Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Становление и развитие…настоящее и будущее института

Начальник отдела ИДО, заслуженный работник высшего образования РФ
А.Ф. ФЁДОРОВ.

Объективные причины, сложившиеся в заочном высшем образовании в ТПУ к средине 90-х годов прошлого века, потребовали обновления традиционной технологии обучения за счёт внедрения дистанционных технологий, приближения места обучения к месту жительства студента, обеспечения учебно-методическими материалами, совершенствования рутинной работы деканатов и т.д.

В 1996 году по распоряжению ректора университета Ю.П. Похолкова был разработан вариант концепции развития заочного образования с использованием дистанционных технологий и было принято решение об открытии Центра дистанционного образования (ЦДО) на базе заочного энергомеханического факультета. В 1997 году осуществили реорганизацию структуры заочного образования: заочные энергомеханический и электротехнический факультеты были расформированы с переводом студентов в ЦДО.

В соответствии с действовавшим в России Законодательством, были открыты представительства ТПУ в городах Мыски, Новокузнецке, Новосибирске, Абакане, Зеленогорске, Саяногорске, Тайге, Стрежевом, Петропавловске (Республика Казахстан).

Была проведена большая работа по аренде помещений, по оборудованию представительств компьютерными классами, библиотеками, специализированными аудиториями, лабораториями. Издательство университета стало издавать в год 40-50 учебных пособий, написанных преподавателями университета для заочников, и 150-200 наименований рабочих программ.

Штат ЦДО удалось укомплектовать опытными и квалифицированными сотрудниками. К уже работавшим сотрудникам заочных факультетов (Е.П. Михаевич, А.Н. Бурнашев, Г.Н. Андреева, Е.П. Яровая, И.Ф. Курец), присоединились В.П. Арефьев, Д.Ю. Кузнецов, Ю.А. Смирнов, Г.Б. Бжицкая, И.С. Шмырин. По мере развития потребностей в штат ИДО пришли О.С. Вадутов, А.И. Гаврилин, В.А. Стародубцев, Г.Г. Криницин, Н.В. Худинова, Н.М. Филиппенко, А.И. Сондор, Н.Т. Арутюнова, квалифицированные программисты и инженеры.

Сразу было принято решение о создании сайта ЦДО и электронных учебных пособий.

Чтобы повысить качество предоставляемых студентам образовательных услуг, Ученым советом университета была утверждена очно-заочная форма обучения на базе представительств и филиалов. Это позволяло направлять для проведения занятий в филиалы и представительства самых опытных преподавателей и реализовать не только преподавание, но и обучение студентов. Ответственно и заинтересованно к организации образовательного процесса относились директора филиалов и представительств (И.А. Солодовникова, Г.А. Киреева, Т.Ю. Беспалова, Г.С. Геращенко и др.)

Эти меры сразу дали большую отдачу – поток абитуриентов резко увеличился. Отзывы об организации образовательной деятельности со стороны студентов были самые хорошие. Это позволяло университету без особых трудностей получать разрешение управлений образования регионов на проведение занятий в представительствах.

Учитывая положительные тенденции развития и достигнутые успехи в работе, приказом ректора от 12 мая 2000 года № 107/од на основании решения Ученого совета университета центр дистанционного образования был преобразован в Институт дистанционного образования (ИДО). Открывались новые представительства в городах Анжеро-Судженске, Кемерове, Северске, открыт филиал в Новокузнецке, представительство в с. Кривошеино.

Организован учебный процесс по экономическим и гуманитарным специальностям, расширен перечень специальностей для подготовки инженеров в соответствии с потребностями жителей Западно-Сибирского региона и возможностями университета.

В 2002 году Институт дистанционного образования прошёл оценку и регистрацию уполномоченной организацией NQA на соответствие требованием стандарта BS EN ISO 9001: 2000.

В 8-ом корпусе Институту стало тесно, подразделения были расположены на разных этажах в приспособленных помещениях. По приказу ректора Ю.П. Похолкова в 2002 году Институту был передан 5 корпус, ремонт которого был завершён в 2003 году.

С целью организации работ по внедрению дистанционных компьютерных технологий в учебный процесс в составе ИДО был создан Центр дистанционных технологий, директором которого был назначен Д.Ю. Кузнецов, затем его сменил Л.К. Бурулько.

Работу по организации деятельности филиалов и представительств возглавил А.В. Аристов.

Удалось убедить ректора Ю.П. Похолкова в необходимости решения проблемы с поселением студентов в общежития. В результате Институту был передан второй этаж общежития по ул. Вершинина, 46, выделены комнаты в общежитиях по пр. Кирова, 2 и 4. Был выполнен капитальный ремонт всех помещений второго этажа, приобретены новая мебель и постельные принадлежности.

К концу 2007 года институт дистанционного образования превратился в крупное подразделение ТПУ, в составе которого работали учебные отделы, методический отдел, компьютерный класс, телестудия, студия Internet, библиотека, сайт ИДО, центр дистанционных технологий, три филиала и 11 представительств. В представительства и филиалы стали регулярно транслировать по телевизионному каналу лекции преподавателей в интерактивном режиме. Для этого было приобретено соответствующее оборудование, разработана технология проведения занятий со студентами ИДО в рамках действующего законодательства РФ.

Сотрудниками института под руководством Д.Ю. Кузнецова создан программный продукт «Электронный институт», который значительно повышает качество и производительность труда специалистов, работающих непосредственно с документами, отражающими ход учебного процесса.

Количество обучающихся на бюджетной и договорной основе студентов превысило 9500. Издано около 400 наименований учебных пособий, разработано большое количество электронных пособий. Большое количество учебных пособий было приобретено вузами России и Казахстана. Четыре сотрудника Д.Ю. Кузнецов, И.С. Шмырин, Н.Н. Кулебакина, С.М. Цыганкова защитили кандидатские диссертации, а В.А. Стародубцев защитил докторскую диссертацию. Статьи сотрудников ИДО охотно публиковали научные журналы, в том числе и журнал «Открытое образование». Сотрудники института А.В. Аристов, Е.П. Михаевич, А.И. Гаврилин, О.С. Вадутов, Л.К. Бурулько получили звания Почётных работников высшего образования РФ.

Выпуск специалистов с 314 человек в 2000 году вырос до 1295 в 2007 году, причём 38 выпускников 2007 года получили дипломы с отличием.

Все эти достижения стали возможными в результате внимательного отношения руководства университета к проблемам ИДО и высокой квалификации и самоотверженного труда сотрудников ИДО и преподавателей университета.

В связи с десятилетием со дня образования ИДО позвольте поздравить весь коллектив Института и пожелать успехов в работе!

Директор Института дистанционного образования, профессор, доктор технических наук
Качин Сергей Ильич

Вступление в должность директора ИДО Качина С.И. в январе 2008 г. совпало с коренными изменениями в сфере образовательной деятельности на базе представительств вузов в регионах. Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным 14 февраля 2008 г., было полностью исключено осуществление в представительствах вузов самостоятельной образовательной, научной, хозяйственной, социальной или иной деятельности. На момент принятия указанного Типового положения в представительствах ИДО ТПУ обучалось 2139 студентов с привлечением преподавателей базового вуза для проведения консультаций, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

В целях выполнения обязательств ТПУ перед студентами, обучающимися в представительствах, учебным управлением и руководством ИДО было принято непростое решение о переводе указанной категории студентов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по месту жительства в предельно сжатые сроки. Для этого потребовалось в экстренном порядке решить целый ряд организационных и методических вопросов: необходимость подготовки учебно-методических комплексов для реализации ДОТ (отсутствовало 19 рабочих программ, 76 учебных пособий, 8 методических указаний по курсовой работе, 12 виртуальных лабораторных работ по химии, 100% АПИМ – аттестационно-педагогических измерительных материалов); необходимость подготовки технического обеспечения технологического процесса образовательной деятельности с использованием ДОТ, включая создание диспетчерской службы и специализированных программных продуктов, оснащение необходимыми техническими средствами служб ИДО; подготовку персонала представительств к организационному и техническому сопровождению обучения с использованием ДОТ; обучение студентов работе в новых условиях (до 60% студентов не владело офисными пакетами, большинство студентов не владело специальным программным обеспечением); подготовку преподавателей к образовательной деятельности с использованием ДОТ (до 58% ППС были не готовы к работе в электронной образовательной среде); обеспечение нормативной базы для реализации ДОТ, формирования учебной нагрузки с использованием ДОТ и оплаты работы ППС с использованием ДОТ, подготовку специализированных учебных графиков реализации образовательной деятельности с использованием ДОТ.

В результате напряженной и кропотливой работы совместными усилиями ППС, УУ, служб ИДО, персонала представительств ТПУ в 2008/2009 уч. году была решена задача первого этапа введения ДОТ в заочную форму обучения – реализовано обучение с использованием ДОТ в полном объеме по месту жительства студентов в регионах расположения представительств. На ДОТ в полном объеме в 2008/2009 учебном году было переведено 1339 студентов 1-3 курсов, обучающихся по 7 гуманитарным и экономическим специальностям (918), и 1-2 курсов по 9 техническим специальностям (421). Образовательный процесс с использованием ДОТ базировался на использовании совокупности кейс-технологий и интернет-технологий, в нем участвовало 147 преподавателей по 145 дисциплинам с 37 кафедр. Социологический опрос показал, что большинство студентов оценили основные преимущества ДОТ: возможность обучения по месту жительства в гибком режиме и без отрыва от работы. Более 60% опрошенных преподавателей в той или иной степени отметили перспективу дальнейшего использования ДОТ в учебном процессе ТПУ, а более 90% опрошенных преподавателей выразили готовность повышать собственную квалификацию по методологии и технологиям ДОТ, что вселяет оптимизм относительно перспектив развития ДОТ в ТПУ.

С 2009/2010 уч. года выполняется второй этап введения ДОТ в заочную форму обучения, предусматривающий расширение номенклатуры специальностей, обеспечиваемых с использованием ДОТ в полном объеме и повышение качества образовательного процесса с использованием ДОТ. В настоящее время обучение с использованием ДОТ в полном объеме осуществляется по 24 специальностям: на 1-3 курсах по 8 специальностям гуманитарно-экономических профилей и на 1-2 курсах по 16 техническим специальностям.

С 2010/2011 учебного года ДОТ будут распространены на 4-й курс по 8 гуманитарно-экономическим специальностям. Это было бы невозможно без кардинального увеличения учебно-методической продукции. Так, например, производство электронных учебных курсов, лекционных видеокурсов и разработка виртуальных лабораторных работ возросли в 4-5 раз в сравнении с предыдущими годами, практически заново создается и постоянно актуализируется база АПИМ. Наряду с этим в ИДО активно развиваются новые направления образовательной деятельности: подготовка учебных видеофильмов (пособий), развитие системы видео по запросу, проведение видеотрансляций учебных занятий с использованием видеоконференцсвязи, введение в учебный процесс вебинаров (интерактивных семинаров в сети Интернет), являющихся перспективным инструментом повышения эффективности взаимодействия ППС со студентами и, соответственно, качества предоставляемых образовательных услуг. В ИДО разработана и совместно с кафедрами реализуется система мероприятий, которая позволит, начиная с приема 2010/2011 уч. года, существенно повысить уровень вовлеченности студентов в активный учебный процесс с использованием ДОТ в соответствии с утвержденными планами-графиками изучения дисциплин и системой рейтинговой оценки.

В перспективе развитие ДОТ в ИДО ТПУ предлагается осуществлять на основе модели смешанного обучения, которая предполагает сочетание традиционного учебного процесса с использованием ДОТ. Эффективность данной модели подтверждается ее успешным практическим применением в большинстве западных учебных заведений и успешных компаний. При использовании модели смешанного обучения роль ППС существенно повышается и видоизменяется, поскольку предполагается постановка перед обучающимися новых задач, связанных с использованием их творческого и инновационного потенциала, а также с ориентированием на активное самообучение. В соответствии с данной моделью на первом этапе обучение реализуется с использованием ДОТ в полном объеме (1,2,3 курсы для технических специальностей и 1,2,3,4 для гуманитарных и экономических специальностей), а на втором этапе сочетается обучение с использованием модулей ДОТ по отдельным дисциплинам или части дисциплин с очным участием студентов в сокращенных (объединенных) экзаменационно-лабораторных сессиях непосредственно в стенах ТПУ. Преимуществом данной модели обучения является сокращение потребностей в аудиторном фонде и в местах в общежитиях, а также повышение качества обучения вследствие планомерного взаимодействия ППС со студентами в межсессионный период с использованием информационной образовательной среды ТПУ.

Для достижения поставленных целей предстоит решить комплекс организационных, методических, технологических, технических и других задач, среди которых первоочередными являются: создание в ТПУ Координационного совета по электронному обучению с целью обеспечения комплексного подхода к развитию и внедрению информационных образовательных технологий в учебный процесс, анализа и координации деятельности подразделений в сфере дистанционного обучения; подготовка ППС к использованию ДОТ и их привлечение к реализации ДОТ на долговременной основе с целью повышения качества создаваемых учебно-методических материалов и уровня организации учебного процесса; совершенствование программного обеспечения для администрирования учебного процесса через портальные технологии, развитие сайта ИДО; создание агентской сети ТПУ в регионах с функциями набора студентов и их организационного сопровождения в процессе обучения с использованием ДОТ; создание системы стимулирования структурных подразделений к использованию ДОТ, открытию направлений, специальностей, магистерских программ по ДОТ.

Хочется пожелать коллективу ИДО, не раз подтверждавшему свой профессионализм и способность к решению сложных проблем в сжатые сроки, достижения намеченных ориентиров, способствующих усилению ТПУ как передового технического университета России.