Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Новая технология – в руках геодезистов ТПУ

Геодезисты ТПУ создали 3D модель томского коммунального моста, что позволит дать объективную оценку его технического состояния. Этот проект политехники выполнили для Томского проектно-изыскательского института транспортного строительства ОАО «Томгипротранс». По данным, полученным при лазерном сканировании моста, специалисты смогут отслеживать не только деформации дорожного полотна, но и любые изменения конструкции моста.

Длина коммунального моста вместе с подъездными путями составляет 750 метров. По словам проректора-директора Института физики высоких технологий ТПУ Алексея Яковлева, специалисты вуза стали первыми, кто смог сделать полноценную модель такого большого объекта с минимальной погрешностью.

«Никогда такие большие объекты не сканировались. Неувязка при «сшивании» отсканированных изображений составила всего 12 мм. При длине моста 750 метров это очень точные измерения», – сказал Алексей Яковлев.

Наземное лазерное сканирование – это новая технология в геодезии, которая пришла на смену нивелирам и электронным тахиометрам. Политехники стали первыми, кто её применил в Томске.

«На сегодняшний день лазерное сканирование – самый объективный метод измерения, где человеческий фактор не вмешивается. Сама система такого сканирования высокопроизводительна, прибор производит 50 тысяч измерений в секунду. При традиционной технологии геодезист делает одно измерение за две-три секунды. Минимальный шаг сканирования составляет 2 миллиметра, что повышает точность измерений. На сегодняшний день проектные институты используют, в основном, фототеодолитный метод, но он не самый точный», – пояснил главный специалист кафедры лазерной и световой техники ТПУ Александр Искрин.

По его словам, уникальность съёмки коммунального моста состояла в том, что она производилась зимой, со льда, что позволило увеличить точность детализации.

«Под каждой балкой, чтобы не было «мертвых зон», стояли станции. Вся мелкая детализация должна была быть отражена. Мы сканировали, как со льда – по три точки между балками, так и над мостом. Всего было 45 станций. «Сшили» все сканы в единое облако точек, получилось примерно 450 миллионов точек», – добавил Александр Искрин.

При этом не требовалось приостанавливать движение – пешеходы и машины при лазерном сканировании не мешают.