Проект закона об образовании в РФ принят в первом чтении
Государственная Дума приняла 17 октября в первом чтении проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесённый Правительством РФ. «За» проголосовали 292 депутата, «против» – 77 депутатов.
Альтернативный законопроект «О народном образовании», внесённый депутатами фракции КПРФ, был отклонён. «За» проголосовали 209 депутатов, «против» – 4 депутата.
По проектам законов состоялось рейтинговое голосование.
Обсуждение обоих законопроектов проходило в Госдуме сегодня в первой половине дня. Правительственный проект закона представлял министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, законопроект фракции КПРФ – первый заместитель председателя думского комитета по образованию Олег Смолин.
Глава Минобрнауки и ректор Московской школы управления «Сколково» опубликовали в газете «Ведомости» статью, в которой поделились своим видением будущего российских университетов
В ближайшие годы возникнет новая, более компактная и структурированная архитектура высшего образования в результате активно идущих процессов слияния и санации слабых вузов с одновременным опережающим развитием университетов-лидеров. Значительная часть слабых вузов перейдет на подготовку только по программам бакалавриата и прикладного бакалавриата. Программы магистратуры и аспирантуры сохранятся в ведущих, регулярно подтверждающих высокий уровень работы университетах.
Подробнее о новой парадигме высшего образования и ее основных трендах на ближайшее десятилетие можно прочесть в номере «Ведомостей» от 3 сентября 2012 года.
Минобрнауки определило критерии инновационной продукции
Министерством опубликован проект приказа об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции.
«К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги, основу которых составляют результаты интеллектуальной деятельности, права на использование которых принадлежат производителю, и удовлетворяющие одному из следующих критериев: использование в продукции в течение последних трех лет научно-технических и (или) технологических решений, значительно улучшающих или создающих новые потребительские свойства; более высокая (в сравнении с существующими аналогами) экономическая и (или) экологическая эффективность на стадиях жизненного цикла продукции», – говорится в тексте документа.
«К высокотехнологичной продукции относится инновационная продукция, при производстве которой используются результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и (или) перечню критических технологий РФ», – значится в проекте приказа.
На программы развития ведущих вузов выделят 30 миллиардов рублей
На поддержку программ развития 9 федеральных университетов и 27 национальных исследовательских университетов в проекте федерального бюджета на 2013 год запланировано 30 миллиардов рублей. Об этом участников слушаний по бюджету, которые проходили в Общественной палате, проинформировал министр финансов. Расходы бюджета на развитие инфраструктуры федеральных вузов, строительство и реконструкцию студенческих общежитий, учебных корпусов и бассейнов в 2013 году, по словам министра, составят 38 миллиардов рублей, в 2014-м – 20 миллиардов, в 2015-м – 31 миллиард рублей.
«Будут повышены стипендии для нуждающихся студентов первых, вторых курсов федеральных вузов, которые учатся хорошо, – отметил он. – Общий размер стипендий таким студентам составит 6300 рублей в месяц».
В бюджете предусмотрены средства на повышение академической мобильности студентов и преподавателей, на обучение российских граждан в лучших мировых университетах. «Три тысячи студентов в 2013–2015 годах могут получить образование в лучших мировых университетах, и на это дело ежегодно по 1,5 миллиарда рублей заложено в бюджете», – сообщил глава Минфина.
До начала 2014 года Министерство образования и науки проанализирует и отберет дюжину наиболее реалистичных, амбициозных, прагматичных и экономически обоснованных проектов развития ведущих вузов России
Учебные заведения будут выбраны после завершения уже запущенного процесса оценки и реорганизации вузов, что произойдет в марте 2013 года. К этому моменту закончится составление требований к самим проектам вузов. Выборка «лучших из лучших» будет проводиться с участием зарубежных и российских специалистов.
Помимо этого, будут проведены общественно-профессиональные обсуждения краткого списка отобранных работ, претендующих на финансовую поддержку в размере 1 млрд рублей каждая. Данный пункт вошёл в Государственную программу развития образования до 2020 года, которая была утверждена 11 октября.
Подробнее – в материалах газеты «Известия» от 13 октября.
Опубликован список неэффективных вузов России
«К марту мы представим план оптимизации вузов, филиалов. Сейчас их слишком много, качество обучения недостаточно высокое, не соответствует ни потребностям экономики, ни ожиданиям студентов», – заявил Дмитрий Ливанов и напомнил, что число вузов в результате может сократиться на 20 %, филиалов – на 30 %.
«Это означает, что надо будет пристально посмотреть на эти вузы, понять, как они работают, и выработать конкретные действия. Где-то возможна замена руководства, где-то реорганизация, где-то выделение денег», — сказал министр. Также Ливанов отметил, что к московским и питерским вузам требования немного выше, но и здесь статистика такая же ) – примерно 20-25 % неэффективных вузов.
Также Минобрнауки предложило критерии, по которым можно определить плохие вузы. По словам замминистра А. Климова, ключевых критериев пять: средний балл ЕГЭ, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника, количество иностранных студентов, исключая страны СНГ, доходы вуза и его общая площадь в собственности или оперативном управлении. Если у вуза плохие показатели по четырем пунктам из пяти — он попадает в группу риска. Возможно, ему предстоит реорганизация. Председатель Ассоциации ведущих вузов России Н. Кропачев пояснил: «Даже если у вуза все пять показателей будут низкими, его не закроют. Будут изучаться причины такой ситуации».
Со списком можно ознакомиться на сайте: минобрнауки.рф/новости/2775
Самые энергоответственные школы и вузы, экономящие на электроэнергии и тепле сверх нормативов, смогут направить сэкономленные средства в фонд оплаты труда, заявил представитель Министерства образования и науки
«В законе предусмотрено поощрение «энергоответственных». Если экономия по факту превысила 3 % в год, то эти средства могут быть направлены в фонд оплаты труда», – заявил руководитель Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения министерства образования и науки. Правительство обязало все школы, учреждения специального образования и вузы разработать и принять энергопаспорта к январю 2013 года.