Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Интервью ректора ТПУ Ю.П. Похолкова о реализации Инновационной образовательной программы

Ректор Томского политехнического университета Ю.Похолков: \"Вы знаете, что максимум в 30% вузов России есть научные разработки и, вообще, ведется научная работа...\"

Томский политехнический университет реализует четвертый этап развития вуза в 2005-2010 гг. Цель, поставленная руководством одного из ведущих технических университетов России, - трансформация ТПУ в ведущий инновационный образовательный комплекс. Первый шаг был сделан, когда университет выиграл почти 1 млрд рублей государственных денег по программе развития инновационных вузов России и объявил о начале реализации своей программы \"опережающего\" образования для технических специалистов. О том, на какой стадии проект, и что предполагается сделать в ближайшее время, рассказал ректор Томского политехнического университета Юрий Петрович Похолков.

- Юрий Петрович, с чего начнется объявленная в Томском политехническом университете программа \"опережающего\" образования?


- Программа предполагает реализацию четырех принципов, которые раньше в высшей школе никогда не формулировались так, как сформулировали и реализовываем их мы. Во-первых, принцип элитности учащихся по этой программе. Мы набираем участников по конкурсу - лучших студентов. Они могут выбрать из 25 магистерских программ, которые созданы на основе 7 образовательных платформ, разработанных преподавателями ТПУ по приоритетным направлениям науки и техники. Во-вторых, это опережающий характер самого образования. Мы можем выбирать лучших партнеров для реализации наших образовательных программ из числа зарубежных и отечественных университетов. Третий важный принцип - это элитность преподавателей, которые привлечены для реализации наших магистерских программ. И, наконец, стратегическое партнерство с заказчиками – крупными промышленными компаниями и предприятиями, занимающимися наукоемкими технологиями.

- ТПУ выиграл конкурс на госфинансирование по программе \"Инновационные образовательные программы\", получив более 800 млн. рублей на развитие инновационной составляющей в вузе, как осваиваются эти деньги?

- Можно говорить, что программа опережающего образования и трансформации ТПУ в инновационный вуз в самом начале реализации. Да, мы в 2007 году выиграли грант в размере 800 млн рублей, ещё 160 млн по условию софинансирования выделим своих.

Хочу сказать, что мы получили госфинансирование по гранту лишь 3 месяца назад. До этого момента мы не имели права объявлять конкурсы и осваивать государственные деньги. Теперь на проведение необходимых конкурсов уйдет ещё как минимум пара месяцев. Я, за нарушение порядка всех этих бюрократических конкурсных процедур, уже получил, как ректор ТПУ, административное взыскание. Понимаете, университеты оказались не готовы к новому порядку расходования бюджетных средств. Мы торопимся, для нас это срочная работа - освоение денег. Сегодня мы подписали 86,5% контрактов по гранту. Израсходовано уже более 14,5% от всего финансирования.

Государственные деньги тратим по четырем направлениям - это приобретение оборудования, приобретение программного продукта для методического обеспечения инновационной программы, модернизация аудиторного фонда учебных корпусов ТПУ и повышение квалификации сотрудников университета, в том числе тех, кто будет работать по программе опережающего образования.

Однако хочу отметить, что система финансирования проекта развития инновационных вузов России, по моему мнению, негодная, так как часть денег из государственного финансирования, которую мы могли бы направить на развитие университета, мы отдаем множеству различных фирм и предприятий, объявляя конкурсы и размещая госзаказы. При существующей системе, я думаю, вуз теряет около 18% финансирования. Приведу пример. У меня есть сотрудник, которого я бы отправил в командировку и оплатил бы ее. Но я не имею теперь на это права, я эти деньги должен, проведя конкурс или запросив котировки, отдать в организацию, которая якобы лучше меня знает, как организовать стажировку за рубежом для моего преподавателя. Мы вынуждены отдавать часть денег этим организациям с учетом их личных накладных расходов и налогов. И еще есть проблема по вопросу софинансирования. Вы же знаете, что софинансирование одно из условий для получения государственного гранта, то есть мы должны внести часть своих денег, и мы это делаем. Но откуда мы берем средства? Ответ - из прибыли, а значит, мы вынуждены платить налоги со средств, которые планировали направить на развитие университета. Многие ректоры в России говорят во весь голос, что это неправильно, но ничего не меняется.

- Каковы сроки реализации программы по опережающему образованию?

- Мы рассчитываем, что результаты будут через два года – опережающее образование предполагает двухгодичную подготовку магистров. Разработка всех образовательных программ завершится в конце следующего года.

Тогда же сделаем первый набор студентов, которые закончат учиться через два года. То есть от сегодняшнего дня должно пройти 3-3,5 года, когда мы увидим первые результаты. Хотя для ТПУ результаты будут видны уже в следующем году, когда мы получим новое оборудование, и у нас в ТПУ появятся образовательные центры нескольких зарубежных университетов. Мы предполагаем, что часть из 25 образовательных программ будет выпускать специалистов с двойным дипломом - дипломом ТПУ и какого-либо ведущего зарубежного университета.

- С какими зарубежными университетами вы планируете стратегическое сотрудничество в рамках образовательного проекта?

- Сегодня мы ведем переговоры с Канадским техническим университетом в Калгари, нам интересен их курс по транспортировке нефти. Идут переговоры с Мюнхенским техническим университетом по подготовке наших специалистов в области вычислительной техники и программирования, также с Французским университетом в Нэнси, где готовят специалистов в области урановой геологии. Кроме того, уже есть договоренности о разработке совместно с Институтом синхротронного излучении университета Карлсруэ в Германии программы по электротехнике и неразрушающему радиационному контролю. Еще университет Кранфелд в Англии, где мы рассчитываем взять только один курс по технологиям строительства нефтепроводов под водой, еще что-то возьмем в Венском техническом университете, Чешском техническом университете.

Рассчитываем поработать по водородной энергетике с университетом в Рейкьявике. Это все только планы, они могут поменяться. Мы вот вели переговоры с университетом в Пеньсильвании, но пришли к выводу, что не будем с ними работать в рамках программы по опережающему образованию.

У нас уже есть положительный опыт сотрудничества с английским ведущим университетом Хэрриот-Ватт. На базе ТПУ открыт их центр, где для наших студентов читают лекции английские профессора. Там студенты, которые получают два диплома - наш и английский, за полгода сдают 9 экзаменов и следующие полгода готовят индивидуальный и коллективный проекты.

Мы рассчитываем, что каждая из 25 наших магистерских программ будет состоять из 9-15 курсов, в рамках которых будут выполняться реальные научно-исследовательские работы в интересах заказчиков.

В ТПУ кроме Хэрриот-Ватт будет открыто еще 7 образовательных площадок ведущих зарубежных вузов. Выпускники получат два диплома, безусловно, все эти специалисты будут знать иностранный язык, и каждый из них будет обладать рядом компетенций, в том числе исключительных, которыми другие специалисты такого уровня не обладают. Те, кто пройдет программу опережающего обучения, будут передовым отрядом в области приоритетных направлений развития техники и науки в России, специалисты, которые будут знать больше и уметь лучше, чем те, кто сегодня работает в компаниях.

- Вы назвали университеты Европы, как основных своих стратегических партнеров, есть ли интерес к университетам в Китае или Японии?

- У нас порядка 150 соглашений с зарубежными университетами о сотрудничестве. Конечно, эти соглашения в разной степени активности. Среди этих университетов есть вузы из Азии, например, университет города Хиросимы, Токийский университет, есть связи с некоторыми китайскими высшими учебными заведениями, например, политехническим университетом из Шеньяна. В ТПУ только начали программу по опережающему образованию, поэтому возможно, мы еще будем обращаться к китайским и японским коллегам. Та же Япония – загадочная страна, они ведь не очень любят делиться своими секретами. Предпочитают заимствовать. Да, и у меня такое ощущение, что для опережающего образования Китай пока не готов в качестве партнера, поэтому пока мы не планируем по этой программе сотрудничество с китайцами и японцами. Приоритет отдаем английским, американским, французским, немецким, итальянским и испанским высшим школам.

- А по каким основным направлениям будет идти подготовка специалистов?

- Есть ядерная энергетика, есть нанотехнологии. В программе будет водородная энергетика, неразрушающий контроль, следовательно, отсюда борьба с терроризмом и нераспространение ядерных материалов, урановая геология, как я говорил. Также транспортировка и хранение нефти и газа, экобезопасная эксплуатация объектов. Во всех перечисленных направлениях мы будем подготавливать специалистов. И сегодня для них разрабатываем эти исключительные компетенции, которым будем их учить. Мы же понимаем, что крупные компании будут покупать только уникальных специалистов, штучных. Я не жалуюсь. Наших выпускников берут в ведущие международные компании, такие как Шелл, Шлюмберже, ТНК-ВР, Роснефть и платят за них очень хорошие деньги, в среднем $25 тыс. за человека в год. Таких цен нет в российских высших учебных заведениях! Стали платить такие деньги, только потому, что, приобретая такого специалиста, они зарабатывают в сто раз больше. Ведь наш выпускник умеет выполнять проекты по разработке, например, нефтяных месторождений так, как никто другой, умеет пользоваться новым программным продуктом и знает, как защитить эти проекты в государственных комиссиях по запасам.

- Какова роль ТПУ в развитии и создании Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа?

- Естественно, это подготовка специалистов и коммерциализация научных разработок, как основа для создания малых предприятий. Есть у нас такая разработка в области водородной энергетики, например. Она очень близка к тому, чтобы производить \"продукт\" уже в рамках Томской ОЭЗ.

Знаете, у нас объем научных исследований в ТПУ приближается к 600 млн. рублей в год. При этом бюджет университета в прошлом году был 2 млрд. 86 млн. рублей. В названные мной 600 млн. входят деньги, заработанные университетом на продаже инновационных разработок, которыми мы торгуем на мировом рынке. Думаю, мы получаем за проданные разработки около 150 млн. рублей в год. Это точно можно назвать финансовым успехом. Вы знаете, что максимум в 30% вузов России есть научные разработки и, вообще, научная работа. ТПУ входит в первую десятку университетов в России по объемам научных исследований. Мы занимаем первое или второе место среди технических вузов России, сразу после Московского технического университета им. Баумана. А по объемам зарубежных контрактов вовсе первые. Конечно, это финансовый успех: 2,5 млрд. рублей - бюджет образовательного учреждения.

Однако в области интеллектуальной собственности у нас очень много проблем, но мы не боимся, что наши \"научные\" предприятия перетекут с идеями и деньгами в ОЭЗ, которая сейчас создается. Лично я смотрю на эту проблему философски, мы работаем в университете, а значит, у нас все равно всё будет. Потому что у нас есть наша главная функция - учить молодых людей, студентов, аспирантов, докторантов. Одни уйдут, другие придут с новыми идеями. И обязательно будет новое пополнение, и у нас опять появятся новые авторы идей, разработчики и новые разработки.

- В ваших планах завершить трансформацию ТПУ в университет инновационного типа и внедрить опережающее образование в вузе к 2010 году, а что дальше?

- А дальше будет поставлена новая цель до 2015 года. В следующем году мы начнем выявлять эту цель. Какой она будет, сильно зависит от мировых тенденций в образовании. Думаю, что сейчас в инновационном университете главным критерием того, что мы справились с поставленной задачей, станет формирование у наших выпускников инновационного мышления. Они должны постоянно думать о том, как можно сделать свою работу лучше. Сейчас таких людей у нас в мире 2-5%, и наш университет, во-первых, способен дать таким людям правильные ориентиры, во-вторых, мы можем расширить за счет образования в ТПУ этот \"клан\" мыслящих людей. Именно поэтому мы сегодня говорим об элитном опережающем образовании.

По материалам ИА \"Интерфакс-Сибирь\".