Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Научить человека мыслить

Накануне 50-летнего юбилея кафедры философии гуманитарного факультета ТПУ я встретилась с её заведующей - Корниенко Аллой Александровной. У нас состоялась очень интересная и душевная беседа, после которой появилось желание перелистать Хайдеггера, Ницше, Фромма, Соловьева и других выдающихся мыслителей. Алла Александровна - профессор, доктор философских наук, блестящий преподаватель и руководитель, доброжелательная женщина, всей душой и сердцем болеющая за свою кафедру, сотрудников и студентов.

Первоначально, с 1953 по 1957 г., кафедра философии называлась \"основы марксизма-ленинизма\", затем с 1957 по 1968 г. название сменилось на кафедру марксистко-ленинской философии, после - на кафедру философии, а в 1995 году были образованы две кафедры - кафедра культурологии и кафедра философии. В первых словах своего рассказа Алла Александровна с теплотой, огромным уважением и признательностью вспомнила всех заведующих кафедрой: первой возглавляла кафедру основ марксизма-ленинизма Бабушкина Мария Алексеевна, вторым был Фурман Александр Александрович, во время его докторантуры кафедру возглавляла Виниченко Клавдия Трофимовна. Третьим заведующим был Книгин Альберт Николаевич, после него этот пост занял Дмитриенко Валерий Александрович, за ним была Моисеева Агнесса Петровна, и шестая заведующая - Корниенко Алла Александровна. Москвиченко Александр Дмитриевич - профессор этой кафедры, сейчас - зав.кафедрой философии в ТУСУРе, Рубанов Виталий Георгиевич - декан гуманитарного факультета ТПУ.

Как рассказала Алла Александровна, на первоначальных этапах существования, в то время, когда кафедра называлась кафедрой основ марксизма-ленинизма, диалектического и исторического материализма, в силу сложившейся политической конъюнктуры в стране, философия имела сугубо идеологизированную форму. Но дело в том, что она по своей сути не является идеологизированной дисциплиной, философское знание представляет собой квинтэссенцию человеческой культуры. Философия - это теория всеобщего - в том смысле, что философской может стать любая проблема в тот момент, когда она достигает высокого уровня обобщения. Философские проблемы - это вечные вопросы смысла жизни, истины, бессмертия, проблемы счастья и т.д. Особенность философского знания заключается в том, что эта наука никогда не дает однозначного окончательного ответа на вопрос, который поставлен перед человеком, ответы могут быть самые разнообразные - в этом заключается уникальный рефлексивный смысл философии (рефлексия - осмысливание, \"мысль о мысли\"). Заслуга философии в том, что она привлекает внимание к какой-либо проблеме, например, на сегодняшний день, одной из актуальных является проблема клонирования, как оценить это явление - хорошо это или плохо… В разных конфессиях отношение к этому совершенно различное. Эта невозможность дать окончательный ответ роднит философию и большую литературу. Когда мы закрываем книгу - речь идет, несомненно, о серьезной литературе высокого уровня - то возникает огромное количество вопросов, гораздо больше, чем их было в начале. Большая литература насквозь философична.

Ответ на вопрос об оправданности и необходимости наличия кафедры философии в техническом вузе Алла Александровна начала словами великого ученого Галилея: \"Настоящая философия написана, разлита в грандиозной книге природы\". Понять язык истинной философии может только тот, кто владеет языком физики и математики. Ведь античные мудрецы-философы были математиками и химиками, они разгадывали природу, устройство и смысл бытия. Философия учит мыслить, она обеспечивает всестороннее развитие человека, развитие мышления, эта наука учит ставить вопросы и искать на них ответы.

- Выпускников нашего факультета ожидает удачное распределение. Хотелось бы отдельно сказать о специальности “социальная работа”, на которую, к сожалению, в последнее время студенты идут неохотно и, как правило, те, кто работает в соответствующих социальных службах. На самом же деле, это необходимая специальность, одна из самых востребованных в развитых странах. В России, в силу бюджетных трудностей, сформировался следующий стереотип о социальной работе - полагают, что это обязательно работа с неблагополучными слоями общества. Но это не так, хотя заниматься проблемами неимущих людей - это благородно. На нашей кафедре мы готовим управленцев, чиновников, так сказать, адвокатов человека перед государством, независимо от того, кто этот человек - ребенок или взрослый, бизнесмен или инвалид. Решив получить гуманитарные специальности, многие абитуриенты делают выбор в пользу Томского политехнического университета, так как ТПУ - это серьезный бренд, это марка, наш вуз известен не только во всей России, но и в мире. ТПУ стал университетом, а университет дает фундаментальное образование, в это понятие, естественно, входит и гуманитарное образование. При статусе университета гуманитарные специальности не просто оправданы, но и необходимы.

- Алла Александровна, расскажите о непростом периоде в жизни кафедры в 90-е годы…

- Когда я стала заведовать кафедрой, я столкнулась со сложностями в получении необходимого, всего того, без чего кафедра не может существовать. И тогда мы решили заработать средства. Мы обратились к руководству вуза с идеей открытия специальности \"Социальная работа\", большую поддержку нам оказал А.И.Чучалин. Мы в короткие сроки реализовали эту идею в жизнь, нас курировал Российский государственный социальный университет, после открытия новой специальности к нам хлынули люди - первые наборы на вечернюю форму обучения были по 80 человек. Мы начали зарабатывать деньги. Пропасть в два прыжка не одолеешь, нужны были силы для этого рывка, и здесь нас очень поддержало руководство университета. Также силы для этого шага нам придали молодые сотрудники, ведь на нашей кафедре работает практически одна молодежь.

На просьбу подвести итоги, обозначив основные достижения и вехи в развитии кафедры, Алла Александровна ответила так: “Как я уже говорила, около 10 лет назад на кафедре открылась \"Социальная работа\". Но специальность мало открыть, ее нужно развить, создать методическое обеспечение и т.д. - все эти задачи были решены. Ещё одной важной вехой в развитии кафедры является открытие новой, актуальной сегодня специальности \"Управление персоналом\". Обучающиеся здесь - это те, кто будет заниматься проблемой человеческих ресурсов в каждой организации, это специалисты по кадровой политике, по выстраиванию профессиональной карьеры человека. Также большим достижением является прекрасный коллектив, сложившийся на кафедре философии. Здесь царит особый климат тепла и дружелюбия. Здесь ценят человека, ценят профессионализм.

Жизнь и работа людей проходят в атмосфере не просто духовности, это предопределяет сама наука философия, но и душевности, вдалеке от конфликтов и интриг - это дорогого стоит.

- У меня много учеников, которые защищают диссертации, остаются работать на нашей кафедре. Думаю, в следующем году защитит докторскую диссертацию мой ученик Игорь Борисович Ардашкин. Второй ученик тоже близок к этому - Чмыхало Александр Юрьевич - это тоже, несомненно, является достижением кафедры. Конечно, нельзя сказать, что у нас сформировалась научная школа, ведь она формируется десятилетиями, но очевидно, что основная часть сотрудников занимается проблемами философии науки и методологии науки, проблемой научного открытия. Это диссертации, посвященные статусу проблемы в научном познании, повторному открытию, несостоявшемуся открытию, вопросам приоритетных споров, формированию темы в науке. Хочется обратить внимание на то, что у нас на факультете дается хорошая языковая подготовка. Тот, у кого есть желание выучить язык - достигнет этой цели с нашими высококвалифицированными педагогами, не прибегая к дополнительной помощи репетиторов. Читается и профессиональный английский. Для талантливых студентов на нашем факультете предоставляются широкие возможности стажировок в зарубежные страны, они ездят по обмену, возвращаясь из этих поучительных поездок с официальными документами, подтверждающими окончание курсов. В частности, анализируют социальную сферу и социальную работу за рубежом, по возвращении привнося новые идеи и предложения в наш учебный процесс. Кроме того, нашим достижением является созданное на кафедре волонтерское движение. Ольга Александровна Никифорова, начальник отдела организации воспитательной работы, попросила группу волонтеров оказывать помощь, осуществлять уход за пожилыми людьми, жизнь которых была связана с политехническим университетом.

- Алла Александровна, поделитесь своим видением будущего кафедры философии.

- Прежде всего, в планах развить специальность \"Управление персоналом\", т.е. подготовить курсы, пособия, обеспечить высокие показатели набора студентов, а в будущем - их распределить. Не дать исчезнуть специальности \"Социальная работа\". В данное время в государственной политике России приоритетные направления связаны с идеей социального государства, с социальными инвестициями, с вложениями в социальную сферу, которые, безусловно, окупятся. Но можно ли говорить об истинном социальном государстве, если будет забыт Человек - конечно, нет… Проблема социальной сферы огромна, я вижу задачу в том, чтобы была сохранена специальность, которая крайне необходима и настоящей, и будущей России. Хотелось бы, чтобы те наши сотрудники, которые работают сейчас над докторскими диссертациями - М.А.Макиенко, И.В.Брылина, В.Н.Фадеева, И.Б.Ардашкин, А.Ю.Чмыхало, Е.В.Рубанова - получили высшую квалификацию, чтобы они стали докторами, признанными людьми, чтобы кто-то из них со временем занял должность заведующего кафедрой. У меня большое желание, чтобы сотрудников кафедры окружало благополучие, чтобы все они были здоровы, чтобы не было никаких неожиданных печальных событий. Если это будет так, то мы преодолеем любые преграды. Вот девиз нашей кафедры - \"Сложное мы сделаем достаточно быстро, для невозможного потребуется чуть больше времени\".

Конечно же, нельзя не сказать о нашем замечательном молодом студенчестве, я от всей души желаю им удачи, здоровья. Мне хотелось бы, чтобы наш взрослый педагогический состав сделал всё для того, чтобы сформировать в юных умах и сердцах высокие гражданские чувства, во многом сейчас утраченные. Такие слова как \"патриотизм\", \"долг перед Родиной\", само понятие \"Родина\" - зачастую произносятся с оттенком скепсиса. Современная молодежь оказалась в ситуации душевного смятения, прежние идеалы разрушены, есть много свидетельств деградации нации. СМИ формируют образ России-банкрота, страны, прошлое которой трагично, настоящее драматично, будущее проблематично. В таких условиях трудно рассчитывать на высокие гражданские чувства, но они должны быть, их необходимо формировать. Хочу пожелать, чтобы это были зрелые, достойные личности с высокими гражданскими чувствами, чтобы они любили Россию, любили город, университет, чтобы были Людьми с большой буквы. Надежда на нашу молодежь и вера в неё не утратит для меня блеска путеводной звезды.

Прощаясь с Аллой Александровной и покидая кафедру философии, я испытала чувство, описанное Э. Кантом - \"встреча с философией сопряжена с ощущением того, что вошел в залитую светом комнату, из которой не хочется уходить\"…

Беседовала Елена КУЧЕРЕНКО.