Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

БЫТЬ В ДУШЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ ПОЭТОМ

Давно отгремели баталии между физиками и лириками. А далекие теперь 60-70-е стали предметом воспоминаний в передаче \"Старая квартира\" по РТР. Немного грустно, что летят, летят годочки, и парни, с упоением слушавшие \"Beatles\", уже стали чьими-то дедушками. Такая метаморфоза произошла с Виктором Огаем. Он - дед Юли и Ани. Самая же странная вещица, случившаяся в жизни заместителя директора по науке Кибернетического центра ТПУ, та. Что он в 48 лет вдруг стал писать стихи. Чему сам немало удивлен. Потому что всегда был все-таки физиком. Вернее, радиофизиком. И учась в университете на РФФ, он, в то время, когда друзья посвящали оды своим девушкам, живущим в соседнем общежитии, сочинил один-единственный стишок:

Проснулся. Глянул в потолок.
Решил я мир объять,
Но тут пришел Козьма Прутков,
И я заснул опять.


Стишок был единственным, но характеризующим автора. Виктор Семенович Огай всерьез не говорит ни о чем. Его послушать - на работе он сигаретку выкурит, подпись поставит, стишок напишет, иногда газетки полистает: что там за фанты нам предлагают? Вот так, шутя и играючи, живет зам. по науке. Так он рассказывает. Но в политехническом хорошо знают, что обратись к Огаю с любым вопросом -получишь компетентный ответ. Спокойный, молчаливо-ироничный Виктор Семенович весьма ответственен. В состав Кибернетического центра входит факультет автоматики и вычислительной техники, и потому совместный научный потенциал чрезвычайно высок: 10 докторов наук и 90 кандидатов. И хотя все они - достаточно самостоятельные и энергичные люди, зам. по науке для инициативных ученых -источник информации о хоздоговорах и конкурсах, организатор и советчик. И просто очень милый человек. О таком начальнике, как B.C. Огай - можно только мечтать. Он и стихи-то начал писать, когда хотел как-нибудь не совсем обычно поздравить коллегу. Переделал Пушкина, прочитал на юбилее, а кто-то что-то сказал насчет плагиата. Самолюбие было задето. И уже на следующий день - помнится даже дата: 6 января 1995 года - было написано совершенно самостоятельное стихотворение. \"Так вот я потихонечку и начал сочинять,\"- говорит Виктор Семенович. Ничего себе, \"потихонечку\"! Огай самиздатом выпустил в свет уже четыре сборника. И еще цветную \"Азбуку\" для внучек.

Для чего взрослый человек, добившийся определенного положения, по своему роду деятельности далекий от причуд богемной жизни, находит для себя такое странное, на взгляд многих, занятие?

Не ищу себе я славы -
Этой сладенькой отравы.
Мне б остаться Человеком
И чуть-чуть в душе поэтом.


Вот и весь ответ.

\"Вопросов много без ответов, но нет назойливых советов,\'\'- подмечает Огай. Его, крайне деликатного, по отзывам сослуживцев, действительно сложно представить раздающим какие-то менторские советы - как жить. Сам он не растерял умения удивляться красотам нашего города, который любит настолько, что уезжать отсюда никогда и в мыслях не держал, даже в те долгие (особенно, думается, для жены) 18 лет, что пришлось прожить в общежитии. В Томск он приехал из мест, где протекает Сыр-Дарья, о которой он вспоминает в одном из своих стихотворений о первой любви. Лирические стихи большей частью занимают его сердце, он признается, что несмотря на годы, все еще продолжает по-юношески влюбляться, восхищаться красотой. И сам же над собой опять иронизирует.

Он делает это даже в детских стишках! Все бы ему шуточки! Как-то он даже директору такого понаписал, что пришлось от его жены прятать. Впрочем, В.З. Ямпольский всем известен, как человек остроумный и тоже забавляющийся стихами, так что ответ наверняка был достойным. Вообще коллектив в Кибернетическом центре - сплоченный и дружный. Команда подобрана продуманно тщательно. А впрочем что же может быть плохого среди людей, которым посвящаются стихи? Виктор Огай признается, что дарить их - одно из самых приятных занятий на свете. Кажется, половине политехнического ( и отметим, чаще всего лучшей - женской ) уже преподнесены стихи к дням рождения, защитам кандидатских и докторских диссертаций. Некоторые сотрудники, зная дар Виктора Семеновича, просят даже написать поздравления своим знакомым. Огай не отказывает, лишь подробно выспрашивает о чертах характера юбиляра, чтобы попасть, что называется, в точку. Так накапливаются и целые сочинения, и наброски, к которым Огай иногда возвращается, иногда нет. Хотя муки творчества посещают его так же, как всех творческих людей. Он признается, что \"странный мир теперь во мне\". Эти странности ночью, порой, не дают спать. Часов в пять утра в голове начинаются складываться какие-то строчки, и только записав их на лист, можно успокоиться. Но уже есть материал на еще две миниатюрные книжечки, которые он может быть в ближайшее время издаст, и как те, предыдущие, раздарит друзьям и знакомым. Причем с учетом их растущего интереса - тираж первой был 50 экземпляров, а после и 100 как-то незаметно, но все разошлись. Виктор Семенович понимает, что его стихи не совершенны. Но все же это занятие находит весьма интересным и приятным.

Один из его сборников называется \"Все еще впереди.\" Может впереди - написание романса или песни, ведь рождаются в голове некоторые строчки под какие-то пока неясные мелодии... А может быть- публикация в одном из альманахов... Мало ли что может быть еще в этой жизни? Ведь много в ней неожиданного, негаданного. Как поэзия, возникшая ниоткуда...

Светлана СЫРОВА.