Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Не ради славы, не ради награды...

Ежегодно ко Дню рождения университета подводятся итоги на звание \"Лучший куратор\". В этом году им признана Ирина Андреевна Абрашкина, сотрудник ЭФФ.

Назвать её новичком в кураторском деле нельзя: первый выпуск питомцев Ирины Андреевны \"выпорхнул\" во взрослую жизнь в прошлом году. Так что, какой-никакой, а опыт в этом нелегком деле уже есть. В 2001 году, когда она была назначена куратором группы 1Б12, наставников студентов самих надо было учить правильному общению с младшекурсниками, которым в любые времена \"палец в рот не клади\". Но Ирина по натуре человек и коммуникабельный, и коллективистский: в школе была старостой класса, командиром отряда, всегда подавала пример в учебе - медалистка и краснодипломница, вообще из породы тех, про кого известная детская поэтесса писала: \"Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота...\". Сама недавняя выпускница, она еще не забыла всех подводных камней студенчества, поэтому особых проблем в общении с младшими по возрасту никогда не возникало. Вернулась из декретного отпуска, и сомнений ни у руководства, ни у неё не было - заниматься работой куратора будет снова.

Работу И.А.Абрашкиной можно охарактеризовать почти девизом: \"Предупрежден - значит, защищен!\". Чего только стоят разработанные ею \"10 советов первокурснику\"! На одном “Часе куратора” Ирина Андреевна преподнесла студентам для обдумывания слова Б.Гейтса, а точнее, по его мнению, 11 вещей, которым не учат в школе, потому что, наткнувшись на них в Интернете, решила, что высказывания как нельзя точно отражают отношение современных студентов к учебе и жизни в целом. Вот некоторые из них:

\"Миру наплевать на твое самоощущение и самоуважение. Мир ожидает от тебя каких-нибудь достижений, перед тем как принять во внимание твое чувство собственного достоинства.

Очень маловероятно, что тебе начнут платить 40 тысяч в год сразу после окончания школы.

Ты не станешь вице-президентом компании, с лимузином и личным шофером, пока ты не заслужишь этого.

Не спеши обвинять в каждой своей неудаче родителей. Не ной и не носись со своими неудачами, учись на них.

До твоего рождения родители не были такими скучными и неинтересными людьми, какими они кажутся тебе сейчас. Они стали такими, зарабатывая на твое беззаботное детство, стирая твою одежду и слушая твою бесконечную болтовню о том, какой ты классный. Поэтому перед тем, как отправляться спасать леса Амазонки от уничтожения жадным поколением твоих родителей, попытайся для начала привести в порядок свою комнату.

Жизнь не разделена на семестры, летних каникул в ней не существует, и очень мало работодателей заинтересованы помочь тебе найти твое собственное \"я\". Тебе придется делать это в твое личное время.

Поддерживай хорошие отношения с \"очкариками-ботаниками\". Скорее всего, один из них когда-то станет твоим начальником\".


- Каждому ясно, - уверена И.А.Абрашкина, - что без предварительной подготовки стать наставником, советчиком, старшим другом просто невозможно, и в настоящее время к вопросу кураторства в университете стали подходить основательно. К сожалению, из-за технической специфики нашего вуза, в образовательной программе уделяется очень мало внимания вопросам психологии, социологии педагогического мастерства, поэтому приобрести подобные знания и навыки будущему куратору негде. В этой связи уже не первый год в ТПУ проводятся занятия в рамках программы школы-семинара \"Роль куратора в организации воспитательной работы в вузе\". И это не разовая акция, а перспективное дело, ведь, посещая занятия, можно узнать психологические особенности студенческой группы, способы поддержки ребят в период адаптации в вузе, участия в творческих и спортивных коллективах, о самореализации студентов в управлении вузом, в молодежных организациях, понять, каким должен быть имидж куратора и многое другое. А в программе школы-семинара проводятся тренинговые занятия с психологами и читаются лекции по психологии личности и педагогике. Это и интересно, и полезно.

Занятия с кураторами не прошли даром и для самой Ирины Андреевны: с новой группой - 1Б62 полученные на семинаре знания пришлись, как нельзя кстати.

По итогам занятий куратором Абрашкиной был получен сертификат (приложение), выполнена выпускная аттестационная работа, которую отметили Почетной грамотой ТПУ и памятным подарком.

- Что я думаю о своей работе со студентами? Бесспорно, куратор академической группы - организатор всей жизни ребят, - говорит Ирина Андреевна. – От него во многом зависит создание нормального морально-психологического климата, отношение студентов к учёбе, научной работе, общественно-полезной деятельности, чувство сплочённости и коллективизма. А ещё условий для раскрепощения студентов, проявления ими лучших индивидуальных качеств, \"выращивания\" и сохранения индивидуальности группы среди других студенческих коллективов, только ему присущих традиций.

К сожалению, на личный опыт оглядываться не пришлось: куратор группы, в которой училась Ирина, видел вчерашних абитуриентов только во время знакомства, больше желания общаться не возникло ни у него, ни у первокурсников. Этот осадок у Ирины Андреевны остался на всю жизнь, ведь старший товарищ не помог только что перешагнувшим порог вуза мальчишкам и девчонкам сплотиться, стать единым целым, поэтому неудивительно, что все годы учебы практически каждый из них был сам по себе. И сейчас интересного, теплого общения с бывшими одногруппниками не получается... Наверное, ещё и поэтому Ирина Андреевна выстраивает свою работу кардинально противоположно.

Она плотно сотрудничает с преподавателями, посещает занятия, консультации, решает конфликтные ситуации, возникающие в процессе обучения студентов, постоянно поддерживает связь с их родителями. Коллеги подтрунивают порой, что она усыновила 20 детей, и удивляются, что \"многодетство\" не мешает Ирине Андреевне полноценно соответствовать роли любящей жены и заботливой матери.

Она серьезно относится к подготовке и проведению часов куратора. Новобранцы из 1Б62-й участвовали в \"Празднике первокурсника\", посетили музей истории Томска, ТПУ, Центр планирования семьи, побывали в МКЦ ТПУ, где познакомились с творческими коллективами, встретились с комиссией аккредитации ОП \"ИИТ и технологии\", устроили \"Темную\" декану\", посетили \"День специальности ИИТ, \"Посвящение в студенты\", \"Конкурс \"Мисс ЭФФ\", \"Спортивный праздник специальности\". Впереди - далеко идущие планы, потому что Ирина Андреевна хочет ещё теснее сплотить своих подопечных, не случайно среди записей в журнале группы есть такая фраза ребят, говорящая о многом: \"Вместе - очень здорово!\"

Это ли не показатель того, что куратор - на правильном пути!

Хотя характер Ирины Андреевны мягким не назовешь. Может, сказывается тот факт, что работает она в практически мужском коллективе, ведь заниматься специальностью, полученной на кафедре ИИТ, всегда считалась прерогативой сильной половины электрофизического факультета. Показательно, что даже в студенчестве девушка была старостой \"мужского\" этажа в общежитии на Вершинина,33, о чем вспоминает с улыбкой и любовью, ведь именно там познакомилась с будущим мужем, отцом замечательной трехлетней дочурки. Которую, кстати, уже сейчас воспитывает без особых \"сюсюканий\".

Она признает, что в отношениях со своими подопечными достаточно строга и требовательна, потому что всегда считала - человек, переступивший порог вуза, должен отдавать себе отчет, ЗАЧЕМ он это сделал, в любом возрасте. И стремиться к поставленной цели. По мнению окружающих, её планке требовательности соответствуют немногие, но, прежде всего, она наметила её для себя самой.

Ведет занятия у ребят из своей группы, но снисхождения не проявляет к ним никакого - скорее, наоборот. Оказывать \"медвежью услугу\", заласкивая и подкупая добротой и панибратством, И.А.Абрашкина считает для себя совершенно неприемлемым. Это от родителей, которые с младых ногтей приучали дочерей рассчитывать в жизни, в первую очередь, только на себя, быть самостоятельными и самодостаточными.

Категорична, принципиальна, главным в своей работе считает НАУЧИТЬ студентов УЧИТЬСЯ, получить образование, активно участвовать во всем, что интересно и может принести пользу в дальнейшем.

- Была ли неожиданной победа в конкурсе на звание лучшего?

- Лучшим куратором может считаться человек, который сумел создать коллектив, сохранить его, - говорит И.А.Абрашкина. - Я только в начале пути, так что будем считать оценку моей работы авансом, который нужно отрабатывать, приобретая опыт, отдавая добро тем, кто в этом нуждается.

От себя могу лишь добавить: научить человека искреннему общению с людьми, от которых ждешь положительного результата, без заискиваний, искренне, пусть и не всегда восторженно-терпимо - удел тех, кто уверен в собственных силе и правоте.

\"Тяжело в ученье, легко в бою\"... С трудностями, которые неизбежно преподносит жизнь, с людьми, пышащими не только доброжелательностью. И научить быть готовыми к этому - миссия, возложенная, в том числе, и на кураторов.


Есть надежда, что лучший из них в политехническом по итогам прошлого года - Ирина Андреевна Абрашкина - замечательный пример молодого современного воспитателя, наставника, друга студентов. И спрогнозировать удачного свершения планов, ведь целеустремленности, которой она требует от своих подопечных, у неё самой - более чем достаточно.

Галина ВЕНДЕЛЕВА.