Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Вся жизнь рядом с Историей

Мы знакомы без малого 30 лет, а годы, похоже, не властны над этой замечательной женщиной - всё то же озорство в глазах, великолепное чувство юмора. Такими могут быть только те, у кого внутренний стержень выкован из нержавеющего ни от времени, ни от обстоятельств, сплава. Кто не меняет своей жизненной позиции под натиском времени и обстоятельств и остаётся верен своим взглядам. В хорошем смысле - самоуверен.

Это - о Галине Васильевне Яловской - историке, отдавшем служению нашему вузу более 40 лет.


Она окончила историко-филологический факультет Томского государственного университета и больше 25 лет проработала в Томском политехническом на кафедре истории КПСС. Сначала ассистентом, потом - старшим преподавателем, а после защиты кандидатской диссертации - доцентом. В 1991 году ей было предложено читать курс отечественной истории на механико-машиностроительном факультете Юргинского филиала ТПИ. Работать предстояло “вахтовым методом” - по неделе вдали от Томска.

ЮТИ отдано более 15 лет и впервые за долгие годы в этом сентябре Галина Васильевна не стоит за кафедрой. В этом году ей было предложено вернуться к родным пенатам и заняться исследовательской работой - писать очередной, четвертый том \"Профессора ТПУ\" вместе с доцентом Г.П.Сергевых.

Все эти годы Г.В.Яловская - общественный корреспондент многотиражки политехнического, и в редакции всегда были рады не только общению с прекрасным душевным собеседником, но и её материалам, которые постоянно вносили свой шарм в политехнические \"За кадры\".

Сегодня наш разговор о времени, о личности и, конечно, об истории…

- Чему обязана вузовская газета счастью быть знакомыми?

- Всегда хотелось высказать свою точку зрения на какие-то события, мимо которых не могла пройти ещё и благодаря профессии. Писала об учебном процессе, об интеллигенции, о родном политехническом, а когда работала в архиве и находила что-то неординарное, появлялось желание предать это гласности, не держать \"в столе\". К тому же, диссертацию защищала по теме \"Периодическая печать Западной Сибири в первой пятилетке”.

Кстати, название нашей газеты “За кадры” - из того времени, когда вся пресса носила агитационно-пропагандистский, призывной характер. Заголовки на полосах газет и журналов начинались с этого “За” или слова “Даёшь!” Некоторые призывы сегодня вызывают веселое настроение: “Даёшь дорогу социалистической свинье!”, “Въедем в Тельбесс на корове!”. А чего только стоило “вырвать у кулака хлеб, продукты животноводства и птицеводства”...

- Галина Васильевна, никогда не пожалели о том, что делом жизни выбрали профессию преподавателя, историка?

- Все мы дети своего времени, которое нас сотворило. А мы творили в нём, каждый со своими знаниями, умением и совестью. Последняя была определяющим стержнем кафедры истории КПСС, державшим её корпоративный дух. И сейчас, когда моим ровесникам-коллегам под 70 и больше, они, не задумываясь, готовы поддержать в невзгодах и бедах, а при встрече в теплой компании столько интересного вспоминают, что сегодняшнему скептику и не снилось! Вот такие мы - бывшие \"капээсэшники\".

- Несколько раз, беседуя с выпускниками политехнического, ставшими \"большими\" людьми, слышала Вашу фамилию в числе тех преподавателей, кто запомнился навсегда настоящим Учителем...

- Наверное, это потому, что во-первых, я работала на разных факультетах. Читала лекции и вела практику у механиков (машиностроителей), геологов, химиков, фаэмовцев. Во-вторых, в силу своего мягкого характера, порой неоправданно давала студентам шанс не получить \"неуд\" - например, в библиотеку отправляла часа на три. До неё редко из нерадивых кто доходил, скорее \"глотали\" чужие конспекты. Иногда ставила вопросы с предварительными ответами, даже предлагала пойти умыться холодной водицей... Да мало ли чего придумывала, чтобы вытащить какого-нибудь вислоухого первокурсника!

- Ай, яй, а Ваш либерализм не шёл вразрез с идеалами и репутацией кафедры, которая учила принципиальности, требовательности, прямоте?

- Не знаю, не знаю. Думаю, что хуже студенты от моих \"уловок\" не становились. Кстати, о либерализме, который для историков партии в прошлом веке означал нечто ругательско-предательское, классово-чуждое и вредительское. Однажды, когда я возвратилась из очередной командировки по приёму экзаменов у заочников в Мысках и не привезла в ведомости двоек, в свой адрес услышала такое высказывание, правда, без ярлыков: \"Ну как это возможно, чтобы заочники-шахтеры сдавали историю партии без неудовлетворительных оценок?!\" Оказывается, можно. Надо было только там прожить один лишний день, пройтись по второму кругу с консультацией, и тогда \"на гора\" пошли желанные оценки.

- Хотите сказать, что проникались житейскими ситуациями своих подопечных, понимая трудности их профессии?

- Именно. Помню, как в ущерб внимательному выслушиванию отвечающих из шахты \"Распадская\" на полном серьёзе задумывалась: зачем эти взрослые дяди красят веки? В голову не приходило, что это - была печать их угольной профессии. Смотрела на них и думала - какие мужественные люди! Ежедневно, рискуя жизнью, опускаться под такую толщу горного массива, чтобы ценой неимоверных усилий приносить пользу. Ну зачем мне, а тем более им, нужны были двойки по истории КПСС?

Совсем недавно первокурсник ЮТИ передал мне приятное послание от своего деда, который был когда-то, лет 30 назад, одним из тех шахтеров-заочников. Конечно, очень трогательно и приятно!

- Кажется, целая эпоха минула с тех пор, как изучали такой предмет - \"История КПСС\". Так и веет помпезностью и значимостью...

- Предмет, действительно, был неотъемлемой частью времени. Но напрасно некоторые думают, что он изучал только съезды, конференции, резолюции. В изложении наших преподавателей, у которых всегда можно было поучиться культуре общения со студентами, умению доступно изложить первокурсникам материал или вызвать их на активный разговор, были, прежде всего, конкретные людские судьбы.

- Почти уверена, что немногие из вчерашних школьников-первокурсников, называли предмет “История КПСС” в числе любимых. Да и вряд ли глубоко вдавались в его суть. Наверняка, бывали курьёзы.

- На одном из занятий по аграрной политике КПСС, когда разговор зашел о машино-тракторных станциях, студент с чувством продекламировал: \"По призыву КПСС махфак послали на МТС\". И это было поводом для серьезного разговора (кроме смеха) и о названии самой партии во времена \"призыва\", и о пользе этого инженерного движения.

Вообще, пассивность комсомольцев начала 70-х привела к необходимости усиления внимания к \"Ленинскому зачёту\". Мы, историки, обратились к тем, кто слабо занимался, а в дни зачёта с использованием нетрадиционных форм семинарского занятия пытались как-то оживить беседы. Один из таких зачётов запомнился особо. Вот некоторые \"шедевры\" ответов: \"Опасность отзовизма была в секстве\", \"Газета \"Правда\" выявляла у рабочего слабые места\",\"Анализ июльских событий Ленин дал в \"Апрельских тезисах\", \"Один из укладов - фатерхальное хозяйство\", \"Один из представителей утопического социализма - Сан Сименон\" и т.п.

- Вспомните, как была воспринята горбачёвская перестройка.

- Для нас, историков, это было самое сложное время. Тогда, опьянев от свободы, с достаточно низким уровнем знаний, но при остром слове, носителями исторической правды вдруг стали все: журналисты, артисты, хоккеисты, изобретатели, художники и просто \"участники событий\". Отвергая старые мифы, они нередко предлагали новые, с пикантной начинкой, которая тут же заглатывалась студентами. И здесь надо отдать должное спокойствию и выдержке преподавателей кафедры, которые без назойливого отстаивания традиционности, не идя огульно на поводу у \"новаторов\", обратились к историческим судьбам народов России, к её государственности, к культурно-духовному наследию.

На мой взгляд, одна из причин, которая не позволила дискредитировать историков - это предоставление выбора студентами как самих курсов, так и восприятия их.

- Что больше всего запомнилось из общественной работы тех далёких-близких 70-80-х годов?

- Когда была директором университета марксизма-ленинизма, шел выпуск слушателей, в числе которых было и руководство нашего института. В актовом зале, в торжественной обстановке секретарь горкома вручил выпускникам дипломы, а перед самым прощальным моментом в наступившей тишине Петр Егорович Богданов (светлая ему память) украдчиво как-то спросил: \"А почему на таком солидном дипломе стоит печать \"Для пакетов\", Все открыли красные корочки и по залу прокатился гул... Ну кто же знал, что секретарша горкома понашлёпает эту печать на 60 дипломов?

- Время и впрямь было, особенно для сегодняшних молодых, не всегда понятным, а, порой, и забавным. Но на то она и Госпожа История, что из неё, как из песни, слово не выкинешь. Какие планы на ближайшее будущее у “летописца” Яловской?

- Общение с великолепными достойными людьми - профессорами Томского политехнического. Это такая благодарная, увлекательная и интересная работа! Узнавать о, действительно, светилах, порой, с мировым именем, писать их биографии, в очередной раз убеждаясь, с какими знаменитостями ходила по одним улицам и корпусам, - невероятно значимо. Чувствуешь причастность, в том числе, и к истории Томского политехнического.

- Вот и замкнулся круг. С истории начали, ею беседу и заканчиваем. Что ж, успехов в выполнении задуманного.

***

О.В.Ключевский говорил: “История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков”.

Ученики у Галины Васильевны, судя по всему, были благодарными, а главный учитель - Жизнь - пусть преподносит только приятные сюрпризы.

Интервью: Галина ВЕНДЕЛЕВА.