Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Инженерные кадры растут на успехе

Представители ТПУ приняли участие в парламентских слушаниях, где искали пути улучшения инженерного образования в России

Недавно вице-президент РАН, президент Совета попечителей Томского политехнического университета академик Геннадий Месяц в ответ на вопрос «Кто создал Америку?» ответил: «Инженеры». Действительно – небоскребы и мосты, авиация и космонавтика, атомная отрасль и компьютерная техника – все эти колоссальные достижения современной цивилизации – дело рук инженеров. И сейчас перед нашей страной стоит огромная проблема – дефицит инженерных кадров. Поэтому, считает академик Геннадий Месяц, сегодня нужно делать ставку на политехнические вузы –это должно являться одной из самых важных государственных задач.

Эту цель видят все: академики и промышленники, управленцы и остальная российская общественность. Уже набили оскомину высказывания о том, что каждого россиянина сегодня окружают продукты не отечественной, а западной технической мысли: импортные автомобили, компьютеры, бытовая электроника и химия, строительные материалы и прочее.

На волне общественного понимания проблемы государство начинает предпринимать шаги для решения серьезнейшей задачи поддержки российского инженерного образования. Одна из важных вех на этом пути – парламентские слушания на тему «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в РФ», прошедшие 21 февраля в Москве, в Совете Федерации…

КАК ВЕРНУТЬ ПРОФЕССИИ ПРЕСТИЖ?

Для участия в слушаниях кроме парламентариев и руководителей федеральных министерств и ведомств были приглашены ректоры вузов, ведущих инженерную подготовку по различным направлениям, представители науки, бизнеса и общественных организаций.

– Не нужно говорить, что предложенная к сегодняшнему обсуждению тема – своевременна и актуальна, – открыла собрание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров является важнейшей составляющей современного образовательного процесса и в значительной мере влияет на формирование инновационной экономики страны… Новые социально-экономические условия, развитие промышленности и коммуникаций, переход России на инновационный путь развития требует всё более высокого качества подготовки специалистов.

Спикер верхней палаты парламента вместе с тем заметила, что в системе подготовки инженерно-технических кадров «накопилось немало нерешенных проблем».

– Прежде всего, это отсутствие масштабной государственной программы модернизации инженерного образования, – заметила Валентина Матвиенко. – На качестве современной подготовки инженерно-технических кадров отрицательно сказывается ослабление взаимодействия вузов с реальным бизнесом, бессистемность прогнозирования кадровых потребностей, недостаточный престиж инженерных профессий. Этот список проблем можно продолжать и дальше…

В этих слушаниях, и самое главное, в масштабной подготовительной работе самое активное участие приняли представители томских вузов. Среди выступавших был Юрий Похолков, президент Ассоциации инженерного образования России (АИОР), заведующий кафедрой организации и технологии высшего профессионального образования Томского политехнического университета. В высоком собрании участвовал томский сенатор Виктор Кресс, который является заместителем председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. А готовила предложения депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по науке и наукоёмким технологиям России Людмила Огородова.

– Когда в прошлом году я пришел в Совет Федерации, – сказал Виктор Кресс, – было принято решение о подготовке к слушаниям по инженерному образованию, и меня сразу же привлекли к этой работе. Этим же вопросом очень плотно занимался и Юрий Петрович Похолков, поэтому мы начали вместе активно работать.

Как пояснил сенатор от Томской области, в основу проекта решения парламентских слушаний в немалой степени вошли материалы экспертных оценок АИОР и предложения общероссийской научно-практической конференции «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации», прошедшей в декабре прошлого года на базе Томского политехнического университета.

Напомним, что конференция была организована с целью обсуждения целей, инструментов и методов совершенствования технологий и организации инженерного образования в России в условиях «новой индустриализации». Ее организаторами выступили АИОР, Ассоциация технических университетов, Ассоциация инновационных регионов России, ТПУ, МГТУ им. Баумана и ряд других организаций.

– Наша всероссийская сборная команда инженеров, – сказал на открытии форума ректор ТПУ Петр Чубик, – должна ответить на вопрос о том, что нужно сделать, чтобы высококвалифицированные инженерные кадры выходили из стен не только ведущих университетов страны, но и вообще всех российских технических вузов.

Другими словами, на конференции, ставшей в известной мере «предтечей» парламентских слушаний, была поставлена весьма амбициозная задача – вывести российское инженерное образование в мировые лидеры.

В ПОИСКАХ СТИМУЛОВ ДЛЯ РАЗМНОЖЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ

Вернемся же к самим парламентским слушаниям. В своем выступлении Юрий Похолков, прежде всего, остановился на оценке ситуации. Как пояснил Юрий Петрович, АИОР в течение 2010–2012 годов проводила аналитическую работу по оценке состояния инженерного дела и инженерного образования в России, сложившегося к этому времени. Были привлечены высококвалифицированные эксперты – представители отечественного научно-образовательного сообщества, промышленности, бизнеса из 34 субъектов Федерации, 63 вузов, 10 промышленных компаний. Статистическая обработка оценок экспертов показала, что около 84 % экспертов считают, что инженерное образование и инженерное дело в стране находятся в довольно неудовлетворительном состоянии.

Среди основных признаков, свидетельствующих о проблемах в инженерном деле и инженерном образовании, эксперты назвали резкое сокращение доли российских высокотехнологичных и наукоёмких товаров и услуг на внутреннем рынке. Кроме того, нам мешает низкий, по сравнению с развитыми странами, процент машин и оборудования, технологий и продуктов глубокой переработки в структуре российского экспорта. И наконец, все признают низкую конкурентоспособность большей части российских инженерных разработок на мировом рынке.

Какие конкретные предложения выработал АОИР для адекватного ответа на внешние вызовы? Эксперты считают, что необходимо провести тщательный, независимый, объективный и системный анализ противоречий между требованиями работодателей к качеству инженерного образования и уровнем подготовки специалистов. Кроме того, необходимо установить системные причины возникновения проблем в отечественном инженерном деле, для того чтобы выработать и реализовать конкретные мероприятия.

– Необходимо разработать национальную доктрину инженерного образования России, как основной стратегический документ, определяющий цели, методологию, принципы отечественного инженерного образования, – считает академик Геннадий Месяц. – Следующим шагом должна стать разработка федерального закона «Об инженерной профессии», который бы регламентировал правовой статус инженеров, устанавливал меры по обеспечению контроля качества их подготовки и предусматривал введение международно-признанной национальной системы сертификации, и национального регистра профессиональных инженеров.

По мнению большинства экспертов, принятие такого закона позволит сохранить и укрепить инженерный корпус России, создаст условия и предпосылки для повышения конкурентоспособности отечественных инженерных программ, системы высшего профессионального образования России, российских инженеров и разработок на мировых рынках.

– Считаю, – говорит Виктор Кресс, – что в существующих проблемах винить инженерные вузы неправильно. Например, многие работодатели жалуются на качество подготовки инженеров, на то, что их приходится доучивать. В ответ я спрашиваю: «А сколько у вас студентов было на производственной практике?» Как правило, в ответ молчание. Но если ребят учат «по плакатам», разве они виноваты? Нужен комплексный подход: лишь тесное взаимодействие власти, производства, бизнеса, образования и науки позволит выработать системные адекватные меры для вывода отечественного инженерного дела на мировой уровень. Здесь нужна совместная работа и технических вузов, и власти, и работодателей.

Томский сенатор убежден, что ключевым вопросом сегодня является востребованность в отечественной и мировой промышленности инженерных кадров:

– Российские инженеры нефтегазового, энергетического, горнодобывающего комплекса ничем не хуже иностранных. То же самое – у экономистов и финансистов. Но кадры растут на успехе. Например, если нет успеха в отечественном машиностроении, как говорить о качестве инженерных кадров? А там, где есть точечный успех, все в порядке и с инженерами. Хороший тому пример – Томский электромеханический завод. Он же не приглашает специалистов из Европы или США, а берет в основном наших выпускников из ТПУ. Я реалист и хожу по земле, поэтому понимаю, что быстрых изменений к лучшему ждать не приходится. Вместе с тем, есть принцип «вода точит камень». Сейчас, наконец, пришло осознание, что ситуацию надо менять. И если этим не заниматься, никаких дополнительных 25 миллионов высококвалифицированных рабочих мест мы не создадим.

***

По итогам парламентских слушаний сейчас идет подготовка рекомендаций для обеих палат Думы Российской Федерации, Правительству, Министерству образования и науки, региональным органам государственной власти. Среди рекомендаций, согласно проекту: разработка нормативно-правовой базы для эффективного развития инженерного образования, разработка комплексной программы модернизации инженерно-технического образования, развитие механизмов взаимодействия вузов с промышленностью, работодателями и бизнесом, поиск стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования, формирование отраслевых систем прогнозирования кадровых потребностей.

Отметим, что не менее важным, чем сами рекомендации, является их сопровождение, постоянный мониторинг исполнения. Причем не только со стороны парламентариев или контролирующих органов, но и всего инженерного и академического сообщества.

В системе подготовки инженерно-технических кадров накопилось немало проблем - отсутствие государственной программы модернизации инженерного образования, ослабление взаимодействия вузов с реальным бизнесом, бессистемность прогнозирования кадровых потребностей и общий недостаточный престиж инженерных профессий.

Российские вузы ждут разработку федерального закона «Об инженерной профессии», который бы регламентировал правовой статус инженеров, устанавливал меры по обеспечению контроля качества их подготовки и предусматривал введение международно-признанной национальной системы сертификации профессиональных инженеров.

Андрей КАРЫПОВ