На качественно новый уровень выходит сотрудничество Томского политехнического университета с компанией \"TNK-BP\". С 2007 года компания стремится мотивировать вузы к разработке системных, комплексных проектов с тем, чтобы инвестиции в образование не только носили целевой характер, но и имели максимальный эффект для подготовки молодых специалистов.
Объём средств, выделяемых ТНК-BP на реализацию этой образовательной инициативы, до конца текущего года вырастет на 3 миллиона долларов. Инициативы компании всемерно поддержаны Министерством образования и науки Российской Федерации. В частности, был объявлен конкурс грантов ТНК-BP.
В финальную часть конкурса из 26 заявок от профильных вузов России прошли лишь 15. В числе победивших - две заявки от двух кафедр Института геологии и нефтегазового дела ТПУ.
В одной из двух заявок представлен проект \"Учебный центр физического моделирования разработки нефтяных и газовых месторождений\" (руководитель - профессор кафедры геологии и разработки нефтяных месторождений, доктор технических наук А.Т. Росляк).
Реализация данного проекта рассчитана на несколько лет. Целью является создание учебного центра физического моделирования разработки нефтяных и газовых месторождений для проведения учебно-научных исследований и подготовки специалистов высшей квалификации по нефтегазовому делу на базе Томского политехнического университета.
В центре предполагается организовать несколько лабораторий для практического изучения, визуализации и исследований различных физических и химических процессов, происходящих при разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений.
Понятно, что эта задача не решаема без современного учебно-научного оборудования, лабораторно-экспериментальных стендов, соответствующего учебно-методического материала.
Финансирование по первому году составит 100 тысяч долларов. Часть этих ресурсов будет направлена на закупку программного обеспечения. Например, Eclipse для расчёта гидродинамики: с достаточным функциональным набором для использования в учебно-образовательных (некоммерческих) целях.
Не менее достойная победа принадлежит проекту \"Учебный тренажёр-имитатор \"Капитальный ремонт скважин\" (руководитель - заведующий кафедрой экономки природных ресурсов, профессор, доктор экономических наук Г.Ю. Боярко). Комиссией конкурса грантов ТНК-BP эта заявка также признана актуальной. Она получит финансовое подкрепление в объёме 182 тысячи долларов.
Тренажёр имитирует технологический процесс, выдавая обучающемуся все необходимые параметры, тот, в свою очередь, должен оперативно принимать решения: менять давление, скорость подачи бурового раствора, задавать различные режимы и т.д., и т.п. Одним словом, получать тот уникальный опыт, который в реальных условиях, как правило, приобретается годами. Тренажёр позволит этот процесс значительно сконцентрировать.
По обоим грантам работают команды исполнителей, каждому участнику отведена своя роль. Кто-то готовит учебник по профильной дисциплине, кому-то поставлена задача разработать методическое обеспечение. В рамках одного из грантов предусмотрены стажировки и другие задачи, сопутствующие основной цели.
В настоящее время объявлен конкурс закупок. Первый этап завершится в декабре 2007 года. Отчёт необходимо представить в головной офис компании ТНК-BP на Арбат, 1, где победителям собственно и вручили сертификаты грантов.
Кроме двух названных, на конкурсе получили положительную оценку экспертов и, соответственно, финансирование на следующий год ещё два (из 5-и представленных от ИГНД ТПУ) проекта. Один - \"Межвузовский центр учебно-геологических практик в республике Хакасия\", подготовленный кафедрой общей геологии (195 тысяч долларов). Другой (кафедра экономики природных ресурсов): \"Углубленное экономическое образование для студентов нефтегазовой специальности\".
Последний проект призван решать задачу повышения конкурентоспособности специалистов-нефтяников, которые получают возможность получить второе высшее образование, пройти курсы переподготовки и повысить квалификацию (объём финансовой поддержки этого гранта - 147 тысяч долларов).
Что касается Межвузовского центра учебно-геологических практик, то как минимум три российских вуза готовы направить на полигон по одной группе своих студентов геологов-нефтяников (25 человек в каждой). Это - Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет.
В рамках этого гранта планируется приобрести мобильный компьютерный класс, который позволяет проводить практические работы по GPS-привязкам геологических маршрутов (пока что на полигоне эти работы выполняются в минимально возможных объёмах) и осуществлять контроль выполнения преподавателям, которые находятся в этот момент в Москве, Уфе и Тюмени при помощи космической связи…
Таким образом, ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса для ИГНД заметно активизировал проблему приобретения и оснащения кафедр нефтегазового направления современным учебным и научным оборудованием. В этом смысле конкурс грантов ТНК-BP оказался как нельзя более кстати. Впрочем, менеджмент ИГНД ищет и другие возможные пути.
Записал О.Н. Плотников.