Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Из авиационной колыбели

14 сентября исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося авиаконструктора, почетного выпускника ТПУ Николая Ильича Камова (1902 - 1973). А на 25 сентября приходится, пусть не круглая, но весьма примечательная дата в авиационной истории страны. В этот осенний день в 1929 году, впервые в России, в воздух поднялся летательный аппарат на несущем винте.

По фамилиям конструкторов он обозначался как КАСКР-1, что значило - Камов и Скржинский. Сами авторы называли его еще и \"Красным Инженером\", ставя впереди ими же придуманное русское слово \"вертолёт\". Чтобы сейчас быть точным, нужно сказать, что по принятой нынче классификации КАСКР-1 был автожиром. И что спустя порядка трех десятков лет вертолетом у нас стали называть уже не автожир, а винтокрылую тоже машину, именуемую на Западе геликоптёром.

Фамилию Камова если сейчас кто-то и не знает в России, то все же он наверняка слышал про боевой вертолет Ка-50, или \"Черную Акулу\", созданную в ОКБ имени Камова. На камовском счету масса выдающихся вертолётов, но до недавнего времени мы больше слышали о признанных на мировой арене машинах разнообразного гражданского назначения. Таких, например, как вертолеты \"Летающий Автомобиль\" (Ка-18), \"Летающее Шасси\" (многоцелевой Ка-26) и даже аэросани Ка-30. Между тем, генеральный конструктор вертолетов Николай Камов большую часть жизни блестяще выполнял заказы военно-морского флота. Однако боевые вертолеты Героя Социалистического Труда - это особый большой рассказ, скорее целый роман. Потому скажем здесь только о том, что боевой корабельный противолодочный Ка-25 (1967 год) дал Советскому Союзу возможность успешно противостоять Соединенным Штатам в холодной войне, когда те установили на своих подлодках стратегические ракеты и поставили под прямой удар все важнейшие советские города, в том числе Томск.

С жизнью и достижениями Камова и других авиадеятелей, воспитанных в стенах ТПУ, вы можете сейчас познакомиться в Научно-технической библиотеке, где работает интересная выставка \"От \"Красного Инженера\" до \"Черной Акулы\", а мы давайте заглянем в архивное дело студента Камова.

Николай Камов окончил в апреле 1918-го Иркутское коммерческое училище, а в начале апреля 1923-го - полный курс механического факультета Томского технологического института. И это в те годы, когда, несмотря на ускоренные выпуски крайне нужных стране специалистов, те, кто завершил учебу в 22-23-м году, учились в среднем более девяти лет. И это при том, что Камов не проучился в вузе и пяти полных лет, пройдя через сложнейшие испытания временем. Можно сказать, что в какой-то мере он был к ним готов с момента появления на свет Божий. Потому что был настолько крупным, что при рождении вывихнул плечо, и впоследствии даже здоровался левой рукой.

Поступив осенью 1918-го в Томский технологический, уже в ноябре того же года Николай заболел. В декабре ему удалили аппендикс, но последовали серьезные осложнения, и как видно из личного дела, к учебе он смог приступить лишь с нового учебного года. Весной 21-го голодного года Николай перенес тяжелый сыпной тиф и грипп и тоже несколько месяцев не учился. То были тяжелейшие для народа годы Гражданской войны, реформирования, а в чем-то даже ломки системы образования. Скажем также, к примеру, о том, что весной 20-го года в Томске действовали такие чрезвычайные комиссии, как \"ЧКтиф\" и \"ЧКтруп\", то есть по борьбе с тифом и уборке с улиц трупов, лежавших кое-где штабелями.

Судя по заполненной Камовым в 1922-м году анкете, стипендий и пособий он не получал, в профсоюзе не состоял, общественной работы не вел, наверное, не до того было. В армиях не служил, \"в период колчаковской реакции\" тоже не служил. А если бы служил, то еще вопрос, узнал ли бы мир авиаконструктора Николая Камова. Биографы Камова установили, что в Томске студента Камова приютил бывший ректор университета, знаменитый профессор, медик М. Курлов. Родственниками они не были, зато курловский родственник преподавал в Иркутском коммерческом училище. Томский домашний адрес Камова, указанный в личном деле: Еланская (Советская), 6. Именно по этому адресу и находился особняк Курлова, фото которого сохранилось, а дом, увы, снесли лет 30-40 назад.

В январе 23-го студент 4-го (в учебных планах того времени назначенного выпускным) курса Николай Камов дважды обращался в комитет по студенческим делам с просьбой об освобождении от платы за учение. Он имел на это право \"согласно инструкции\", как сын преподавателя рабфака Иркутского университета. В повторном заявлении Николай просил хотя бы о рассрочке, так как \"присылаемых из дому денег едва хватает на проживание в Томске\". Задержка с освобождением от платы была вызвана, возможно, тем, что отец Камова раньше был директором коммерческого училища и, соответственно, имел высокий чин статского советника, а также собственный дом в Иркутске. То ли инструкция Николаю помогла, то ли стремление вуза поскорее выпустить еще одного специалиста. Так или иначе, 21 февраля на заявлении появилась резолюция \"Освободить\", а спустя чуть больше месяца, 7 апреля 1923 года, Камов сделал запрос вида на жительство уже в связи с окончанием института.

Что помогло Николаю пройти через все эти испытания? Не ошибемся, если назовем целеустремленность, стойкость духа, способности и трудолюбие. Всё это у одного из самых юных выпускников технологического либо имелось, либо было приобретено в институтских стенах. Несмотря на все перетрубации военного и революционного времен, традиции и опытные преподаватели не позволяли уронить уровень образования в Томском технологическом, и здесь было чему научиться. За время учебы будущий авиаконструктор сдал 55 обязательных зачетов и 21 факультативный.

В вузовском удостоверении об окончании оценки отсутствуют, а вот в аттестате от коммерческого училища камовские успехи по всем предметам были оценены исключительно на \"отлично\". Будущий авиаконструктор был награжден в Иркутске Золотой медалью и удостоен званий Почетного Гражданина и кандидата коммерции. Он мог найти работу или продолжить учебу в Иркутске, где проживали родители (им исполнилось по 45), а не ехать в смутное время в неблизкий Томск. Однако Николаю был нужен технологический институт. Причину поступления в него Камов сам обозначил в анкете конца 22-го года как \"желание приобрести специальные знания\", а наиболее интересной для него отраслью науки назвал при этом \"электротехнику и лёгкие двигатели\".

Можно соглашаться и не соглашаться с биографами Николая Ильича, что его детское воображение навсегда поразили увиденные им в иркутском небе первые самолеты. Действительно, Николай родился в Иркутске и был крещен в Градо-Иркутской Благовещенской церкви 13 сентября 1902 года. Но его отец, Илья Михайлович, выпускник историко-филологического факультета Варшавского университета со степенью кандидата, после 1906 года преподавал не в Иркутске, а в Кисловодске и Таганроге, и на родину сына вернулся с семьей только в 1911-м. А главное, думается, все же в том, что на прямую дорогу в авиацию Николая направили годы учебы в Томском технологическом. Николай не мог не знать о действовавших здесь до революции студенческих техническом и аэротехническом кружках. Он не мог не общаться с недавними военными летчиками - студентами своего факультета и преподавателями. Такими, как Харитон Славороссов, Александр Квасников (окончил институт в 18-м) и Георгий Трапезников (окончил в 19-м). С 1920-го Трапезников и Квасников преподавали в родном институте, причем Александр Васильевич, в прошлом ученик Жуковского, преподавал теплотехнику и \"двигатели внутреннего сгорания\". В разных курсах прикладной механики преподаватели Томского технологического наверняка рисовали перед студентами завораживающее будущее авиации. К тому же в годы учебы Камова в Томске здесь работало несколько военных инженерных школ. Сообщается, что в 1919-м велось строительство аэродрома возле “Томска-1”.

Из истории ТПУ известно, что с конца 20-го стал оживать студенческий технический кружок, сумевший сохранить высоко ценимую студентами библиотеку. На нынешней выставке в НТБ ТПУ вы можете увидеть литературу по воздухоплаванию, выписываемую вузом с первого десятилетия века. И узнать о том, что уже в 1909-м томские профессора предлагали открыть в институте подготовку инженеров-\"воздухоплавателей\", и гордума выделила нужную для аэродрома землю. Увы, министерство не в первый и не в последний раз не пошло сибирякам навстречу.

В год окончания Камовым института уже активно заработал авиакружок - при поддержке \"Добролёта\" (Всероссийского общества добровольного воздушного флота). Известно также, что институт располагал немалым числом легких двигателей и различных самолётных деталей, добытых бывшими летчиками. По крайней мере, в 25-м году в институтском авиационном музее насчитывалось 19 аэропланных двигателей, два самолёта и детали аэропланов. Подготовка авиаспециалистов велась в томском (Сибирском) технологическом во второй половине 20-х и в военных 40-х. То есть одной из авиационных колыбелей в стране томский вуз все же стал, о чем, собственно, и говорят славные имена тех же Камова, Миля, Квасникова.

Целеустремленность 20-летнего инженера-механика Камова хорошо видна в самом начале его трудовой деятельности. Он окончил институт по электротехнической (а не \"паровозной\", как утверждают некоторые биографы) специальности, но на работу, тем не менее, устроился простым рабочим. Стоило ли для этого ехать в Москву, где училась в консерватории его старшая сестра Полина? Стоило, если знать, что местом первой работы Николай выбрал мастерские по ремонту закупаемых у Германии самолетов, чтобы досконально изучить их.

Фундаментальные и специальные знания, полученные Камовым в институтских аудиториях и в многочисленных лабораториях прикладного характера в Томске, он подкрепил приобретенными на московском авиазаводе фирмы \"Юнкерс\" и в КБ гидросамолетостроения, а также извлек из скупой по теме литературы. Всё это позволило молодому конструктору уже во второй половине 20-х выступить с идеей создания автожира, за короткий срок спроектировать и впервые в Союзе построить и испытать его в 1929-м с такими же, как он, энтузиастами. Тогда же, напомним, сын учителя словесности Николай Камов придумал и пустил в оборот русское слово \"вертолёт\". Наверное, предвидел, что его родной технологический станет со временем университетом, и в нем будут учиться языковеды.

***

Для любителей краеведения:

Камову довелось учиться во всех тогдашних корпусах Томского технологического, но основными были, естественно, механический и инженерный, а также физический, в подвальном этаже которого находилась электротехническая лаборатория.

Томский адрес студента Камова: \"Еланская, 6\" сейчас нужно искать на улице Советской между улицами Карташова и Герцена, потому что Еланская начиналась от Новособорной площади. Нижняя Елань была удобна для проживания студентам и преподавателям императорского университета и технологического института. Да и район, несмотря на деревянную жилую застройку, надо считать престижным, если иметь в виду, что до революции в нынешнем Доме ученых располагалась резиденция губернатора, а рядом - центральная площадь и городской сад. Стоявшая рядом с губернаторским домом и горсадом каменная кирха напоминали студенту Камову о родном доме: его мама Елена Федоровна, была лютеранского вероисповедания. (Если отец Николая был коренным сибиряком, то маму биографы называют полькой.)

По соседству с местожительством Николая на Еланской помещались Высшие женские курсы (\"сибирский женский университет\"). Это не значит, что студент-механик непременно имел подругу курсистку. Доподлинно известно, что женился конструктор Николай Ильич на рубеже 20-30-х на знакомой ему по Иркутску Анастасии Ставровской, выпускнице ленинградского железнодорожного института, и вскоре у них родилась дочь Татьяна.

Скажем еще, что камовское удостоверение об окончании Томского технологического подписали ректор, профессор Н. Гутовский и декан, профессор Т. Тихонов.

Николай Ильич приезжал в родной политехнический на институтский юбилей в 71-м году. Вузовский историк И. Лозовский сфотографировал его тогда и позже опубликовал фото в своей статье в газете \"За кадры\". Со слов Игоря Трофимовича известно: Камов очень гордился тем, что он сибиряк. Томичи тоже гордились и гордятся своим знаменитым земляком. Библиотека ТПУ не однажды устраивала выставки, посвященные выдающемуся выпускнику института.

По материалам архива ТПУ,
отдела редких книг Научно-технической библиотеки ТПУ
и другим источникам подготовил Виктор Нилов.