Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инженер – значит, думающий

ТАКИЕ НУЖНЫ ДЛЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

В рамках Общероссийской конференции в Томске, посвященной Национальной доктрине инженерного образования, прошла встреча с журналистами представителей ТПУ – профессоров Юрия Похолкова, Александра Чучалина и участника конференции, заместителя председателя Вашингтонского Соглашения Andrew Wo.

Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России, сообщил, что в Ассоциации уже два года идёт аналитическая работа, проведено десятка два экспертных семинаров, о состоянии инженерного образования в России. В результате подготовлена Доктрина – стратегический документ, определяющий цели, инструменты и технологии подготовки специалистов, которые были бы способны осуществить позитивные изменения в экономике страны.

«НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ?»

– На нашей конференции, – сказал Ю.П. Похолков, – мы рассматриваем, что надо сделать научно -образовательному сообществу, ректорам и администрациям вузов, законодательной и исполнительной ветвям власти, представителям бизнеса, чтобы оказать влияние на изменения в системе нашего высшего инженерного образования. Оно было эффективным в советское время. Сегодня мы выпускаем 200 тысяч инженеров в год, а пользуемся в быту иностранной техникой – от стиральной машины до самолёта. При этом сказать, что мы готовим одинаково плохо всех инженеров, нельзя. Я проводил в Праге семинар с группой ректоров из девяти стран Европы и задал им вопрос, как они оценивают уровень подготовки российских инженеров. Ответы предложил выбрать из большого списка: от «критически низкий» до «лучший в мире». Большинство россиян дали оценку «удовлетворительный», иностранцы же, как «превосходный». Понятно, что они судят по тем нашим специалистам, которые работают в Европе. Значит, есть у нас такие инженеры, даже не благодаря, а вопреки нашей системе образования.

«За двадцать лет мы потеряли преимущество в инженерном образовании и сейчас имеем много нареканий от производственников, – сказал Александр Чучалин. – Потеряли возможности и способности готовить классных специалистов, необходимых промышленности. Мы это делали весьма хорошо в советское время, но тогда были другие условия».

«РОССИЯ СДЕЛАЛА БОЛЬШОЙ ПРОРЫВ»

– Как же тогда решить задачу, поставленную главой государства о новой индустриализации, – создать 25 миллионов новых рабочих мест? – спросили журналисты. – Будет увеличен приём на инженерные специальности?

– Нигде не было сказано об увеличении приёма, – ответил А.И. Чучалин. – Сейчас идёт обратный процесс, количество студентов сокращается, Министерство образования ведёт дело к сокращению приёма, закрытию неэффективных вузов. Даже если мы будем выпускать по 200 тысяч инженеров в год, за десять лет получим только два миллиона специалистов.

– Думаю, что этот тезис о 25 миллионах – некая «дорожная карта», проектный документ для формирования различных программ, – сказал Ю.П. Похолков. – Только 6 миллионов рабочих мест из 25 предназначено для инженерного состава. Должна быть сформирована программа новой индустриализации, провозглашенной Путиным. Чтобы появились эти миллионы рабочих мест, специалисты, которых мы выпускаем, должны быть способны сами создавать предприятия с новыми рабочими местами. И это требует другого подхода к содержанию и технологии инженерного образования.

О критериях современного инженерного образования спросили и Andrew Wo. «Я вижу, – ответил он, – что в последние несколько лет Россия сделала большой прорыв, и безусловным доказательством этого является деятельность Ассоциации инженерного образования, которая вошла в прошлом году в Вашингтонское соглашение. Оно является важным инструментом для того, чтобы наладить выпуск инженеров, конкурентных на рынке труда. Задача сложная, тем более, что мы должны готовить инженеров будущих профессий».

«ЭТО МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА»

В этом году проходной балл ЕГЭ по физике был низким. Тем не менее только 25 % выпускников России выбрали физику, без которой не поступить на инженерный факультет. «Что делать, чтобы таких учеников стало больше?», – спросили журналисты. Ответы были разные. Юрий Похолков считает, что зарплата учителей должна стать такой, чтобы в школу пришли сильные преподаватели из вузов, Andrew Wo заметил, что в Америке тоже большинство школьников хотят стать юристами, врачами, это мировая проблема, тем не менее хороших инженеров хватает.

Соломон ВЫГОН