Такой вопрос поставил для общества и правительства в начале 60-х годов XIX века выдающийся ученый анатом и хирург, теоретик вузовской педагогики, попечитель Киевского университета, профессор Николай Иванович Пирогов.
Ответ он дал сам в статье \"Университетский вопрос\": это учреждение правительственное и учебное со значительным бюрократическим оттенком и с некоторой примесью корпоративного, воспитательного и филантропического характера. Такой вопрос и ответ на него могли быть позволены в условиях \"александровских реформ\", когда разрабатывался и принимался новый университетский Устав, и передовая интеллигенция открыто заявляла, что сверхбюрократическое государственное управление и чиновничий подход к деятельности университетов губит их как центры образования и науки.
Еще до нового Устава 1863 г. стали выбирать ректора и деканов, возродились гуманитарные кафедры, лучших студентов стали посылать за границу, откуда пошла литература. В конце 50-х годов в аудиториях появилась новая публика - вольнослушатели, весьма далекие от студентов. Это были созревшие офицеры и не первой молодости дамы. Правда, эти \"экзотические\" начинания вскоре заглохли. Во-первых, пришедшие для своего просвещения не совсем разумели, о чем вещают профессора, во-вторых, для власти не было безопасным общение спокойной части общества с непредсказуемыми студентами.
Надо отметить, что далеко не в пользу последних принимались правительственные решения и в год \"великой реформы\". От платы за обучение могли быть освобождены не более двух студентов на каждую губернию учебного округа. От студентов требовалась \"письменная благонадежность\", запрещалось иметь свои организации. Ответ на вызов не задержался. Осенью 1861 г. этот люд загудел. Волнение не прекращалось даже тогда, когда против бунтовщиков бросались войска, жандармы и пожарные бригады. Пришлось императору и правительству ускорить принятие нового университетского Устава, по которому вузы получали автономию, освобождались от вмешательства попечителя в их повседневную жизнь.
Университетский Совет имел право утверждать ученые степени, избирать ректора (с согласия императора), вводилась доцентура, восстанавливались университетские суды, вводились стипендии. Выпускник гимназии, достигнув 17 лет, независимо от сословия, мог поступить в вуз без экзаменов. Поступивший давал подписку о соблюдении уставных правил. Для наблюдения за ненадежной братией совет университета избирал проректора и инспектора, а в качестве помощников назначались субинспекторы и секретари по студделам.
Так что от автономии студентам доставалась дырочка от бублика. Но зато, вместо форменной одежды открыто можно было носить широкополые шляпы, пледы через плечо, длинные волосы и без надобности очки.
Одна из форм участия студентов в научной сфере - обсуждение так называемых \"медальных сочинений\", т.е. сочинений, удостоенных золотой медали и приравненных к диссертационной работе.
Окончившие вуз с хорошими оценками и представившие к защите диссертацию получали степень кандидата, а с удовлетворительными оценками и без диссертации - звание \"действительного\" студента.
Никакой \"сооруженный вал\" против потенциальных и явных бунтовщиков не помогал установлению спокойствия в университетах, с которыми была связана 1/3 революционеров народников. Как отмечалось в официальной записке министру внутренних дел, поданной после убийства Александра II, 3/4 государственных преступников и почти все цареубийцы побывали в университетах, хотя и не оканчивали их.
По новому уставу 1884 г., подписанному Александром III, университеты лишались былой автономии. Попечитель вновь получил над ними полную власть, а студенты простились со шляпами и пледами, даже если они находились вне учебного заведения. Для сдачи экзамена подавалось заявление и 20 рублей. Запрещены были студенческие объединения. По этому Уставу открывался и первый в Сибири Томский университет.
В отличие от российских, американские студенты имели свои общества, кружки, прессу. Будущие лидеры политических партий рождались в кружках красноречия. Существовали и тайные общества вроде \"франк-масонских лож\". И все же наиболее популярными были кружки и общества открытого типа: философские, христианские.
Последние существовали на средства богатых прихожан, в числе которых были Рокфеллеры. Благодаря им христианские общества имели комфортабельные помещения с библиотеками, гимнастическими залами, ванными, ресторанами. За небольшую плату каждый член общества имел возможность всем этим пользоваться. Заботясь о росте благочестия \"христиане\" не забывали и о материальном благе, о чем говорят темы просветительских занятий: \"Как разбогатеть?\", \"Богатство - это труд\" и т.п.
У российских студентов были свои заботы и свои вопросы. Они выясняли отношения с \"отцами\" и с правительством, спорили и страдали в поиске ответа на вопросы \"Кто виноват?\" и \"Что делать?\", жертвовали жизнью во имя извечных земных ценностей - земли, воли и правды.
Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент ЮТИ ТПУ.