Вот уже третий год кафедра химической технологии редких, рассеянных и радиоактивных элементов ФТИ внедряет в практику (летнюю, у студентов 1 курса) методы проблемно-ориентированного обучения с помощью кураторов этих групп.
На протяжении многих лет это было в лабораториях кафедры, студенты знакомились с организацией учебной, научной и методической работы по профилю специальности, изучали вопросы оптимизации рабочего времени, повышения научной организации труда и управления.
Известно, что одна из приоритетных целей нашего инновационного вуза – реализация компетентностного подхода с ориентацией на профессию. И кому, как ни куратору, лучше удаётся профориентация подопечных.
Хочется поделиться опытом по организации и реализации летней учебной практики 2011 г. студентов групп 0401 и 0402 Лилии Александровны Леоновой.
Практика проходила в форме ознакомительных поездок-экскурсий на крупные промышленные предприятия г. Томска, соответствующие профилю специальности будущих химиков-технологов: ООО «Томскнефтехим», ОАО «НИИПП», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева», НПО «Вирион», ОАО «Томский завод строительных материалов и изделий», ООО «АК «Томские мельницы», МУП «Томский энергокомплекс» (Насосно-фильтровальная станция), ОАО «Томская ГРЭС-2», ЗАО «Кондитерская фабрика «Красная звезда», ОАО «Томское пиво», ООО «Зе Поли Томск», ЗАО «Сибкабель», ООО «Сибирская метанольная химическая компания». По предварительной договорённости куратора Леоновой с руководством предприятий был составлен график посещения того или иного предприятия с учётом специфики работы. По ходатайству зав. кафедрой ХТРЭ А.Н. Дьяченко был выделен автобус для осуществления перемещения группы практикантов между предприятиями. На большинстве предприятий существует строгая пропускная система, что отражается на длительности оформления пропусков. Некоторые промышленные предприятия с жестким техрегламентом требуют прохождения первичного инструктажа и техники безопасности, а также не пренебрегать средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми на спецскладе.
Бесспорно, подобные условия прохождения практики дисциплинируют студентов и заставляют проникнуться всей серьёзностью организации труда.
Цель учебной практики – ознакомление с технологическими процессами действующих производств, изучение технологии (последовательности операций) от подготовки сырья до конечного продукта, усвоение специфики работы аппаратов и оборудования, а также производства в целом. Результат практики – публичная защита индивидуального задания студента по какому-либо из посещённых предприятий. Студент проводит анализ технологической схемы, демонстрируя фотографии с экскурсии, систематизируя полученную информацию и приводя выводы, что полезного он получил за отведённое время и в образовательном плане.
Такая практика способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся: способности к восприятию, обобщению и анализу информации, в том числе анализу технологического процесса, выявлению его недостатков и разработке мероприятий по его совершенствованию (постановка целей и путей их достижения); к кооперации с коллегами и работе в коллективе; использованию нормативных правовых документов, технической документации в работе; в конечном итоге – получение знаний, необходимых для самоутверждения в сделанном выборе специальности.
Учебная практика в виде ознакомительных экскурсий на действующие предприятия – это успешный практический опыт, показавший хорошую эффективность и возможность подкрепить теоретические знания – знакомство с техникой и технологией изнутри, в стенах предприятий. Для организаторов практики (кураторов) – это отличный повод больше времени посвятить группе с целью лучшей коммуникации и сплочения. Из опыта куратора группы 0402 Л.А. Леоновой, неформальная обстановка ежедневных экскурсионных мероприятий позволила в большей мере создать благоприятный психологический климат в группе и доверительные отношения со старшим товарищем, чем регулярные часы куратора (раз в две недели) и внеучебные мероприятия в течение учебного года. Так что «нежелательная», на первый взгляд, для первокурсников летняя практика (вместо каникул), позволяет создать позитивный настрой на дальнейшую учёбу и мотивировать к получению знаний и компетенций в выбранной профессии.