31 октября по инициативе ректора ТПУ Петра Чубика в МКЦ собрались научные руководители аспирантов, заведующие кафедрами, председатели и учёные секретари диссертационных советов ТПУ. Собрались для того, чтобы расставить все точки над «i» в начинающемся в ноябре новом процессе подготовки кандидатов наук из числа аспирантов первого года обучения.
Разговор получился конструктивным. В частности, ректор сказал: «По Болонскому соглашению, подписантом которого является и Россия, в образовательном процессе есть третий уровень подготовки – аспирантура (за рубежом – PhD-докторантура). Для запуска образовательного процесса по этому, третьему уровню 16 марта 2011 года приказом Минобрнауки России № 1365 были утверждены федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.
Нашими профессорами на основе ФГТ уже разработаны основные образовательные программы послевузовского профессионального образования по каждой из 79 научных специальностей, нам ещё предстоит процедура государственной аккредитации специальностей аспирантуры, а буквально в ближайшие дни необходимо запустить образовательный процесс аспирантов первого года обучения. Почему всё это делается? Не только потому, что Россия вступила в ВТО. Дело в низкой эффективности института аспирантуры и низком качестве диссертаций. В стране порядка 160 тысяч аспирантов. Защищают диссертации, проведя в стенах вуза три года, плюс ещё один год, порядка 27-30 % аспирантов (у нас в ТПУ – 50 %). От нововведений страна 100 % выигрывает: совершенство (научный руководитель) порождает совершенство (кандидат наук), а дальше этот процесс продолжается в той же последовательности».
В заключение своего выступления ректор ТПУ озвучил основную мысль: «Подготовка кадров высшей квалификации должна быть поставлена на поток. Что для этого необходимо? Получить КЦП в аспирантуру. КЦП – это и есть часы, штаты, деньги. И давать их будут под конкретных научных руководителей за уровень их научных публикаций, которые должны индексироваться в WоS и Scopus. Организовать высокий конкурс в аспирантуру. Постоянно, ежедневно работать со своими аспирантами в течение всего периода их обучения. Вот тогда успех гарантирован».
В продолжение темы и о том, как нововведения отразятся на обучении аспирантов ТПУ, рассказала начальник Управления магистратуры, аспирантуры и докторантуры вуза Наталья ШЕПОТЕНКО.
– Наталья Анатольевна, хотелось бы из первых уст узнать, что ждёт аспирантов политехнического с этого учебного года.
– Грома среди ясного неба не случилось. Произошло то, что неизбежно должно было произойти. Россияне привыкли считать себя продвинутыми во многих сферах, наши профессора более старшего поколения искренне убеждены, что система подготовки научных работников в СССР была безупречной. Но нет уже ни Союза, ни тех успехов, когда мы шли «впереди планеты всей…». В прошлом и те времена, когда студенты, молодые учёные достигали поставленной цели вместе с преподавателем, с научным руководителем под пристальным его оком и безграничной опекой. Уместны были и муштра, и натаскивание, и, как теперь говорят, тренинги. Многое изменилось вместе с технологиями: времени на разжевывание материала и раскачивание катастрофически не хватает. Весь мир учитывает, что информация постоянно удваивается, требуется жить по другим, чем было принято в нашей стране раньше, технологиям. Другой стала система не только общения, но и добычи знаний.
Весь мир аспирантов учит. У нас тоже так было, но только на более личностном, дружеском посыле. А современная система позволяет вывести этот процесс на другой, качественный уровень. Если вернуться в недавнее прошлое, то можно вспомнить, что на весь наш университет приходилось порядка 100 аспирантов и около 10 защит кандидатских диссертаций в год. К такому небольшому количеству человек можно было относиться более индивидуально. Сейчас в ТПУ принята Программа развития университета как национального исследовательского, есть плановые показатели по подготовке специалистов высшей квалификации и ежегодно в вузе должно защищаться более 100 только кандидатских диссертаций. А когда мы в год принимаем больше 200 аспирантов, уже нет возможности позволить себе роскошь готовить каждого индивидуально. Для того чтобы оптимизировать время научного руководителя, аспиранта нужно учить навыкам, которыми он должен обладать при защите своей квалификационной работы. Кадры высшего достоинства для этого нужно тщательно готовить и квалификацию ему давать как можно лучше.
– Так из чего же теперь будет состоять обучение аспирантов?
– Они остались представителями элитной подготовки, а нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования, как и прежде, в очной форме обучения не может превышать 3 года, в заочной форме – 4 года. Зато с этого учебного года ТПУ пришёл к единой системе оценки, принятой во всем мире. А она – в присвоении кредитов. К примеру, на исследовательскую компоненту отводится 183 кредита. Образовательная компонента, которая вызывает больше всего разногласий, составляет 27 кредитов. А кандидатские экзамены никто не отменял, и «тянут» они на 3 кредита. В этом (в получении кредитов) и состоит нововведение. Хотя в нашем вузе никаких революций не предвидится, мы просто опираемся на основы и эволюционируем. Создана рабочая группа из представителей учебного и научного управлений, которая составила учебный план подготовки аспиранта. Это хорошо видно из таблицы № 1. В прежние годы аспирант также сидел за партой, изучая историю, философию и иностранный язык. Сейчас к этому добавились специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности, которые прежде осваивались вне аудиторий, рядом с научным руководителем. Теперь дисциплины по выбору аспиранта составляют 12 кредитов.
Ещё один плюс – по желанию или по необходимости можно прослушать тот или иной курс в другом университете, единая система подготовки аспирантов теперь это позволяет. Вместе с научным руководителем также можно выбрать перечень необходимых аспиранту дополнительных дисциплин и изучить их. Это воспитывает самостоятельность, возможность рассчитывать в основном на собственные силы и даёт навыки принимать собственное решение – дефицит в современном мире.
Факультативные дисциплины базируются на примере работы Школы молодого учёного. Моё четкое убеждение, что аспиранта надо учить исследовательской деятельности. Не секрет, что большинство даже не знает, как выигрываются гранты, как правильно пишутся статьи, да и сама диссертационная работа. И владение методологией здесь крайне необходимо. Кто поможет в этом, как ни опытные специалисты, которые есть в нашем университете? В ТПУ мы внушаем научным руководителям, что они несут ответственность за своих подопечных и обязаны доводить их до заветной защиты кандидатской. Некоторые воспринимает дополнительные хлопоты в штыки. И не удивительно, ведь даже после простого анализа выяснилось – количество защитившихся у таких – минимальное. Этому есть уважительная причина – серьезная занятость наших профессоров, поэтому задача научить аспиранта самостоятельности – проблема общеуниверситетская.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в конечном итоге диплом кандидата наук после трех-четырех лет обучения получили все.
Для этого немаловажно ещё и то, как настроить аспиранта на работу, чтобы плодотворной она была не в последние год-два, а с первого дня поступления в аспирантуру.
И ещё: аспирант сегодня имеет право выбора, например, где ему изучать иностранный язык – на кафедре в собственном институте, или в соседнем. Личностно-ориентированный подход позволяет выбрать того преподавателя, который даст наиболее серьезные знания, а заодно и выявит его профессионализм и человеческие качества.
– Действительно, без знания иностранного языка молодого учёного сейчас трудно представить. Как без него в зарубежных командировках, на стажировках, при чтении серьёзных научных журналов, в публикации собственных исследований, наконец?
– Кстати, важно, чтобы он ещё и понимал: поездка за границу на работу или по выигранному гранту – не поощрение, это возможность расширить кругозор и посмотреть со стороны на то, что ты делаешь и хорошо ли ты это делаешь.
– На что ещё стоит обратить внимание при знакомстве с нововведением?
– Долго дискутировали, как будут называться учебные группы аспирантов. Решили пойти по традиционному пути, принятому в ТПУ, учесть и год поступления, и ввести нумерацию специальностей. Пример: группа А2-50: «А» – это аббревиатура аспиранта, «2» – год приёма – 2012-й, «50» – порядковый номер специальности. Занятия в аудиториях у аспирантов начнутся в ноябре.
– Знаю, что не все политехники однозначно восприняли обязательную учёбу аспирантов…
– Именно поэтому ректор ТПУ П.С. Чубик принял решение о проведении общего собрания.
– У аспирантуры начинается новая жизнь?
– Другая. Она серьёзно опирается на то хорошее, что было в системе образования прошлых лет, но становится более упорядоченной и систематизированной. Время диктует отходить от системы личного удобства и принимать необходимость работать эффективнее и результативнее, как требование времени...
Галина ВЕНДЕЛЕВА