Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вторая Международная школа по линейным коллайдерам

Вторая Международная школа по линейным коллайдерам состоялась с 1 по 10 октября 2007 года в г. Эриче на Сицилии.

Программа предлагала участникам 12 лекций и 8 дней работы по интенсивному графику. Добавим, что каждый из приглашённых на школу преподавателей является признанным в своей сфере экспертом, и тогда становится понятен уровень прошедшего события. Назовём некоторых: профессор Kenji Saito - один из крупнейших в мире специалистов по сверхпроводящим структурам линейных ускорителей, КЕК (ускорительный центр в Цукуба, Япония); профессор Marc Ross - один из крупнейших специалистов по диагностике и контролю пучков, Fermilab (Чикаго, США); Stephan Simrock, специализаций которого является ВЧ-системы питания и контроля параметров ускорителя.

Второй год школа собирает аспирантов и молодых исследователей, работающих в области физики ускорителей. На сей раз из 67 преодолевших жёсткий отбор (более 200 желающих) и приглашённых к участию смогли приехать 57 слушателей из университетов и научных центров мира. Присутствовало большое число представителей Кореи, Японии, Китая. Меньше - из Европы (в том числе Украины) и США.

Присутствовали даже исследователи из Ирана и Австралии. Россию представляли два человека (с одной стороны, и это радует, но с другой - маловато для такой страны): из Новосибирска и Томска. Честь Томского политехнического защищал аспирант кафедры прикладной физики (заведующий - профессор, доктор физико-математических наук, профессор А.П. Потылицын) ФТФ Л.Г. Сухих:

\"Международный линейный коллайдер” - проект электрон-позитронного коллайдера, который включает новейшие достижения, идеи и технологии в области ускорителей. Строительство его обсуждается, мировая наука понимает необходимость, но есть объективные реалии, которые пока что не позволяют эту идею реализовать.

Тем не менее, существует международная коллаборация, объединяющая ведущих экспертов, которые занимаются разработкой элементной базы, решают различные задачи проекта.

Под эгидой ILC (Международного линейного коллайдера) ведутся разработки, результаты которых находят применение на других ускорителях. С 2006 года действует Международная школа.

Для создания коллайдера необходимо решить ряд проблем – принципиально физических и конструкторских (не говоря о таком фундаментальном вопросе, как финансирование). Один пример, чтобы был понятен уровень постановки задач. Проблема управления стабильностью пучка в некоторых структурах требует точности установки квадрупольных магнитов порядка 10 нанометров(!)…

Учебный процесс был построен таким образом, что практически весь световой день отводился лекциям: с девяти утра - до девяти вечера, с двухчасовым перерывом на обед и двумя-тремя получасовыми перерывами в течение дня. Лекции сопровождались заданиями для самостоятельной работы.

В последний день состоялся экзамен, по результатам которого были отобраны 10 лучших с вручением соответствующих сертификатов (довольно весомый аргумент для работодателя).

Что касается содержательной части прошедшей школы, то лекции охватывали полный цикл ILC, начиная с процессов получения электронов и позитронов и завершая процессом столкновения их между собой, с опорой как на теоретическую, так и практическую реализацию.

Особый колорит школе придавало то обстоятельство, что проходила она в Центре научного развития Ettore Majorana, расположенном в стенах четырёх бывших монастырей. Устроители Центра полностью сохранили исторический антураж, но что касается современного наполнения (мультимедиа, доступ в Интернет и т.д.), то всё оборудовано так, что даже университеты могут позавидовать.

По сути, Центр призван культивировать Знание и Науку, с этой сверхзадачей здесь с успехом справляются. Ближайший пример: параллельно с Международной школой по линейным коллайдерам работала Школа по истории Закона, участники которой слушали лекции на французском языке…

Что же касается результатов, безусловно, интересных для всех нас, то по итогам экзаменационной работы Леонид Сухих занял 12-е место с результатом в 65.5 балла, ненамного отстав от десятки сильнейших (из 57 претендентов). Первое место с большим отрывом от всех в 95 баллов занял представитель Норвегии. 10-е досталось слушателю, набравшему 70 баллов. Так что России ещё есть, к чему стремиться…

В свою очередь, аспирант Сухих благодарен наставникам и педагогам, которые (как удалось понять молодому исследователю, сравнивая свои знания с \"теоретическим багажом\" других участников) на ФТФ так читают свои курсы, что на Международной школе наш слушатель не только не потерялся, но и показал довольно неплохой результат.

Таким образом, со слов Леонида Сухих, следует особо поблагодарить за базовые курсы - \"Электрофизические установки\" и \"Экспериментальные методы ядерной физики\" - преподавателей кафедры ПФ Юрия Михайловича Степанова и Виктора Васильевича Кашковского.

Жаль только, что времени, отведённого на изучение этих дисциплин, у нынешнего поколения студентов меньше, чем в былые годы...

Записал О.Н. Плотников.