Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Задачи для новой России

Сделать инженерное образование в России в соответствии с задачами, поставленными в статье Владимира Путина «Нам нужна новая экономика» – такова была тема конференции, собравшей в Томском политехническом университете более ста представителей вузовского сообщества страны. В числе участников были также представители Совета Федерации, Госдумы, областной администрации.

СБЛИЗИТЬ ПОЗИЦИИ

Заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Виктор Кресс, сообщил, что 12 декабря верхняя палата парламента примет эстафету томской конференции и будет проводить слушания по той же теме инженерного образования в России.

– Пристальное внимание к этой теме продиктовано временем, – сказал сенатор. – Мы стоим на пороге очередной волны индустриализации страны. Указ Президента РФ запустил проект создания к 2020 году 25 миллионов современных высокотехнологичных рабочих мест, что требует кардинальной перестройки инженерного образования. Оно в последние годы столкнулось с вызовами глобального и отечественного характера, среди которых наиболее острыми являются переход на Болонскую систему подготовки специалистов, конкуренция на мировом рынке инженерного труда в связи со вступлением России в ВТО, резкое снижение престижа инженерного труда.

С основными докладами на конференции выступили ректор ТПУ Пётр Чубик и президент Ассоциации инженерного образования Юрий Похолков. От имени Гос.думы конференцию приветствовал член комитета по образованию Ахмат Эркенов, а от имени губернатора региона – начальник департамента областной администрации Алексей Пушкаренко.

«ХОРОШИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ СТАРТА»

– Несмотря на 116-летний возраст Томского политехнического университета, – сказал Пётр Чубик, – мы формируем и воплощаем в жизнь современную стратегию развития высшей инженерной школы. Вуз первым в России получил право сертифицировать профессиональных инженеров, с 2004 года действуют программа элитного технического образования, у нас 12 магистерских программ уровня «двойной диплом» с ведущими университетами Европы, а также магистерские программы для высокотехнологичных российских компаний. Ежегодный спрос на выпускников ТПУ более чем в 1,5 раза превышает их число. В прошлом году вуз вошёл в мировой рейтинг лучших университетов.

– Но я бы сейчас не стоял за этой трибуной, – продолжал Пётр Савельевич, – если не было, о чём волноваться. – Мы все в этом зале должны, говоря на языке наших студентов, «взломать мозг» для того, чтобы ответить на вопрос о том, как улучшить инженерное образование. Одна из ключевых причин отставания наших вузов в мировых рейтингах, на мой взгляд, – узкая отраслевая специализация в обучении и научных исследованиях. Зарубежные университеты-лидеры исповедуют междисциплинарность, обеспечивая разработку всех прорывных технологий, начиная со студенческой скамьи. Кроме того, общий для всех развитых стран невысокий конкурс на инженерные специальности у нас стране осложняется еще и 20-летием технологического застоя.

Профессия инженера мало востребована и невысоко оплачивается по сравнению с банковскими служащими, юристами, топ-менеджерами. Это мы видим и в ТПУ, где очень большой конкурс на нефтегазовое дело.

Почему? Потому что выпускников этого направления ждут высокие зарплаты. Предложения повысить престижность профессии, сократив число студентов, не пройдут. Массовость высшего образования – мировая тенденция, ибо это главный социальный лифт. Россия – самая образованная страна, у нас имеют высшее образование 54 %, в США – 42 %. И все же надо признать, что такой концентрации талантов на технические специальности, как в советское время, уже никогда не будет.

Высказался ректор и по поводу критики некоторыми экспертами перехода на уровневую систему. «Считаю, – сказал Пётр Чубик, –что в условиях массового образования именно уровневая подготовка даёт возможность на втором уровне плодотворно работать с талантливыми студентами. В этом году в магистратуру ТПУ поступили выпускники 55 вузов! Проблемы, связанные с бакалавриатом, в нашем вузе тоже разрешены. Мы выясняем с помощью тестов сильных, средних и слабых абитуриентов и выравниваем знания последних с помощью специальных курсов».

Вступление в ВТО, по мнению ректора, для инженерного образования не создаст проблем в случае аккредитации образовательных программ и сертификации инженерного труда. «Россия в следующем году, – напомнил ректор ТПУ, – будет представлена во всех международных аккредитующих и сертифицирующих организациях. К 2018 году мы планируем 45 % наших программ провести через процедуру международной аккредитации. Но России нужен Закон об инженерной деятельности, чтобы такая процедура аккредитации была не из разряда любительских, а профессиональной. В этом плане у нас хорошие условия для старта».

ИНЖЕНЕРУ НУЖЕН ЗАКОН

Юрий Похолков представил на конференции Доктрину опережающего инженерного образования России. В первую очередь она предполагает разработку и принятие Закона «Об инженерной деятельности в России». Это, по сути, регламент требований к квалификации инженера, его права и обязанности.

Доктрина предусматривает обязательный экзамен по физике на ЕГЭ и создание специальных гимназий, окончание которых даёт право учиться в университете. Следующие условия: повышение зарплаты педагогам технических дисциплин и точных наук, приоритетное финансирование развития материальной базы технических вузов, привлечение опытных отечественных и зарубежных экспертов и профессоров, включая разработку ими образовательных программ. И ещё необходимо стимулировать участие работодателей в подготовке специалистов в области техники технологии, инвестиция ими инженерного образования.

Похолков рассказал о встрече с руководителем одной немецкой компании, в которой работает выпускник ТПУ Николай Фризен. Когда он предложил свои услуги, его спросили, что он умеет. «Могу решать проблемы», – ответил Николай. Шеф компании удивился – до сих пор новички на такое не замахивались. Но предложил несколько проблем своего производства, и Николай действительно их решил. «Вот такие инженеры, умеющие решать проблемы, нужны новой России», – заключил Ю.П. Похолков.

Соломон ВЫГОН