28 сентября этого года одна из старейших кафедр Томского политехнического университета отметит свой юбилей. Кафедре \"Истории и регионоведения\" исполнится 50 лет. За эти годы кафедра прошла сложный путь: сменила несколько названий, обучила не одну тысячу студентов и открыла свою собственную специальность. Об истории, традициях и сегодняшнем дне кафедры поведала ее заведующая Людмила Ивановна Шерстова.
- Людмила Ивановна, давайте вернемся на двадцать лет назад. Расскажите, как кафедре удалось выжить в сложных условиях 90-х годов?
- Я, будучи уже кандидатом исторических наук, пришла работать на кафедру ассистентом в 1986 году, как раз после начала перестройки, и могу с уверенностью сказать, что вторая половина 80-х стала самым интересным временем не только для меня, но и для других преподавателей истории. В СМИ постоянно публиковали разоблачительные и секретные документы, было много материалов о реабилитации и т.п. Мы, историки по образованию, не могли остаться равнодушными к происходящему - любая новая информация активно обсуждалась, появлялась пища для ума и для работы. Мы узнавали историю с новой стороны. Вместо \"Истории КПСС\" появился новый предмет \"Социально-политическая история России\". Таким образом, произошел мягкий переход от жестких идеологических норм и методологии к попытке представить историю со стороны социально-культурных отношений. В середине 90-х годов этот курс заменили на \"Историю России в контексте мировой цивилизации\", а в дальнейшем на \"Отечественную историю\". Кроме того, общая ориентация, в том числе и со стороны партии, на деидеологизацию помогла освоиться в новых условиях. Поэтому серьезного психологического слома в сознании сотрудников кафедры не произошло. Сотрудники продолжали преподавать историю всем студентам ТПУ. Сейчас мы обеспечиваем преподавание на всех общетехнических специальностях таких предметов, как \"История Отечества\" и \"Политология\". Также обучаем студентов вечернего и заочного отделений.
- Скажите, с чем было связано решение об открытии новой специальности?
- Мой приход на заведование в 2000 году совпал с открытием новой специальности. Дело в том, что в конце 90-х годов стали возникать проекты, связанные с дальнейшим промышленным освоением Сибири, выходом газо- и нефтепроводов в Восточную Азию на территорию Китая, Японии, Кореи. Кроме того, в органах власти Сибирского федерального округа только 2% сотрудников по внешнеэкономической деятельности владеют соответствующим образованием. Поэтому у руководства университета возникла идея, которую поддержали преподаватели кафедры - подготовить специалистов-регионоведов, которые знали бы не только язык страны, с которой они взаимодействуют, но и разбирались бы в культуре, экономике, международных отношениях. Они могли бы участвовать не только в реализации проектов промышленных компаний, но и помогать в осуществлении региональных связей, в культурных и образовательных проектах. Так было принято решение, а в 2001 году состоялось открытие специальности \"Регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона или востоковедение\".
- Были ли трудности при открытии специальности?
- Специальность \"Регионоведение\" была открыта на гуманитарном факультете последней, и, конечно, трудности были. В начале 2000 года произошли ужесточения по открытию специальностей. Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в сфере международных отношений прислало к нам проверяющего из МГИМО (У) МИД РФ, чтобы он оценил учебную базу и кадры. Однако сотрудники кафедра понимали необходимость открытия новой специальности, и все рабочие программы были готовы заранее. Причем качество программ было на высоте. Из двадцати двух программ по специальности \"Регионоведение\", предлагаемых в качестве образцовых и ставших базовыми, пять были разработаны сотрудниками нашей кафедры.
Серьезные препятствия при открытии специальности в итоге оказались плюсом. Они позволили видеть в нас не какую-то легкомысленную кафедру, которая взялась за неподъемное дело, а дали возможность установить деловые отношения, которые в дальнейшем позволили нам приглашать московских профессоров читать лекции, отправлять наши пособия для рецензирования. Нашим студентам-регионоведам трижды читал лекции заведующий кафедрой \"Востоковедение\" МГИМО (У) МИД РФ А.Д. Воскресенский, также в Томск приезжали профессор С.Г. Лузянин (МГИМО) и доцент М.В. Карпов из Института стран Азии и Африки при МГУ. Студенты МГИМО постоянно принимали участие в работе нашей конференции \"Актуальные проблемы гуманитарных наук\".
- Людмила Ивановна, расскажите, как проходило обучение первых студентов-регионоведов? Кто из преподавателей взялся за это непростое дело?
- Подготовка первых регионоведов была сложной. И в этом участвовали все наши преподаватели без исключения. Особо можно выделить тех, чьи программы были отмечены УМО: профессор Любовь Ивановна Сосковец, доцент Наталья Валерьевна Трубникова, Анатолий Петрович Силаев, Аркадий Юрьевич Соломеин, моя программа также стала базовой по этой специальности. Также хочется отметить вклад в развитие специальности Надежды Ивановны Гузаровой, которая является моим заместителем, и работу ведущих доцентов кафедры: Анатолия Николаевича Першикова, Владимира Николаевича Гузарова, Маргариты Викторовны Ивановой, Виктора Алексеевича Черного, на которых в образовательном процессе равняются молодые сотрудники кафедры.
Основная проблема при обучении студентов заключалась в том, что специальность \"Регионоведение\" во многом приближена к специальностям классического университета, половина аудиторных часов отдана на изучение иностранных языков (восточного и западного), другая половина - дисциплины, связанные с востоковедением и международными отношениями - культура, история, геополитика, экономика стран Востока. Практическая направленность появляется во время прохождения практик или во время факультативов. Мы не в праве менять соотношение дисциплин. Они должны соответствовать стандарту, а он в свою очередь во многом опирается на классическое востоковедение. Поэтому в УМО до сих пор существует такое мнение, что есть специальности для непрофильных вузов неподходящие. В качестве таких специальностей выступают \"Международные отношения\" и \"Регионоведение\". Однако результаты показывают, что специалисты-регионоведы, окончившие ТПУ, востребованы на рынке труда. И этому в первую очередь способствует уникальный ресурс Томского политехнического - многообразные международные связи. Центр академического обмена и ИМОЯК - наши главные партнеры в этом направлении. Также хочется поблагодарить декана гуманитарного факультета Виталия Георгиевича Рубанова. Благодаря его содействию почти 70 % наших студентов побывали в странах изучаемого языка. Этому во многом способствуют договоры между ТПУ, Шеньянским, Цзилинским, Хиросимским, Сеульским и другими университетами. Студенты не только бесплатно обучаются, но и могут получить полное представление о стране.
- Где нашли применения своим знаниям ваши выпускники?
- Наша кафедра гордится своими выпускниками, пусть их пока немного и не все они добились большого успеха, но некоторых из них хочется выделить особо. Из первого выпуска отличились Максим Шабалин, который получил степень магистра японских исследований в Оксфорде и сейчас поступил в докторантуру там же. Юлия Чепенко стала магистрантом Шеньянского университета. Кирилл Ануфриев преподает китайский студентам ТПУ, Михаил Рыбак и Андрей Фаерман работают в ИМО. Татьяна Ерохина стала сотрудником российско-китайской фирмы \"Поху\" (г. Томск). Кроме того, четверо выпускников кафедры стали аспирантами ТГУ и трое поступили в аспирантуру ТПУ. Второй выпуск оказался более \"практическим\": Олеся Феско работает в ZTE (российско-китайская корпорация, г. Москва), Оксана Антонченко - в международной фирме DHL (г. Москва), Дина Алимова - в Rus Imperial Group (британо-российско-китайская компания), Александра Валевская в ООО \"Восток-Лес\" (русско-китайская фирма, г. Томск), Марита Бельчекова преподает в Горно-алтайском государственном университете. Думаю, это не последние достижения наших выпускников.
- Людмила Ивановна, какие достижения и успехи кафедры в преддверии юбилея Вы бы хотели отметить?
- Приятно отметить то, что кафедра работает и развивается. В настоящее время у нас двое сотрудников обучаются в докторантуре, в частности одна преподавательница во Флорентийском университете. Ждем защиты докторских диссертаций. Еще трое преподавателей учатся в аспирантуре. Эти люди - будущее нашей кафедры. Как я уже отметила, мы дорожим нашими выпускниками. Хочется отметить то, что сотрудники кафедры постоянно развиваются, самосовершенствуются. Они подготовили несколько монографий по самым разным проблемам истории: конфессии Сибири, проблемы взаимодействия нефтегазовой отрасли и органов власти, развитие высшей школы в Сибири, политика Китая в Казахстане, отношения русского и аборигенного населения Сибири и другие темы.
Наши преподаватели не только преподают, пишут монографии, но ведут летопись Томского политехнического университета. В первую очередь это Александр Вячеславович Гагарин, Галина Павловна Сергеевых и Галина Васильевна Яловская. Они занимаются историей вуза и принимают непосредственное участие в написании биографий профессоров ТПУ. Несмотря на свой возраст, они активно принимают участие во всех делах нашего коллектива. Желание познакомить молодое поколение с историей и традициями - это, пожалуй, главное качество всех старейших преподавателей нашей кафедры.
Вообще наша кафедра - это большая дружная семья. Здесь всегда царят самые теплые отношения. Я не помню ситуации, чтобы кто-то кого-то не подменил на занятии или кафедра не приняла участие в радости или горе сотрудника. Традиции внимательного отношения и коллективного участия в деле говорят о том, что эти ценности актуальны и сегодня. В одиночку добиться чего-либо сложно, необходимо плечо товарища.
- Юбилей - прекрасный повод вспомнить о традициях и прошлых годах, но надо думать и о будущем. Какие у Вас планы, как будет развиваться кафедра?
- Конечно, мы строим планы на будущее. Прежде всего, необходимо открыть аспирантуру по истории, потому что я считаю, что наши выпускники должны продолжать обучение у нас. Вторая задача - открытие новой специализации в рамках регионоведения \"Регионы Российской Федерации\". Мы хотим, чтобы китайские, японские и корейские студенты изучали Россию. Это будет движение навстречу друг другу, которое облегчит контакты и упростит взаимопонимание. Иностранцы лучше поймут нашу культуру, экономику, взаимоотношения в нашем обществе, то есть получат адекватное представление о нашей стране. Кроме того, подрастает поколение и в бывших республиках СССР. Для этих детей Россия тоже зарубежная страна, и они не знают русского в отличие от их бабушек и родителей. Есть возможность адаптировать специальность \"Регионы РФ\" и для этих студентов. Так что планов и перспектив у нас много.
В завершении нашей беседы Людмила Ивановна Шерстова пожелала преподавателям и студентам кафедры \"Истории и регионоведения\":
- Пожелание может быть только одно. Это развитие и еще раз развитие, движение во всех его формах. Выпускники, помните, что любые проблемы и трудности решаются со временем. Сотрудникам желаю хорошего настроения, здоровья и новых профессиональных свершений. Студентам сейчас главное понять, для чего они пришли в вуз, тогда они поймут какой путь выбрать. Всем сотрудникам факультета и университета желаю, чтобы сохранялось ощущение \"политеха\" - нашей большой и дружной семьи.
Лариса БОГОМАЗОВА.
***
Уважаемая Любовь Ивановна!
От себя и от заведующего кафедрой \"Востоковедение\" МГИМО (У) МИД РФ Алексея Дмитриевича Воскресенского сердечно поздравляем кафедру с юбилеем. Желаем творческих успехов Вам и всем преподавателям! Мы очень ценим вклад, который делает кафедра в продвижении зарубежного регионоведения в Сибири.
С уважением и наилучшими пожеланиями, профессор МГИМО
(У) МИД РФ С.Г. Лузянин.