Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Читая старую книгу приказов

Первые книги приказов, хранящиеся в университетском архиве, датированы сентябрем 1930 года. Эти истонченные, хрупкие листы – тот самый исторический артефакт, доносящий до нас колорит непростого времени. Поздняя осень 1930 года. Сибирский геологоразведочный институт… Попробуем протянуть из тех далеких дней одну историческую параллель.

(Орфография и стилистика оригиналов сохранены.)

Приказ №59 от 23 октября 1930 г.

«Нижеперечисленным студентам 1-го курса Сибирского Геолого-Разведочного института за систематическое непосещение учебных занятий по военному делу по неуважительной причине во вторую декаду военного семестра объявляю выговор с предупреждением, что при дальнейшей неявке на занятия будут отведены из состава студентов СибГР и-та». (Далее следует список из 10 фамилий).

Приказ №78 от 24 ноября 1930 года

Этот приказ выбивается из общего контекста. Констатирующая и постановляющая часть занимают три печатных страницы текста! «О безответственности студентов, о недостаточном контроле со стороны преподавательского состава за успеваемостью студентов и о слабом общественном воздействии на студентов со стороны Профорганизации». Как всё же эмоции могут пробиться сквозь броню официально-делового стиля!

«Сроки ликвидации задолженностей, установленных при регистрации, проходят, но студенты свои обязательства не выполняют». Далее директор института, продолжая отповедь в духе времени, использует инструмент идеологического воздействия: «Обращение ЦК РКП(б) от 8 сентября с.г. призывает всех трудящихся к напряженной работе по ликвидации всех прорывов. Студенты института, обсуждая обращение ЦК ВКП(б), обещались выполнить его». За доброй порцией идеологического давления следует подробный план мероприятий: проверить, усилить, доложить, проконтролировать.

И в доказательство серьезности намерений администрации далее-таки следует очередной приказ об отчислении: «Студента 3 курса Ш. с 16-го сего февраля исключить из студентов за неявку на учебу в начале учебного года».

Мощная идеология тех лет, напичканная формализмом для тоталитарного прочищения мозгов пролетарского студенчества, явно грешила несостоятельностью, вот и приходилось говорить лишь о «слабом общественном воздействии» учебно-воспитательной системы тех лет. Доказательства? Приказы об отчислениях студентов за прогулы и академические задолженности следуют один за другим.

Почти через восемьдесят лет проблемы в сознании студенчества, связанные с учебной дисциплиной, будут решать студсоветы, институты кураторства, кафедры, деканаты. Высоким уровнем мотивации и самосознания отличается не каждая голова и в наше время. Потому об искоренении из университетской среды этого нежелательного явления – неуспеваемости – рапортовать, увы, не приходится.


Нет приказам «Студенты – на вылет»!

Юрий Иванович ТЮРИН, декан ЕНМФ:


– Ситуация с сохранностью контингента студентов очень непростая. ЕНМФ обеспечивает фундаментальную подготовку по физике, математике, химии всех студентов ТПУ 1–2 курсов. А положение таково, что именно по этим предметам отстают (а потом бывают отчислены) первокурсники, вследствие их слабой школьной подготовки. Один из способов, успешно у нас применяемых, – компенсирующие курсы по математике, физике, а в перспективе планируется проведение дополнительных занятий и по химии. Данные курсы отчасти устраняют недостатки базовой школьной подготовки по циклу естественнонаучных дисциплин, что позволяет ребятам на первых этапах обучения выровняться и брать планку вуза. Это затратный для ТПУ способ, но на сегодняшний день самый эффективный. Дальше – подбор преподавателей общенаучных кафедр.

Устоявшийся педколлектив, сохраняющий многолетние традиции бережного отношения к студентам: студента надо учить, возиться с ним, тогда будет результат. Ни в коем случае не спешить с отчислением, ведь можно поломать человеку жизнь. Стараться создать максимально благоприятные условия для учебы, включая широкое внедрение электронных технологий для самостоятельной работы студентов – задача номер один для преподавательского коллектива.

И еще один существенный фактор: необходима более серьезная работа по отбору абитуриентов, исключающая «случайное попадание». Здесь особая роль должна отводиться физмат.школам, школам с углубленным изучением предметов, лицеям. Так, программа НИУ ТПУ предполагает создание на его базе лицея. Важно, чтобы по окончании обучения лицеисты выбирали именно наш вуз.

Думаю, что категория НИУ, полученная ТПУ, поможет в дальнейшем привлечь в ряды наших студентов лучших из лучших. А пока в силе остается старая добрая система воспитания. Акценты должны делаться на работе с родителями, индивидуальном подходе к каждому, тактике удерживания с использованием всех механизмов воздействия, если ситуация, конечно, этого требует. Мы так и говорим своим студентам: мы можем всё для вас сделать, кроме одного. Учиться за вас мы не будем!

Тот, кто этого упорно не понимает, не туда пришел, не способен или не хочет учиться совсем, а использует вуз как прикрытие для своекорыстных интересов, должен быть отчислен.


Дальше будет лучше!

Алексей Николаевич ЯКОВЛЕВ, директор информационно-исследовательского центра:


– Теперь, когда ТПУ получена категория НИУ и запущен механизм выполнения Программы национального исследовательского университета, мы можем рассчитывать на то, что ситуация с успеваемостью изменится в лучшую сторону. В этом должны сыграть роль, на мой взгляд, следующие факторы. Во-первых, более качественную довузовскую подготовку и профориентацию обеспечит Лицей-интернат при ТПУ, который в рамках программы развития и становления планируется создать. Преподавать дисциплины лицеистам, а их количество планируется довести до двух тысяч человек, будут профессора и преподаватели ТПУ, что гарантирует высокий уровень подготовки и глубокое погружение в корпоративную среду. Таким образом, в рядах студентов в первую очередь окажутся те, кто сделал осознанный выбор и не намерен менять свое решение даже при возникновении первых трудностей.

Дальше этим ребятам, включенным в научно-исследовательскую работу, под руководством преподавателей проще принять решение, какому направлению науки и технологий стоит себя посвятить. Такое «закрепление» в профессии может гарантировать сохранность тщательно отобранного контингента в дальнейшем. И, наконец, система элитного технического образования, успешно работающая сейчас и стимулирующая студентов на достижение отличных результатов в учебе, гарантирует получение диплома высококвалифицированного специалиста подавляющим большинством, поскольку студенты- элитники вовлечены в проектную междисциплинарную деятельность и получают специальную стипендию.

В плоскости решения этих задач, в основном, и лежат ключи управления процессами успеваемости и качества образования в НИУ.


Нерадивая Пелагея

Весной этого года Певицу Пелагею с позором отчислили из аспирантуры Новосибирского государственного педагогического университета за неуспеваемость и систематическое непосещение занятий. Больше трех лет преподаватели ждали от певицы хоть одной строчки её диссертации по психологии. Но так и не дождались...

– Она не соизволила появиться на кафедре даже во время гастролей в Новосибирске, – возмущается зам.начальника управления аспирантуры НГПУ Татьяна Калинина. – Это переполнило чашу нашего терпения. Известность известностью, но держать нерадивого студента мы не намерены.


Кому рай – кому ад

Не зря студенты называют Массачусетский технологический институт раем для чокнутых гениев и адом для остальных. Поступить в МТИ – это полдела. Первое же занятие для студентов начинается с фразы преподавателя: «Посмотрите на соседа слева, посмотрите на соседа справа. Знайте, один из вас не доучится до конца». В отличие от многих других учебных заведений, в Массачусетсе никто не возится с неуспевающими студентами. На каждое место полно претендентов, и тех, кто не хочет или не справляется с учебной программой, попросту отчисляют. А так как программа здесь очень интенсивная, чтобы освоить материал, нередко приходится сидеть над конспектом ночами. Любой студент МТИ подтвердит, что только творческие люди, любящие работать над решением проблем и постоянно тянущиеся к новым знаниям, способны получить Массачусетский диплом.

Материал подготовила Ольга ЩУКИНА