Ольга Никифорова
Согласно федеральному закону «Об образовании» воспитание является равноценной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Не секрет, что сегодня в высшие учебные заведения приходят абитуриенты, которые имеют не только низкий уровень знаний, слабую мотивацию к обучению, но и ещё несформировавшуюся гражданскую целостность. По данным психологических исследований, в т.ч. нашего университета, абитуриенты имеют психологический возраст значительно ниже паспортного, а это накладывает большую ответственность на высшие учебные заведения, тем более что вузы являются последней ступенью в организованной системе воспитания молодёжи.
Учитывая сложность создавшейся ситуации, на первое место в вопросах организации воспитательной работы выходят адаптационные процессы. И здесь основное бремя ложится на кураторов академических групп. Мы знаем, что история кураторской деятельности в нашем университете имеет более чем вековую историю. По сути, роль куратора всегда оставалась наставнической, менялись только приоритеты. Каковы же они сегодня? Достаточно назвать существенное дополнение к плану работы куратора, которое произошло в осеннем семестре – академическое консультирование студентов первого курса, ставшее важным и необходимым звеном в процессе перехода на рейтинговую систему оценки знаний. Информирование студентов первого курса об особенностях организации учебного процесса в новых условиях предоставления образовательных услуг потребовало от кураторов серьёзных временных затрат к задачам, которые уже стояли перед куратором.
Университет заинтересован в результативной работе кураторов академических групп, и поэтому сотрудники Центра социальной работы прилагают большие усилия для организации профессиональной поддержки кураторов. Два раза в год организуется и проводится совместно с ИДНО обучение кураторов (рабочий объём – 72 часа) с выдачей удостоверений государственного образца, постоянно обновляются методические материалы, привлекаются социальные партнёры для организации просветительской и профилактической работы. Ежегодно в апреле для всех кураторов проводится обучающий семинар по насущным проблемам в студенческой среде. В этом году семинар был проведён в рамках научно-методической конференции «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования». В течение двух дней в работе семинара приняли участие более 100 заинтересованных лиц. Были заслушаны интересные доклады, в процессе тренинга выработаны основные компетенции «наставников», в рамках «круглого стола» выступили гости: главный врач областного наркологического диспансера, ведущие специалисты НИИ психического здоровья, зам. главного врача Межвузовской больницы и другие. С представителями организаций-социальных партнёров университета состоялся разговор в форме диалогового окна об актуальных проблемах студенчества, получены рекомендации профессионалов.
С декабря 2011 года расширены формы обратной связи между кураторами академических групп и администрацией университета. Проведено четыре встречи с представителями УУ и АХСР (проректором по ОМД А.И. Чучалиным, зам. проректора по ОМД Е.Г. Язиковым, начальником УМУ М.А. Соловьевым, руководителем ЦСР О.А. Никифоровой). Темы встреч были злободневными: особенности предоставления образовательных услуг в ТПУ в текущем учебном году; итоги зимней экзаменационной сессии; регламент объявления и проведения конкурса на государственную академическую повышенную стипендию; состояние дел по ликвидации задолженностей у студентов; регламент работы летней школы и т.д. Результаты встреч помогли как кураторам в организации работы со студентами, так и администрации в принятии решений.
Кураторская деятельность в нашем университете не оставляет равнодушными и студентов старших курсов. Значительных результатов на этом поприще добились студенты ЭТО. Также в настоящий момент студентами ИНК в рамках конкурса Потанинского фонда заявлен проект «Студенческое кураторство».
С целью дальнейшего совершенствования и развития кураторской деятельности и качественного выполнения поставленных задач по академическому консультированию планируется в осеннем семестре нового учебного года в рабочий план куратора первого курса нового набора ввести 36 часов аудиторной нагрузки и 18 часов – в весенний семестр. Общий объём её в 2012/2013 учебном году составит 54 часа. В июне 2012 года запланировано обучение всех кураторов групп первого курса нового набора. По итогам успешного обучения слушателям будут выданы сертификаты, дающие им право самостоятельно проводить занятия, в том числе по тренинговым программам.
В последние годы прослеживается явная тенденция увеличения количества иногородних студентов, а также расширение географии мест, откуда они прибывают. Ребята подвергаются стрессу дважды. У них не только меняется образовательная среда, но и быт. Они впервые оторваны от родителей и своего дома. С целью смягчения адаптационных процессов, проходящих в общежитиях (к тому же в условиях возрастающего дефицита мест), с сентября 2010 года в Центре социальной работы введены новые должности тьюторов студенческого общежития, и теперь у кураторов появился единомышленники. У них близкие цели и задачи.
Серьёзной поддержкой в организации работы кураторам и тьюторам стала возможность осуществления психологического сопровождения студентов как непосредственно в общежитии, так и в академической группе во время проведения часа куратора. Такая возможность появилась в связи с переводом психологов университета в Центр социальной работы с 1 февраля 2012 года. Сегодня за каждым студенческим общежитием закреплен психолог, который на месте ведёт приём студентов (а желающих немало), работает с условно входящими в группы риска, с группами пожелавшими принять участие в групповом тренинге, помогает организовать работу студсоветам. К сфере деятельности психологов также относится взаимодействие с кураторами академических групп и администрациями учебных подразделений, обеспечение работы кабинета психологической разгрузки на базе санатория-профилактория, деятельность клуба социальной реабилитации «Диалог».
Реализованная в 2011/2012 учебном году программа по организации и обеспечению воспитательных процессов в университете подтвердила своевременность принятия ректоратом ряда решений. Налицо позитивные результаты: удовлетворительная оценка ректората по реализации академического консультирования на базе Института кураторов; отсутствие преступлений и грубых нарушений со стороны студентов в общежитиях университета за 9 месяцев текущего учебного года; своевременное выявление и принятие мер по фактам случаев психических расстройств и зависимостей в студенческой среде; значительное расширение досуговой базы, проведение состязательных мероприятий между студентами общежитий и подразделений по направлениям ЗОЖ и гражданско-патриотического воспитания., в организации которых важную роль играют кураторы и тьюторы вуза.
Значимая оценка деятельности Института кураторов ТПУ в 2009 году была дана на Всероссийском уровне присвоением нашему вузу на два года статуса Ресурсного центра. 10 апреля 2012 года посредством телемоста Томск (ТПУ) – Санкт-Петербург (РГПУ им. А.И. Герцена) состоялся отчёт о работе центра, который высоко оценил научно-методический Совет по воспитательной деятельности, в состав которого вошли представители ведущих вузов РФ. Статус Ресурсного центра был подтверждён. Это даёт нам право продолжить трансляцию своего опыта через курсы повышения квалификации для кураторов и организаторов воспитательной работы вузов РФ, а также предоставляет нам возможность общения с представителями других регионов с целью расширения своего опыта. Планируется в конце 2012 года организовать и провести на базе ТПУ Всероссийскую конференцию по вопросам организации воспитательной работы в условиях перехода на уровневую подготовку.