/// Вспоминая В. Мессинга ///
На канале «Россия» идет телевизионный сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Смотрю, потому что это история Европы и нашей страны в довоенное, военное и послевоенное время, показанная через жизнь красивого, честного, благородного человека, каким был Вольф Мессинг.
Не исключаю определенной доли художественного вымысла, шероховатостей, но смотрю с большим интересом и вижу в главном персонаже, несмотря на его великий дар, ребенка – незащищенного, доброго, любящего жизнь и всех его окружающих. И в этом большой смысл: до последних дней большинство из нас остаются детьми – открытыми, непредсказуемыми, уязвимыми и нуждающимися в защите, надо только это увидеть.
А тогда, в студенческие годы, мне посчастливилось побывать на одном из концертов В. Мессинга и даже на сцене давать ему задание. Это был 1961 год. На афише: «Вольф Мессинг. Психологические опыты». Концерт проходил в Доме офицеров. Мы тогда были второкурсниками (гр. 629, ТЭФ, ТПИ). Мы собирались пойти втроём – Галя Крониковская, Света Ковина и я. Примерно понимая содержание зрелища, решили принять в нем участие следующим образом: мы с Галей покупаем билеты и занимаем свои места в зале, а Светлана (без билета) остается внизу, в вестибюле и стоит около зеркала, в руках у неё сумочка, а в ней – логарифмическая линейка.
Начался концерт. В.Мессинг приглашает на сцену желающих выступить в качестве проводников. Я выхожу. Смотрю на него и мысленно прошу его спуститься в вестибюль и пригласить на сцену девушку, что стоит у зеркала. Когда это было сделано, я «прошу» достать из её сумочки линейку, пере множить на ней два числа и сказать ответ.
Он, действительно, достал линейку, но на его лице я увидела смятение. Мессинг сказал, что не знает этого устройства, чтобы выполнить на нем умножение. Продолжать задание я не стала, чувствуя вину и перед ним, и перед зрителями. Потом мы втроём спустились в зал, и Вольф Григорьевич посадил Светлану на свободное место.
Видимо, это было для меня таким потрясением, что в памяти ничего больше не сохранилось с этого концерта, пожалуй, только, кроме рассказа В. Мессинга о том, как он еще мальчишкой ехал без билета в поезде в Варшаву и от страха показал проходящему контролёру вместо билета клочок газеты, и тот, приняв его за билет, оставил мальчика в вагоне. Кстати, этот эпизод есть в телесериале.
Лидия КОНОВАЛОВА, пенсионер ТЭФ, доцент.