(К 140-летию со дня рождения профессора Н.И. Карташова)
Одна из улиц Томска с 1944 года носит имя Николая Ивановича Карташова (1867-1943), профессора, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, крупнейшего специалиста в области паровозостроения. Около 30 лет его имя тесно было связано с Томским технологическим институтом, в 1911-1916 годы он был его Директором.
Профессор Карташов был весьма неординарным человеком. Крупнейший специалист в области железнодорожного транспорта, энциклопедически образованный ученый, свободно владевший многими иностранными языками, большой знаток литературы, искусства и живописи, он обладал аналитическим умом, ясным мышлением, способностью анализировать происходившие события и с поразительной точностью предсказывать их решения и исход.
Сохранилась биография Карташова, написанная им самим в феврале 1899 г (фотокопия хранится в НТБ ТПУ), где подробно описывается начало трудовой деятельности ученого. Вот выдержка из неё:
\" Карташов Николай Иванович, из дворян Области Войска Донского, православного вероисповедания. Родился в г. Новочеркасске в 1867 г . 5-го октября.
В 1878 г. поступил в Новочеркасское Реальное Училище, которое окончил в 1885 году. В том же году был принят в Харьковский Технологический Институт.
По окончании в 1891 году полного курса по Механическому отделению, экзаменационною Комиссиею удостоен звания инженер-технолога и записан на мраморную доску Института. С осени 1891 г. и по ноябрь 1892 г. отбывал воинскую повинность в 6-й Лейб- Гвардии Донской Его Величества батарее.
С 8 марта 1893 года приказом г. Начальника Работ по Сооружению Уссурийской ж.дороги за № 84 назначен Начальником Главного Депо и с 8 сентября 1893 года приказом Министра Путей Сообщения от 18 января 94 г. за №3 зачислен на государственную службу штатным инженером 9 класса с утверждением в должности Начальника Главного Депо и Старшего Ревизора Службы Тяги.
С окончанием оборудования Мастерских и с переходом дороги во временную эксплуатацию – был назначен Начальником Участка Тяги и приказом Заведующего Эксплоатацией за №13 от 10 октября 1895 г. зачислен с 10 октября 1895 г. Исполняющим Обязанности Начальника Главных Мастерских Дороги и таким образом была поручена первоначальная их организация и постановкадела ремонта подвижного состава...”
За 4 года он превратил Службу Тяги в такое образцовое хозяйство, что обратил на себя внимание столичного начальства, в 1899 г. был из Министерства Путей Сообщения переведен в Министерство Народного Просвещения и назначен стипендиатом для подготовки к профессорскому званию.
В этом ему содействовал также Ефим Лукьянович Зубашев, назначенный Директором открывающегося Томского технологического института. Подбирая профессорско-преподавательский состав будущего института, профессор Зубашев стал привлекать молодых инженеров, имевших стаж практической работы по специальности. В марте 1899 г. Карташов зачисляется на должность преподавателя ТТИ. В качестве стипендиата Министерства Просвещения он был отправлен на 2 года за границу для изучения паровозного дела.
Во время этой командировки молодой инженер слушал лекции в Мюнхенском и Шарлоттенбургском политехникумах (институтах), ознакомился с постановкой учебного дела, посетил и прошел практику на крупнейших паровозостроительных и машиностроительных предприятиях Германии, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии и Австро-Венгрии.
Во время заграничной командировки Н.И.Карташов подготовил диссертацию на тему \"Опытные исследования паровозов\", в апреле 1903 г. блестяще защитил ее в Томском технологическом институте. Монография была опубликована еще в 1902 г. Это была на тот период первая в России и за рубежом работа по теории паровозов.
С этого периода начинается долгий 40-летний путь преподавателя прикладной механики и машиностроения сначала в Томском Технологическом Институте, а затем - в Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта.
Трудно представить, какое количество студентов выпустил Н.И. Карташов за 40 лет преподавания, скольким из них привил любовь к технике на всю жизнь. Среди его учеников были И. Н. Бутаков, известный ученый в области теплотехники, профессор ТПИ, В.С. Колосунин и С.И.Кукс, научные работники и преподаватели ТПИ и др.
Карташов считал себя человеком, которому посчастливилось вечно учиться и учить своих учеников. В одной из лекций для первокурсников он говорил :
\" Приветствую вас со вступлением на эту нелегкую стезю и желаю вам в будущей своей деятельности быть горячими или холодными, но не теплыми, быть черными или белыми, но не серыми. Пусть каждый из вас будет личностью, утверждающей всё прогрессивное, доброе, светлое в жизни и работе. И оставайтесь всегда молодыми вечными студентами\".
Он считал, что преподаватель высшей школы обязан иметь широкое общее образование и сам , в возрасте 53 лет, прослушал ряд курсов по историческим дисциплинам, в т.ч. истории Древней Греции, Рима, Российского государства на историко-филологическом факультете ТГУ.
В своих докладах и лекциях огромное значение он придавал организации умственного труда и производства, технике личной работы. У целого поколения его учеников было ходячее выражение:
\"А ты возьми себя за шкирку, да посиди ночку-другую, да попотей, тогда и дело получится…\"
На последнем заседании городского клуба \"Старый Томск\", посвященного 140-летию со дня рождения профессора ТТИ Н. И. Карташова, с воспоминаниями о нем выступила внучка Николая Ивановича Татьяна Львовна Мирютова. Там же произошло еще одно событие: известный томский коллекционер Эдуард Кондратьевич Майданюк передал в дар НТБ ТПУ хранящееся у него прижизненное собрание сочинений Л.Н. Толстого. 11-томное (по 2 тома в книге) собрание трудов русского писателя было издано на средства наследников братьев Салаевых в Москве в 1880 г. Все книги помечены штампом \"Инженер Н.И.Карташов\".
Библиотека с благодарностью приняла этот дорогой подарок. Он пополнит коллекцию книг и материалов, связанных с деятельностью Н.И.Карташова, хранящихся в отделе редких книг и рукописей НТБ.
Т.А.РОМАНОВА, зав. отделом редких книг и рукописей НТБ ТПУ.