Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Показатели снизились? Есть над чем работать

Что формирует впечатление от инновационного вуза как успешного, твёрдо стоящего в числе лучших в рейтингах разных уровней? – Наука, разработки, – скажет читатель и будет прав. Но лишь отчасти. На первом месте, безусловно, стоит учёба и то, как с нею обстоят дела в Национальном исследовательском Томском политехническом университете – вопрос перед неизбежно надвигающейся сессией далеко не праздный.

Наш разговор с заместителем проректора по образовательной и международной деятельности Е.Г. Язиковым.

– Егор Григорьевич, на Учёном совете был заслушан вопрос об итогах 2011/2012 учебного года. Не могли бы Вы остановиться на основных моментах презентации? Что принципиально нового, по сравнению с прошлым годом, произошло в работе Управления образовательной и международной деятельности?

– Начнём с того, что в вузе была создана новая структура – Институт социально-гуманитарных технологий. Четыре подразделения объединили в одно.

– Результат оправдал ожидания?

– Разумеется. Расчёт был на оперативную и грамотно сформулированную постановку перед новым коллективом задач, более крупномасштабное их решение, соответствие показателям Институтов технических. И это произошло. Объединение планировалось ещё три года назад. Так что решение не было спонтанным.

– Чем вызвано образование новых кафедр?

– В вузе порядка десяти кафедр, которые требуют того, чтобы стать более многочисленными. Как «держать марку» и соответствовать требованиям, выдвигаемым рейтингом, если в коллективе 5–7 человек? Несомненно, укрупнение и слияние с себе подобными пойдёт только на пользу. В этом смысле опыт, касающийся, к примеру, кафедр иностранных языков, которые были переданы в Институты – положительный пример. Когда зашла речь о том, чтобы иностранные языки изучали абсолютно все студенты-политехники, руководство вуза к однозначному мнению не пришло. Понятно, что сильные студенты, успевающие и учиться, и общественной работой заниматься, и ездить в академические обмены, безусловно, нуждаются в углубленном изучении языка. А вот так называемое «среднее звено», едва успевающее по основным дисциплинам, вполне может довольствоваться базовыми знаниями иностранных языков. Что уж говорить о тех 30 процентах, которые едва сводят концы с концами, чтобы вовремя закрыть сессию! Поэтому от «всеобуча» было принято решение отказаться – студенту предлагается сдать специальный тест, по результатам которого преподавателем делается вывод, что в дальнейшем заниматься с ним иностранным языком вплотную смысл есть. Кстати, рассчитывали на 30 процентов таковых, а оказалось, что в политехническом их – пятьдесят. Поэтому в ТПУ этот предмет и базового, и профессионального уровней.

Те, кто не прошёл тест, выбирают для себя факультативы, к примеру, по инженерному предпринимательству. Хотя, когда недавно на «Ярмарке вакансий» мы принимали представителей ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва» из Железногорска, те заявили без вариантов, что им нужны специалисты, владеющие иностранным языком если не в совершенстве, то на хорошем профессиональном уровне. Так что выбор за молодыми людьми – хочешь иметь престижную, достойно оплачиваемую профессию, изволь идти в ногу со временем и соответствовать требованиям работодателя.

– В этом году создан Центр управления контингентом студентов. Чем это было вызвано?

– Понятно, что Центральная приёмная комиссия и Центр довузовской подготовки стремились к достижению одной цели – привлечь в наш вуз как можно больше абитуриентов. Но это была не круглогодичная работа. ЦПК занималась сезонной охотой за выпускниками школ с помощью отборочных комиссий, Центр – подготовительными курсами старшеклассников для поступления в ТПУ. Особого контроля за этими направлениями не было, ведь важен был результат – конкурс в политехнический во время приёмной кампании.

Сейчас появилось третье направление – сохранность контингента студентов. К сожалению, на всех формах обучения в ТПУ ежегодно с мечтой о дипломе прощаются около трёх с половиной тысяч неслучившихся выпускников. Закономерно встаёт вопрос: почему? Вот в этом, в том числе, и заключается одна из функций созданного Центра – проанализировать причины.

Проблемный преподаватель? Есть и такие. Недисциплинированность «отцов» и «детей», человеческий фактор, непонимание и нежелание придти к компромиссу. И это тоже. Кстати, под опеку Центра попадают и недавно созданные летние и зимние школы, участие в которых приносит положительные результаты. Вот не сумел студент вовремя сделать лабораторную работу и сдать её. Можно понять преподавателя, которому персонально заниматься с прогульщиком, да ещё и в своё свободное время, совсем не хочется. Был вариант доплачивать за переработку дополнительно, но от него отказались с этической точке зрения. В этом смысле школы – вариант беспроигрышный. Не хотел в полную силу заниматься учёбой в семестре – работай в каникулы, будет что вспомнить и поделиться впечатлениями об «отдыхе» с одногруппниками, которые «от сессии до сессии живут хоть и весело», но не забывают, зачем пришли в вуз. Эффект от начинания ожидался бОльшим, но он всё же есть. Так что лиха беда начало!

– В презентации увидела информацию о том, что 57 аудиторий политехнического находятся в аварийном состоянии, возникает потребность в лекционных залах. Для такого огромного вуза, как наш, цифра как будто бы и не очень большая, и всё же…

– К сожалению, не хватает банального – денег. Если раньше вузу выделялось на капитальный ремонт до ста с лишним миллионов рублей, то теперь только 20. И это без оглядки на инфляцию. Пытаемся изыскивать средства, где только возможно. Большая надежда, и оправданная, на спонсоров. В этом году первостепенно необходимо было отремонтировать фасады главного и восьмого корпусов, ведь это «лицо» нашего политеха!

Что касается аудиторного фонда, то подключаем кафедры, лаборатории, которые тратят на ремонт деньги, в том числе и от полученных грантов, хоз.договоров. Неслучайно вопрос, который витает в воздухе уже несколько лет о строительстве нового учебного лабораторного корпуса, с каждым годом становится всё острее. И ведь идея-то замечательная – «нарастить» свечку возле НТБ, закольцевать новым зданием пустоту. Внутри сделать купол, под которым вплоть до оранжереи можно разбить, места отдыха студентов и преподавателей сделать, для многочисленных наших гостей, наконец. И это не маниловщина, а реальные планы.

– На полгода, исходя из данных презентации, увеличился средний возраст профессорско-преподавательского состава. Повод для беспокойства?

Это сведения по университету в среднем. Есть кафедры, где работает достаточно много молодёжи, а есть и такие, на которых выпускники из-за не очень презентабельной заработной платы после учёбы не остаются. Есть положительные примеры – кафедра «Бурение скважин» – тому яркое доказательство. Когда шёл отбор аспирантов на стипендии по 30 тысяч рублей в месяц от компании «ВиПи Эксплорэйшн Оперейтинг Компани Лимитед», то они были выделены двум претендентам именно с этой кафедры. Выбор был сделан не случайно: во время собеседования выпускники показались наиболее перспективными и, что немаловажно, верными своей Альма Матер, планирующими работать в Томском политехническом и на его благо.

– К главному вопросу интервью – к итогам экзаменационной сессии. По сравнению с прошлым годом показатели снизились?

– В прошлом году было принято решение предоставить возможность имеющим по два долга студентам продолжать обучение наравне с успевающими. Хотя риск определённый был, ведь и «хвосты» оставались, и новые проблемы неизбежно могли копиться.

Колоссальной поддержкой должна была выступить летняя школа. В целом по университету цифра составляла около двух тысяч должников. Первыми тревогу забили кураторы и преподаватели, по чьим дисциплинам больше всего было проблем. Ведь есть предметы, которые не терпят спонтанности, и если ты упустил что-либо в начале изучения, в середине уже и не поймешь, и не наверстаешь. В связи с этим в марте и было принято решение пойти на дополнительную ликвидацию долгов до 15 мая. И тем не менее на первое сентября этого учебного года мы имели 2880 неуспевающих. И, как это ни печально, задолженности слабо ликвидировались, поэтому фраза о том, что стоит стремиться к тому, чтобы изначально учиться, учиться и ещё раз учиться – не крылатое выражение, а то, что имеет под собой годами подтверждённую мудрость.

– По сравнению с прошлым годом снизилась качественная успеваемость. Чем это можно объяснить?

– В вузе разработаны три траектории: элитного обучения, базового и так называемого адаптированного. Так вот, откуда возьмётся хорошая успеваемость, если студенты постоянно пропускают занятия? Дали им возможность выбора в виде принятия самостоятельного решения о приходе на лекции, к сожалению, воспользовались ею большинство неправильно. К примеру, в том же ТУСУРе посещаемость студентами занятий была взята под бдительный контроль, и успеваемость сразу «поползла» вверх.

В этом смысле электронные журналы, которыми могут воспользоваться преподаватели-политехники – прекрасное подспорье для повышения успеваемости.

– 1288 студентов в прошлом году отчислено за неуспеваемость. Это много для вуза со статусом национального исследовательского?

– К сожалению, эта цифра не окончательная. На ректорате принято решение до зимней сессии проститься со всеми должниками, даже с теми, у кого не сдано лишь по одному экзамену. Все студенты и преподаватели с ним ознакомлены. Было время и собраться с мыслями, и сконцентрировать усилия, и всерьёз задуматься о последствиях. Кто не воспользовался, пусть ищет причину неприятностей в себе.

– К вопросу о прохождении студентами практик на предприятиях. 72 процента охваченных ими – это нормально? Насколько помню, прежде эта цифра была больше.

– Далеко ходить не надо – возьмём ТЭМЗ. 18 декабря у нас будет встреча с представителями «МПО работодателей Томской области», и в рамках подготовки к ней просмотрели статистику. В прошлом году на электромеханическом заводе проходили практику 129 студентов, а в этом – 21 человек. Почувствуйте разницу, как говорится. Не намного лучше обстоят дела на других предприятиях. Почему такой спад? Всё очень просто – доплаты наставникам, которые отвечали за работу с практикантами, просто-напросто убрали. Дополнительно и даром особо желающих заниматься с нашими ребятами в очередь не стоят, а чувствовать себя не особо желанными в рабочих коллективах никому не понравится. Вот так круг и замыкается – «низы» не хотят, потому что «верхи» не слишком могут. Или тоже не слишком хотят. Молодому специалисту готовы предложить 7–10 тысяч заработной платы, и это в то время, когда хорошо успевающий студент получает стипендию 20 тысяч. Вот и вся арифметика. В этом смысле вполне оправдано решение ректората о том, что при формировании бюджета на следующий год будут запланированы средства на организацию студенческих практик из расчёта не менее 10 млн рублей из средств федерального бюджета (2012 г. – 5,13 млн), и не менее 7 млн рублей – из внебюджета.

– Егор Григорьевич, к вопросу об электронном деканате, хотелось бы уточнить – это дополнительная нагрузка для преподавателя, хоть и, безусловно, приносящая положительные результаты, нашла больше сторонников, чем противников?

– Прежде всего, это дисциплинирует обе стороны. Раньше аттестация студентов происходила ежемесячно, а ныне – всего два раза в семестр, что не может не сказаться на объективности и возможности вовремя принять меры к устранению недостатков. Ведь не только студенты виноваты. Порой, чего греха таить, и среди преподавателей встречаются прогульщики или опаздывающие на лекцию. В прежние времена представители отдела безопасности и правопорядка брали на заметку тех, кто пришёл за знаниями и не смог вовремя зайти в аудиторию по причине отсутствия наставника. Сейчас эта практика утеряна.

Ещё одна проблема – непонимание некоторыми преподавателями необходимости разработки новых программ и курсов. Хотя это ведь дополнительный заработок, особенно на курсах ФПК. Берут устаревшие собственные конспекты и даже не удосуживаются их хоть немного модернизировать! А ведь время не стоит на месте и требует новшеств и переработки!

– По сравнению с прошлыми годами что-то принципиально новое в работе учебного управления появилось?

– Должен отметить, что пока мы работаем в переходный период, трудности неизбежны. Не секрет, что многие руководители относятся к бакалаврам и их выпускным работам как к промежуточному звену в подготовке конечного специалиста и не ищут способов более качественного их труда, уровень бакалавра не воспринимается как законченный уровень технического образования. Не всё гладко и с магистратурой. И хотя преподавателям нелегко перестраиваться в новой системе бакалавриата-магистратуры, сделать это придётся. Инновационный вуз других вариантов не предложит.

– Спасибо за беседу.

Галина ВЕНДЕЛЕВА