октябрь-ноябрь 2007г.) жители нашего города следили за приключениями участников международной научно-спортивной гималайской экспедиции с участием рафтеров и каякеров из России (Томск, Владивосток, Омск), Непала и Новой Зеландии. Ключевая задача экспедиции – сплав по одной из самых крутопадающих рек мира Дудх-Коси, имеющей славу «безжалостной реки Эвереста», о которой английский альпинист Крис Бонингтон сказал: «Сплав по Дудх-Коси и восхождение на Эверест одинаково опасны». О главном приключении нынешней осени с читателями газеты «За кадры» поделился один из участников экспедиции, аспирант МСФ ТПУ Никита Мартюшев:

- 1 октября мы начали нашу экспедицию. Нам предстояло сплавиться по самой крутопадающей реке мира Дудх-Коси, которая берет начало на склонах Эвереста. Дополнительное напряжение создавало то, что мы шли после известных трагических событий на китайской реке.

Помимо томских участников, в команде были представители Омска, Владивостока, Непала и Новой Зеландии. Среди томских экстремалов - спасатели Василий Чесноков и Евгений Карпицкий, врач экспедиции - пластический хирург Эдуард Меркер, аспирант Томского политехнического университета - я - Никита Мартюшев, мастер спорта Татьяна Кирина из Владивостока и Анна Чупирова из Омска, а также чемпион Новой Зеландии по каякерному слалому Шейн Кинливан.

Все - опытные туристы-водники, которые имеют за плечами сплавы пятой-шестой категории сложности. Для лучшей подготовки к экспедиции летом мы проводили тренировку на Мажойском каскаде (Алтай, р. Чуя). Это тоже довольно экстремальное место, и оно немного приближено к тем условиям, в которые мы собирались попасть, сплавляясь с Эвереста.

Сплав осуществлляли на двух каяках, одном 2-местном катамаране и сверхпроходимом плоту-бублике.

В течении 3-х дней мы добирались до Катманду, меняя один самолет на другой. И вот после долгих перелетов и многих часов ожидания в иностранных аэропортах мы прибыли в Катманду. Еще 2 дня мы потратили на упаковку грузов, закупку необходимых вещей, оформление документов, осмотр местных достопримечательностей. И вот, наконец, 6 октября, ранним утром, вылетели в высокогорный поселок Лукла, откуда стартовала спортивная часть нашей экспедиции. Она включала в себя недельный трекинг (пешеходная \"прогулка\") с параллельной акклиматизацией и непосредственно сплав по реке Дудх-Коси.

Пешую часть маршрута завершили уже 15 числа. За это время успели сходить в базовый лагерь Эвереста и совершить небольшое восхождение на гору Кала-Патар.

Наиболее трудной частью этого пути было дойти до базового лагеря. Часть дороги идет по спускающемуся с Эвереста леднику Кхумбу. Днем он подтаивает, и дорога становится довольно скользкой. В базовом лагере встретили несколько групп, готовящихся к восхождению. Одна была из Непала, ребята рассказали, что уже неделю акклиматизируются в базовом лагере, и все восхождение займет у них один месяц. Еще одна большая группа была из Малайзии. Базовый лагерь находится на высоте ~5300 м над уровнем моря. Поэтому когда мы спустились в Горак Шеп (4900м), у нас слегка шумело в голове.

Однако желание увидеть Эверест своими глазами пересилило усталость, и мы с подошедшей в поселок группой начали подъем на гору Кала-Патар. Высота горы составляет 5600 м над уровнем моря. С неё открывается прекрасный вид на Эверест. Предстояло набрать 600 м высоты. Идти было очень тяжело, сказывалась усталость. Постоянно дул пронизывающий ветер.

И вот, наконец, мы взобрались на вершину. Вид на Эверест поражал воображение. Своей громадой он возвышался над окружающими горами. Начавшийся закат окрасил его склоны во всевозможные оттенки желтого, оранжевого и красного. Ниже лежащие облака обрамляли гору, делая её невообразимо красивой.

И вот 15 октября - первый день сплава. Мы с Татьяной Чуйковой впервые вышли на воду Гималаев! Река бесновалась между огромным количеством камней, постоянно падая с двух, трех и четырехметровых сливов. В этом месте ширина реки не позволяла делать какие-то осмысленные маневры, но наработанный опыт сплава позволял обойтись без оверкилей даже на такой неукротимой реке. Большую опасность представляла ситуация переворота судна или выпадения за борт. Большой уклон реки дает большую скорость течения и без нескольких сильных ударов об камни вылезти на берег не представляется возможным. Местами река протискивалась в щели среди огромных валунов, такие места обносили по берегу. В первый день сплава прошли всего около 1-1,5 км.

Постепенно мы втянулись в такой режим сплава. Стали проходить все больше и больше по километражу - за день 1, 2, 3 км. Постепенно увеличивался расход реки. Это стало особенно заметно после нескольких оверкилей (переворотов катамарана).

Один из них получился так. Мы решили пройти выходную часть порога. Практически сразу нашу маленькую \"двойку\" навалило на камень. Это было уже привычным, я перелез на соседний баллон, и мы по камню сползли в мощный слив. Перебраться назад я уже не успел и упал на переднюю поперечную балку катамарана. Под моим весом нос катамарана полностью ушел под воду, а корму перекинуло через нас. Татьяна ушла под воду и донной струей её почти сразу вымыло из бочки и понесло вниз по течению. Страховка не подвела и её на \"морковке\" (спасательная веревка) вытащили на берег. Я же вылез на катамаран, который застрял в \"бочке\" (пенная яма за сливом). Так как бочка была рядом с берегом, подтягиваясь веслом, мне удалось забиться в небольшой карман между двух валунов и затем вытащить катамаран на них. На этом решили завершить сплав на данном участке реки и обносить вставшее на пути непроходимое ущелье под поселком Лукла. Наличие нескольких водопадов, один из которых более 30 м, снимал попытку прохождения.

Из-за значительно возросшей сложности и опасности реки, для двойки сплав был завершен, её мы отправили с портерами в Луклу. Василий потерял свой каяк и теперь остался без средства сплава. У Шейна заканчивался срок его пребывания, 6 ноября ему нужно было вылетать из Катманду. Наша команда разделилась, одна её часть продолжила сплав на \"бублике\", а вторая отправилась в Катманду. Наша половина после небольшой культурной программы в Катманду отправилась домой. Вторая половина группы через несколько дней завершила сплав в месте слияния Дудх-Коси и Сун-Коси, и добравшись в Катманду, тоже через несколько дней вылетела на родину.

Таким образом, спортивный сплав начался от озера Чола Тсо с высоты 4600 м и был закончен на высоте 330 м в месте слиянии Дудх Коси с рекой Сун-Коси. Перепад высот от высшей точки подъёма до финиша составил более 5 км. В ходе экспедиции мы совершили самое полное прохождение реки за всю 30-летнюю историю её освоения, прошли несколько ранее непройденных участков и порогов.

Наша команда представляла собой дружный многонациональный коллектив, и, главное, - после экспедиции у нас осталось желание не останавливаться на достигнутом.

В завершение хочу поблагодарить ТПУ за поддержку экспедиции.