Во-первых, геологоразведочные и горнодобывающие предприятия при обработке геоинформации пользуют разное ПО. Во-вторых, требования по представлению цифровых материалов в фонды разных уровней (территориальный, Росгеолфонд, НРС) не унифицированы. В-третьих, высшая школа не сфокусировалась на ГИС-технологиях. И, в-четвёртых, специалист, не владеющий ГИС, бесперспективен.
При том, что ГИС – это не просто еще один производственный навык, это универсальный инструмент исследователя. Функции пространственного анализа применяются в более чем 100 дисциплинах, охватывающих большинство направлений научных и прикладных исследований.
Опыт показывает, что ресурсоэффективно ГИС-технологии реализуются там, где разумно сотрудничают вузы, власть, ведомства и коммерческие предприятия (в первую очередь это Петербургский технический, Петрозаводский и Саратовский классические университеты).
С другой стороны, как СИСТЕМЫ профессиональной подготовки и переподготовки ГИС-специалистов – нет. Понятно, почему нет таковых и у недропользователей. Иными словами, практики не знают, как применять ГИС-технологии (какие данные необходимы для исследований, какие – для принятия решений и т.д., и т.п.). А что же «теоретики», в смысле представители высшей школы вообще и НИУ РЭТ ТПУ в частности?
Вот что по этому поводу говорит заместитель директора по НР и инновациям ИГНД Виктор Домаренко: «Промышленность и наука требуют, чтобы спец не азы знал, а пришёл в производственную структуру с конкретными навыками построения и создания моделей. А вот этому мы, к сожалению, и не учим. Мы своим студентам говорим: есть вот такой программный продукт… И всё. Ученье на этом заканчивается. Но дело-то в том, что такой подход не развивает собственно умения и навыки геолого-геофизического моделирования месторождений, например…»
Иными словами, высшее геологическое надо дополнить так, чтобы молодые специалисты были полностью готовы к работе в среде компьютерных технологий. Причём, не только создавали поисковые модели, но и моделировали собственно добычу, обращаясь с ГИС как с авторучкой. Буквально в четыре действия – пришёл, нашёл, оценил, передал недропользователю (в нужном формате и со всеми базами данных).
В июне 2008 года Учёный совет ИГНД с подачи Управления по недропользованию по Томской области (Томскнедра), Администрации области и других принял решение: создать УНПЦ «ГИС технологии» как элемент «системы подготовки специалистов и решения научно-технических задач в области геологии и нефтегазового дела с использованием геоинформационных технологий».
С тех пор предпринят ряд практических шагов по ресурсно-материальному обеспечению работы УНПЦ. Директором Центра Е.П. Янкович (кстати, пока что Центр действует в единственном числе) получен сертификат на обучение пользованию программными продуктами Института исследований окружающей среды (ESPRI, США).
Разработаны три курса «Инструменты и функциональность» (24 ч.), «Рабочие процессы и анализ» (16 ч.), «Введение в геоинформационные технологии. Основы работы в программе ArcGIS» (72 часа).
ФГУГП «Урангеологоразведка» предоставил топооснову для использования в учебных целях.
Есть первые 19 сотрудников ИГНД, которые даже от 16-часового курса впечатлились, и весьма. Впрочем, вот их мнения.
Ольга Зятева (доцент кафедры ГИГЭ): «Очень нужно, жизненно необходимо! Молодые быстро улавливают, а для меня это – новое, мне сложнее. Но, с другой стороны, как преподавать, если не знаешь и не владеешь. Я же должна показывать, что это: а) интересно; б) важно; в) нужно в профессии…»
Роман Гаврилов (доцент кафедры ГРПИ): «…с удовольствием продолжил бы, хорошо, что есть Центр, но теперь нужно осваивать программный продукт, работать с ним постоянно, иначе всё забывается. По сути, то же происходит с освоением нового языка: ты знаешь, пока погружён в языковую среду. Стоит остановиться – забыл. Так что это процесс, и то, что он начат – здорово!»
В октябре выездная сессия Совета УМО, проходившая в Томске на базе ИГНД, отметила наш опыт организации углубленной подготовки в области ГИС-технологий, поскольку это «…значительно повысит эффективность и востребованность специалистов высшей школы на рынке труда, позволит выпускникам вузов моментально включиться в производственный процесс, а именно, найти месторождение и дать ему высококвалифицированную оценку на уровне современных наукоёмких технологий и будет способствовать усилению инновационной ориентации…»
Вроде бы, всё хорошо, первые шаги сделаны, но в целом ситуация оставляет желать лучшего. Нужно ли ещё раз перечитать недавнее послание президента, чтобы понять, что и как нужно делать институту, действующему в составе НИУ РЭТ «ТПУ». Или и так ясно, что НАДО:
И главное: надо двигаться в этом направлении семимильными шагами, а иначе – та самая дисграфия (как неспособность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта).
О.Н. ПЛОТНИКОВ.