Как известно, в настоящее время в Томском политехническом университете обучение студентов проходит под лозунгом «не выучишь иностранный язык – не будешь квалифицированным специалистом». Программа углубленного изучения иностранного языка студентами ТПУ действует с 1998 года и осуществляется при непосредственном участии Института языковой коммуникации ТПУ.
287 преподавателей, 8 профессоров, 34 доцента ИЯК, поднимающие языковой уровень студентов всех факультетов, – вот объект гордости нашего политехнического! Преподавателей ИЯК отличает высокая профессиональная подготовка, широкий кругозор, коммуникабельность и креативность, что позволяет им специализироваться не только на преподавании общего, базового курса английского языка, но и смело углубляться в специфику профессии студентов, помогая им освоить профессиональный иностранный язык.
Какими же качествами должен обладать хороший преподаватель иностранного языка? С этим вопросом мы обратились к заместителю зав. кафедры теории и практики перевода ИЯК Ольге Викторовне Максютиной:
- Думаю, что большинство коллег согласится со мной в том, что обучением студентов иностранному языку может заниматься человек, обладающий как минимум тремя необходимыми качествами.
Во-первых, владеть иностранным языком на очень высоком уровне. Во-вторых, поскольку эффективность занятий по иностранному языку во многом зависит от умения преподавателя создать атмосферу доверия, диалога, этот человек должен быть тактичным, открытым, простым в общении. И, наконец, в-третьих, необходимым личным качеством любого человека, работающего в сфере образования и преподавателя иностранного языка в том числе, должно быть умение заинтересовать студента, обусловленное творческим, не формализованным подходом к процессу обучения.
Своим мнением о важнейших качествах преподавателя-лингвиста с нами поделилась заведующая кафедрой русского языка и литературы ИЯК Елена Георгиевна Новикова:
- На мой взгляд, хороший преподаватель-лингвист, как и преподаватель, специализирующийся на другой области научного знания, строит процесс обучения так, чтобы изначально неравноправная ситуация «преподаватель – студент» не была таковой, т.е. он работает в диалоге со студентом. Если говорить о том идеале, к которому стремится каждый преданный своей профессии педагог, то, как мне кажется, «лучшего» преподавателя от просто «хорошего» отличает его артистизм. Конечно же, это не значит, что он должен поражать студентов своим умением петь и плясать, нет. Артистизм преподавателя проявляется в его способности держать на себе внимание всей аудитории, подчинять её себе.
Сами студенты при этом испытывают наслаждение от магии слов и действий, которыми воздействует на них талантливый преподаватель. Подобный настрой аудитории особенно значим при работе с такой хрупкой материей, как язык, поскольку эффективность усвоения языка напрямую зависит от глубины погружения в его бытие.
Как видим, наши преподаватели единодушны в том, что главное в их работе - умение находить контакт со студентами, способность заинтересовать своим предметом, повысить мотивацию студента к изучению языка. Думается, что это не случайно, ведь главным судьёй, выносящим вердикт преподавателю, является, конечно, студент. Его мнение о преподавателях - едва ли не важнейший критерий при оценке профессиональных качеств. Мы провели небольшой опрос среди студентов 3-5 курсов, задавим вопрос о качествах, которыми, с их точки зрения, должен обладать идеальный преподаватель иностранного языка.
Студентам предлагался список из 25 качеств, которые им предстояло оценить по пятибалльной шкале. Выяснилось, что абсолютными лидерами являются такие черты, как профессионализм и знание своего предмета.
Практически такую же значимость представляют для студентов уважительное отношение преподавателей к ним, их внимательность, добросовестность и умение заинтересовать студентов предметом. Кроме того, идеальный преподаватель должен быть общительным, всесторонне образованным человеком с хорошим чувством юмора, человеком, который творчески подходит к проведению занятий. При этом ему не обязательно иметь диплом педагогического университета.
Требовательность и тактичность являются в равной степени важными чертами. Идеальный преподаватель иностранного языка в меру строг и умеет установить партнерские отношения со студентами в течение учебного процесса. Для него не обязательно владеть несколькими языками, но преподаваемый им язык он должен знать в совершенстве. В результате опроса стало ясно, что студенты не очень требовательны к внешнему виду преподавателя. К отрицательным чертам опрашиваемые отнесли излишнюю скромность и ограниченность кругозора преподавателя.
Спорить о том, каким должен быть лучший преподаватель иностранного языка можно довольно долго. И все-таки очень интересно найти такого его среди окружающих нас людей. Эта идея давно витала в умах сотрудников ИЯК. Однако реализовать ее смогли совсем недавно – 11 мая, когда в Международном культурном центре ТПУ прошло грандиозное мероприятие - конкурс «Лучший преподаватель ИЯК – 2005».
Дадим слово зам. директора ИЯК по методической работе Юлии Юрьевне Ковалевой, которая, благодаря своей недюжинной энергии и большой поддержке коллег, сумела воплотить в жизнь этот замысел.
- Как известно, в ТПУ существует университетский конкурс преподавателей, который включает 3 номинации: «Лучший преподаватель года», «Лучший доцент года», «Лучший профессор года». Профессорско-преподавательский состав нашего института молод, поэтому, задумав проведение собственного конкурса мы решили сделать его общедоступным.
Не взирая на опыт работы, квалификационную категорию и звание, в конкурсе смогли принять участие преподаватели родного русского языка, русского языка как иностранного, немецкого, английского, французского языков. Исключение составили преподаватели восточных языков, поскольку среди членов комиссии не было квалифицированных специалистов в данной области.
Конкурс проводился впервые и, конечно же, очень приятно, что в его организации и проведении участвовало огромное количество энтузиастов. Перечислить все фамилии невозможно, но нельзя не сказать о помощи, которую оказала дирекция ИЯК в лице С.Б. Велединской, Е.В. Найден, О.Е. Козаревой; в техническом оснащении праздника нас поддержал отдел информационных технологий, в частности, А.Г. Шушаников.
Благодарю также и самих участников конкурса, нашедших в себе смелость, силы и время продемонстрировать коллегам и студентам свои таланты.
- Как проходил отбор участников?
- Прежде всего, мы провели агитационную работу среди сотрудников нашего института. Сначала мы всерьёз опасались того, что наши преподаватели психологически не настроены на участие в конкурсе. Но к назначенному сроку было подано 30 заявок от кафедр английского языка №1, №2, №3, №4, кафедры немецкого языка, кафедры русского языка и литературы, кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации.
- Кто входил в состав конкурсной комиссии?
- Председателем комиссии был и.о. проректора по УР В.Н. Чудинов, сопредседателями - зам. директора ИЯК Ю.Ю. Ковалева и Е.В. Найден. Остальными членами комиссии были: Г.Г. Венюкова – доцент каф. ТПП, И.А. Черемисина – зав. кафедрой АЯ №1, О.А. Александров – аспирант кафедры немецкого языка, Е.В. Логинова – преп. кафедры ЛМК, Ш.С.Ройз - зам. директора по учебной работе, независимый эксперт Дж. Трейси – преподаватель Британского совета (Шотландия).
- Известно, что конкурс проходил в несколько этапов. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Конкурс «Лучший преподаватель ИЯК-2005» состоял из трех этапов. Первый этап – сбор заявок от преподавателей и рассмотрение экспертами конспектов занятий, разработанных участниками для определенной группы студентов, с определенным уровнем языковой подготовки. Это очень трудоёмкая, кропотливая работа, требовавшая от экспертов предельной внимательности.
Объективность заключения по каждому анализируемому конспекту обеспечивалась системой критериев, по которым мы оценивали данные работы. Каждый эксперт выставлял баллы, которые затем суммировались. В ходе обсуждения нередко возникала бурная дискуссия, но в окончательном решении мнение каждого специалиста было учтено. На этом этапе комиссия знакомилась с мастерством преподавателя заочно.
Возможность воочию увидеть работу преподавателя, его отношение к студентам нам дал второй этап. После подсчета баллов, на эту ступень смогли подняться 22 конкурсанта. Отдел информационного обеспечения ИЯК помог нам в осуществлении давней мечты – были сняты на видео лучшие занятия. Таким образом, копилка наших учебно-методических средств пополнилась уникальным материалом, который может служить своеобразным пособием для начинающих преподавателей.
Отрадно, что в целом анализ представленных занятий показал высокий профессиональный уровень подготовки преподавателей, их артистизм, коммуникабельность, умение с достоинством выходить из самых сложных педагогических ситуаций. А перед комиссией вновь встала проблема серьёзного выбора.
Итогом дебатов стал выход на заключительный этап конкурса 15 участников, которым предстояло написать эссе на профессиональную тему – «Проблема отсутствия контакта между преподавателями и студентами на открытом занятии».
Как нам пояснила зам. директора по УВР ИЯК Евгения Владимировна Найдён, основной целью данного конкурса было формирование имиджа лучшего преподавателя ИЯК. На наш взгляд, эта цель была достигнута. Показателем стало торжество, посвященное подведению итогов конкурса «Лучший преподаватель-2005». Всех присутствующих – а в зале был аншлаг – поразила атмосфера праздника: нарядные вечерние платья и костюмы участников церемонии, счастливые и одухотворённые лица преподавателей и пришедших «поболеть» за них студентов, само убранство сцены, в конце концов, говорили о том, что этого вечера ждали – с нетерпением и предвкушением чего-то необычного. И так здорово, что предвкушение праздника оказалось не напрасным!
Проведённая в традиционной форме «Оскара» церемония не оставила равнодушным никого в зале. Долгими аплодисментами встречали и провожали всех, выходящих на сцену – очаровательных ведущих, администрацию ИЯК и университета, гостей, артистов и самих виновников торжества - лауреатов конкурса. Торжественность моменту придало выступление с приветственным словом участникам конкурса директора ИЯК Светланы Борисовны Велединской и и.о. проректора по УР ТПУ Владимира Николаевича Чудинова, которые выразили надежду на то, что конкурс «Лучший преподаватель ИЯК», как показатель повышения качества языковой подготовки в вузе, станет доброй традицией нашего университета.
Все участники конкурса, не вышедшие в финал, получили благодарственные письма от организаторов. Затем были объявлены семь номинаций, в каждой из которых было представлено 3 претендента на победу. Хочется отметить, что представление каждого потенциального обладателя того или иного звания было сделано со всей торжественностью и, вместе с тем, не без юмора. Из этих кратких, но очень содержательных информационных справок мы многое узнали о наших преподавателях и коллегах. А интрига сохранялась до самого последнего момента...
В перерывах между награждением участников зрителей радовали студенты, выступавшие с музыкальными и театральными номерами. Студия «Театр и мы» показала отрывок из пьесы «Ромео и Джульетта» на английском языке, а участники театральной студии ТПУ, воспитанники детского сада № 90 выступили с отрывком из сказки «Снежная королева». Песню на немецком языке исполнил хор «Cantemus».
В заключительной части вечера приветственное слово всем присутствующим сказал ректор ТПУ Юрий Петрович Похолков. Отметив стратегическую роль нашего института в деле формирования мультиязыковой среды в ТПУ, он поздравил победителей и пожелал сотрудникам ИЯК и дальше активно повышать качество образования в ТПУ.
Проректор по стратегическому управлению ТПУ А.И. Чучалин, говоря о цели проведения подобных конкурсов, сказал о том, что одной из первостепенных задач ТПУ является формирование среды творчества и внутренней конкуренции. А для того, чтобы её создать, нужны такие конкурсы, поскольку они дают возможность каждому проявить себя.
В результате, по итогам первого конкурса «Лучший преподаватель ИЯК-2005» победителями стали: И.А. Матвеенко – в номинации «За артистизм», И.Н. Хмелидзе – в номинации «Творческая личность», Т.Л. Владимирова (каф. РЯЛ) – в номинации «За проявленное мужество», Т.Ю. Айкина – в номинации «За суперинтерактивность», Э.Я. Соколова – в номинации «Лучшая методическая находка», Л.В. Малетина (АЯ№2) – в номинации «Лучший организатор», Т.Н. Ильинская (ЛМК) – в номинации «За лучшее эссе».
Главной интригой вечера было объявление имени лучшего преподавателя ИЯК. И здесь не обошлось без приятных сюрпризов. Победителю была вручена невероятно красивая скульптурная композиции в виде мифического цветка Флибелии, которую по заказу ИЯК выполнила томский скульптор Н.И. Браневская. Флибелия обещает стать символом идеального преподавателя Института языковой коммуникации и будет вручаться ежегодно лучшему из лучших.
Итак, лучшим преподавателем ИЯК- 2005 года стала Олеся Владимировна Рожкова – молодой преподаватель кафедры АЯ №4, которая, работая со студентами Института геологии и нефтегазового дела, преподает бурение на английском языке. Она поделилась с нами своими впечатлениями:
- Я очень довольна тем, что поучаствовала в этом конкурсе. Рада, что появилась возможность проявить себя, ведь я работаю неполных 3 года.
Конкурс «Лучший преподаватель ИЯК-2005» прошел удачно. Организаторы обещают сделать его доброй традицией, потому что переоценить значение таких конкурсов невозможно. По словам Е.Г. Новиковой, «проведение такого конкурса - это свидетельство профессионального роста всего института, поскольку, что бы мы как руководители разных уровней ни придумывали, что бы мы ни организовывали, вуз, в конечном счете – это точка пересечения или место встречи студента и преподавателя. И от того, какой преподаватель зайдет к студенту, и как преподаватель будет работать с ним, зависит всё.
Именно этот преподаватель даст либо качественное, либо некачественное образование. Конкурс предельно важен именно потому, что он еще раз подчеркивает статус и значение преподавателя, и, что немаловажно, значение хорошего преподавателя. И, если такой конкурс сохраняет, усиливает ценность хорошего преподавателя, это - просто замечательно».
Ответственный за выпуск: сотрудник
PR-отдела ИЯК Агапеева Анастасия.
Материалы подготовили: Мытникова Татьяна, Колесникова Наталья, Стаховская Юлия, Ларионова Анна, Колпакова Евгения.