Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Два солдата: победная элегия

Исстари известно: имя - во многом судьбу определяет. А ну как в роду сразу двое носят одно и то же имя, отчество и фамилию!? Не значит ли, что один из них пройдёт по жизни дорогой, которой шёл другой?..

Так не так, но подобное возможно, о чём свидетельствует рассказ кадрового офицера Александра Семёновича Деряева (ныне - полковник в отставке).

В последних числах сентября 1976 года полковник А.С. Деряев получил перевод из Бийска, где командовал зенитно-артиллерийским полком, в Томск для прохождения дальнейшей службы на военной кафедре Томского политехнического института. Очень хорошо запомнил день своего прибытия к месту назначения. Томск встречал приветливо, огромными валами белого снега…

Впрочем, всё по порядку. Родился наш герой в Знаменке Шаталовского района Белгородской области. Здесь окончил школу-семилетку. Потом ещё три года ходил пешком до райцентра: в Шаталовскую среднюю.

Отца призвали в ряды Красной Армии в первый же месяц 1941 года. Восьмилетний мальчишка остался на руках у родной бабушки, которой через год исполнится 60 лет… Война переломила мирное течение жизни. Беженцы нескончаемой вереницей пытались уходить от линии фронта.

Но в начале войны фашисты применяли излюбленную тактику: их танковые армады клещами врезались в оборону Красной Армии и брали в \"котёл\" державших оборону. За день фронт мог отнестись на десятки километров.

В результате мирные обозы, уходившие вглубь страны, оказывались в глубоком фашистском тылу.

Красноармейцы яростно сопротивлялись: через ту же Знаменку фронт перекатывался дважды. Однако в июле 1942 года в посёлке окончательно встали на постой немецкие интенданты.

Собрали сход, объявили: \"Немецкому командованию нужны дома для расквартирования солдат\", объявили \"комендантский час\", обязательную трудовую повинность и тому подобное.

Внука с бабушкой из родной хаты выгнали и рассовали (равно как и родственников, на двух подводах убегавших от оккупации), как селёдок, по белым мазанкам.

Не сказать, что оккупанты, заполонившие посёлок, вели себя как бандиты (в основном - немолодые немцы, которым \"проказничать\" не с руки). Гораздо хуже были мадьярские карательные отряды. Вот эти действовали, как и положено отбросам. Тем не менее, однажды именно немец направил свой \"шмассер\" на Саньку Деряева.

Стрелять не думал, на испуг брал. Но то, что солдат чужой армии, напавшей на родную страну, может угрожать безоружному мальчишке, его бабушке, родным и близким засело в голове раз и навсегда, определив выбор будущего защитника.

В январе 1943-го немцы ушли из Знаменки. Много позже военную подоплёку тех давних событий Александр Семёнович Деряев восстановит уже в Военной академии ПВО сухопутных войск: началом масштабного отступления немцев зимой сорок третьего года стала Острогожско-Россошанская армейская операция, проведённая 40-й армией Воронежского фронта под командованием генерала Кирилла Семёновича Москаленко.

Освободителей в Знаменке встречали как родных… А где-то огненными дорогами войны шёл отец – рядовой Семён Семёнович Деряев. Он так и прошагал всю Отечественную рядовым.

Закалку наши победители получили особую - крепче, чем сталь. К примеру, отцу в начале войны на левой руке осколком срезало большой палец. Позже потерял указательный и средний на правой. Казалось бы, какой работник?

Не тут-то было! Лучшего косаря в колхозе не сыскать. В ряд с мужиками становился смело. В иной день под полтора гектара выкашивал, так что сёстры его, знай, только поспевали снопы вязать.

А отцов родной брат (полный тёзка своего племянника) - Александр Семёнович Деряев, так тот и вовсе вернулся в звании майора: был контужен, ранен. Позднее, в период мирной жизни он получил звание полковника.

Время шло. Настал черёд племяннику Александру Деряеву профессию выбирать. А когда перед глазами отца боевой пример, да дядьки родного не менее боевой, разве будешь раздумывать. Конечно, в кадровые офицеры. Так и подал документы в Сумское военное артиллерийское училище.

К слову, о путях, которые в судьбе обоих Александров Семёновичей Деряевых словно в клубочек свились: осенью 1941 года где-то под Сумами лейтенант А.С. Деряев с бойцами из вражеского окружения с боями прорывался к своим. И прорвался!

Прошли годы, и примерно в той же точке на карте страны младший А.С. Деряев получал военную профессию. Вот окончил он первый год обучения, уехал домой в Знаменку. Возвращается: его в числе 28-ми в составе сборного взвода переводят сразу на третий курс.

И получилось, что окончил училище в 1954-м, пройдя трёхгодичную программу за 2 года. Спешить было отчего. Шла \"холодная война\". Америка делала ставку на авиацию, у Советского Союза на гонку вооружений сил не хватало. Вот тогда-то и организовали Межокружные курсы усовершенствования офицерского состава.

Собрали выпускников многих артиллерийских училищ. В этой разнородной колонне легко было отличить курсантов Тбилисского артучилища: по звону шпор, которые они носили.

10 месяцев были посвящены исключительно специальной подготовке - тактике, технике, боевой работе. В октябре 1955-го построили курс на плацу. 54 выпускника получили направление - Куда бы вы думали! - в Германию, в Группу советских войск. Александр Деряев и ещё четверо курсантов получили назначение в зенитно-артиллерийский полк 10-й танковой дивизии.

А дивизия эта берёт начало от прославленного Уральско-Львовского добровольческого корпуса, который в годы войны буквально от нитки до танка сформировали три области: Челябинская, Молотовская (позже - Пермская) и Свердловская. Месту дислокации дивизии могли бы позавидовать многие.

Ещё бы… Потсдам - по сути - пригород Берлина!

***

Вообще, если оглянуться, то линия \"неметчины\" в роду Деряевых начинается с деда. На Первую мировую Семён Максимович Деряев ушёл рядовым в 1914 году. А закончилась для него та война аж в 1920-м, когда вернулся дед из германского плена.

Успел родить ещё одного сына, построить хату, да заболел… Вскоре умер в больнице города Воронежа. Там был похоронен в 1923 году. Старшим в семье остался Семён Деряев. В 15 своих лет батрачил на зажиточных односельчан. Двух сестёр поднял и младшего брата Сашку (Александра Семёновича), родившегося в 1920 году.

Кто мог знать, что оба брата - Семён и Александр Семёновичи - в 41-м уйдут на следующую по счёту Вторую мировую: воевать с теми, с кем воевал их отец. Хочешь верь, а хочешь нет, но в этих перевёртышах - 41-й, 14-й - какая-то странная страшная игра. Какая-то заданность…

До войны, в 1933-м, у Семёна родился сын, которого Александром нарекли. А в корне имени - \"защитник\" читается. Вот и получилось, что дядя и родной племянник - Александры. Оба, понятное дело, Семёновичи. И одной и той же дедовской фамилии.

Так что были они полными тёзками, а это, оказывается, многое определяет. Во всяком случае, в судьбе того и другого немало совпадений. Начиная с того, что дядю Сашу, как и его племянника Саню, учил один и тот же учитель физики и математики А.Г. Токарев. К слову, Александр Григорьевич не смотри, что школьный учитель, тоже воевал, участвовал в знаменитом сражении под Сталинградом, когда горели земля, вода и само небо.

Младший из двух Александров хорошо запомнил письма, приходившие с фронта от командования частей, в которых воевал старший. Содержание их говорило о том, что воевал офицер-связист А.С. Деряев храбро и умело, нередко успешно выполняя не только прямую задачу по обеспечению связи, но, если надо- поднимал бойцов в атаку, вызывал огонь артиллерийских батарей на себя, когда враг наседал со всех сторон. А если погибал командир, смело принимал командование.

Вот одно из многочисленных его представлений к награде:

\"Майор Деряев организовал прорыв оборонительной полосы противника на фронте протяженностью 1,5 километра 18 июля 1944 года в районе южные скаты высоты 204,4; высоты 194,4; отметки 190,0 и деревни Пшевалы. И развил неотступное преследование противника, уничтожая его на пути, отбивая все попытки противника восстановить прежнее положение.

В результате хорошей организации прорыва, взаимодействия всех родов войск, полк за первые два дня с боями, преследуя противника, углубился в прорванную полосу обороны… на 31 километр. И достиг реки Западный Буг, тем самым обеспечил стремительное форсирование её другими частями…

т. Деряев организовал бой и проявил инициативу в выборе момента для стремительных атак превосходящих сил противника и уничтожения его живой силы и техники. Одновременно т. Деряев обеспечивал организацию бесперебойной связи с подразделениями, своевременную доставку пищи и боеприпасов подразделениям переднего края. Потери противника составили до 850 человек в живой силе, взято в плен 22 солдата и 5 офицеров, уничтожено много техники и взяты трофеи…\"

Одним словом, воевал по-суворовски: насел на плечи врага - гони без останова. И бей, не отпускай, пока не падёт последний вражеский солдат. Александр Деряев, которому в 1944-м исполнилось одиннадцать, негласный этот наказ \"Так воевать!\" запомнит хорошо.

Тем временем старший Александр Деряев в составе 370-й стрелковой Брандербургской Краснознамённой ордена Кутузова II-й степени дивизии уже закреплялся на самых подступах к Берлину. Как известно, знаменитая эта дивизия формировалась не где-нибудь, а под Томском (в Асино, если быть точным).

В марте-апреле 1945 года майор Деряев участвовал в битве за Берлин. В прорыве обороны противника, окружении и полном уничтожении крупной немецко-фашистской группировки на юго-востоке Берлина. Наконец, он же участвовал в знаменитой \"встрече на Эльбе\", когда 370-я дивизия встретилась с 30-й пехотной дивизией США.

После полной и безоговорочной капитуляции А.С. Деряев был назначен начальником отдела Советской Военной Администрации в Германии. С августа 1945 по декабрь 1949 года нёс службу: сначала в Шверине, затем - в Потсдаме, где в 1947-м у майора Александра Семёновича Деряева появится на свет дочь - Ольга.

***

В Потсдаме, в летней резиденции династии Гогенцоллернов, у командира взвода лейтенанта Александра Семёновича Деряева, нёсшего постоянное боевое дежурство в составе Группы советских войск в Германии, в 1959 году тоже родилась дочь… Догадываетесь, как назвали новорождённую.

Конечно, Ольга! С тех пор немало воды утекло. Как получилось, что годы привели на родину дивизии, в которой родной дядя служил, Александр (второй) и сам не знает. Хотя, может, всё проще, чем кажется. Приказом от 29 сентября 1976 года А.С. Деряев, командовавший полком, расквартированным в Бийске, получил направление в Томск: \"для прохождения дальнейшей службы на должность начальника военной кафедры Томского политехнического института…\"

Отчётливо помнит, что Томск встретил приветливо: валами белого-белого снега…

Записал О.Н. Плотников.