Поводом для этой публикации стал факт личной биографии одного из перспективных исследователей ТПУ, идущих в большую науку траекторией, принятой в Международной лаборатории математической физики кафедры высшей математики и математической физики ЕНМФ.
Для справки: в 2009 году лаборатория опубликовала 15 статей в журналах с высоким импакт-фактором, что составляет довольно существенную часть публикаций, суммирующих общеуниверситетские достижения по году.
Теперь, собственно, о нашем молодом исследователе. Это – старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Игорь Самсонов. Успешно работает в лаборатории мат.физики с 2002 года, «один из ярких представителей молодой генерации томских теоретиков», как характеризует своего коллегу заведующий лабораторией, профессор А.В. Галажинский:
– На примере Игоря Борисовича можно видеть, как должен быть организован воспитательный и научно-исследовательский процесс, который ведёт к заметным – по самой высокой планке – результатам!
Правильность траектории опытным путём установлена в МЛМФ и держится на трёх китах: качественное базовое образование, признанная научная школа, достаточный этап стажировок за рубежом, в течение которых идёт наработка материала для докторской и, наконец, защита (в МЛМФ средний возраст получивших докторскую степень - 34 года).
В случае Самсонова – все составляющие. Первое: воспитанник школы профессора И.Л. Бухбиндера (известный эксперт в области квантовой теории поля). Мало того, Иосиф Львович – научный руководитель Самсонова по кандидатской, одним из оппонентов был профессор А.В. Галажинский. Собственно впечатление от квалификационной работы соискателя явилось посылом к тому, что И.Б. Самсонов был приглашён в лабораторию.
Получал поддержку разных фондов (FP7, Александра фон Гумбольдта), престижных грантов и стипендий. В частности, в 2006-м стал одним из 12 томских стипендиатов совместного конкурса ИНТАС и Совета ректоров, прошёл стажировку в Национальном институте ядерной физики Республики Италия.
Недавняя победа – стипендия фонда «Династия». Диплом и сейчас висит над рабочим столом – как артефакт негосударственной поддержки молодых учёных со степенью кандидата наук. Грант курирует теоретический отдел Физического института РАН, к тому же на кандидатов, работающих за Уралом, выделяются единичные стипендии, одну завоевал Игорь Самсонов.
Все публикации, им подготовленные, выходят в журналах с высоким импакт-фактором, известны специалистам, активно цитируются. Последние (по дате выхода в свет) две статьи опубликованы в электронном Journal of High Energy Physics, импакт-фактор которого составляет 5,375.
Самого автора застал сразу по возвращении из четырёхнедельной стажировки в Институте теоретической физики (Университет Ганновера) в Германии. Спрашиваю, как там кризис?
«В университете внешне ничего не изменилось… – отвечает. – Цены на повседневные товары по сравнению с прошлым годом не поднялись. Побывал там в порядке плановой работы над немецко-российским грантом, соисполнителем которого, наряду с профессором Галажинским и группой исследователей других стран – являюсь.
Куратор с немецкой стороны – профессор Олаф Лехтенфельд (Olaf Lehtenfeld), встречаемся как старые знакомые. В течение стажировки удалось довести до завершения одну из задач. Дома это сложно, мелочи отвлекают, а там можно сконцентрироваться. Сейчас буду готовить материал к публикации – это основной результат. Есть рабочее название.
В Ганновере сделал одно небезынтересное наблюдение: аспиранты, защиты которых проходят в европейских (в тех же немецких) университетах, обладают значительно более широким кругозором, генерируют оригинальные подходы и могут многое другое, чем выгодно отличаются от российских коллег, которые защищаются в своих советах, не выезжая за пределы РФ.
Это, конечно, не 100-процентно, но есть…»
Теперь, собственно, об уроках, точнее – одном, но важном.
Добавлю лишь вдогонку, что Игорь Самсонов зачислен в докторантуру ТПУ. И, по-хорошему, подобную траекторию имеет смысл тиражировать. Ведь когда молодой учёный едет за рубеж, то в процессе сотрудничества с маститым своим коллегой не только подтягивает квалификацию, но и «садится» на актуальное направление. В итоге после n+1 поездки возвращается высококлассный специалист.
В лаборатории этим путём прошли профессора Галажинский и Фикс… Игорь Борисович – третий: мобильный, активный участник конференций, семинаров, два последних доклада озвучены в Imperial College London и University of Cambridge, настоящий исследователь и энтузиаст – И чего в наше прагматичное время практически не встретишь! – исключительно предан науке. До Нового года подал документы на участие в программе «Кадровый резерв ТПУ» и прошёл.
Все эти моменты важны для нас вот в каком смысле. Покуда ситуация в университете такова, что защищающихся до 40 лет не так много, как хотелось бы. Из тех же, кому это удалось по программе «Кадровый резерв ТПУ» – значительное число либо успешно перешли на административную работу, либо «остыли» в плане исследований по другим причинам. В результате активно работающих в науке молодых докторов – единицы.
В связи с этим возникает вопрос-предложение. Безусловно, «Группа подготовки докторов» есть, и программа «КР ТПУ» делает своё дело. К слову, на «докторский конкурс», итоги которого подвели в первых числах февраля, было подано 60 заявок. Из них машинным способом по максимальному числу баллов отобрали только 40. Но…
Уж коли в программе Национально-исследовательского университета ресурсоэффективных технологий одним из приоритетов заявлена связка «наука-образование», то нельзя ли дополнительно реализовать некий механизм поддержки молодых учёных – исключительно под цели создания ими собственной научной группы.
Допустим, грант: сроком на 3-5 лет, в русле ПНР. Причём – адресно и точечно, для тех, у кого есть высокая динамика роста, наработаны связи с известными экспертами мирового класса, кто везёт из зарубежных стажировок новые знания, привнося актуальную тематику, и кто по определению не будет потерян для российской науки.
Таких немного, но на первых порах молодому доктору наук (о чём, безусловно, знает старшее поколение) финансовая поддержка для привлечения молодёжи ой, как требуется, не говоря о затратах нематериальных. Политехники, прошедшие подобный этап, утверждают, что в одиночку делать ЭТО крайне: a) сложно; б) долго; в) невыгодно. Соответственно, без группы – любо-дорого и без хлопот.
С другой стороны, практика такова, что если взять под крыло студента 3-го курса, то чтобы подтянуть его до нужного уровня (при напряжённой работе, постоянном поиске средств, борьбе с неустроенностью и прочее, и прочее) уйдёт 8 лет – минимум. Так что при самом благоприятном течении на создание группы из трёх человек потенциальному руководителю надо положить 10 лет жизни.
Не потому ли абсолютное большинство профессоров университета так и остаются одиночками?
О.Н. ПЛОТНИКОВ.