Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

А в Германии бакалавров готовят так...

Решение учиться и жить в чужой стране – это всегда серьёзный шаг, который требует подготовки и предварительных размышлений о том, готовы ли вы в действительности к встрече с непривычным для вас окружением и менталитетом. Сегодня имеется много возможностей для международного общения и научного обмена, действует достаточное количество организаций и служб, готовых оказать иностранцам поддержку в их решении получить образование за рубежом. Всё больше студентов российских вузов стремятся получить дополнительно образование за рубежом и стать «глобальными» специалистами. Возможности для этого сегодня есть.

Ещё на первом курсе инженерно-экономического факультета я выиграла стипендию немецкой службы академических обменов (ДААД) на 5 лет обучения в университете Людвига Максимилиана в Германии. При этом каждый год мне надо предоставлять результаты своих экзаменов и рекомендации от профессоров для продления стипендии на последующий год. Германия в свою очередь полностью оплачивает моё образование, куда входит 500 евро семестрового взноса, а также ежемесячная стипендия в размере 750 евро, чего вполне хватает на оплату комнаты в общежитии и покупку продуктов. Помимо этого, я подрабатываю в разных фирмах по специальности: в отделе маркетинга занималась разработкой презентаций новой продукции фирмы, составляла бизнес-план по идее одного частного предпринимателя. Вообще для студентов существует много возможностей подработки как при университете, так и вне его. Оплата труда на неквалифицированных вакансиях в Германии редко бывает ниже 8 евро за каждый час работы. Студенты обычно трудятся неполный рабочий день во время учёбы и целый день во время каникул.

Летний семестр в университетах длится с 15 апреля по 15 августа, зимний семестр – с 15 октября по 15 февраля.

В настоящее время я учусь в университете Людвига Максимилиана на 4 семестре и изучаю экономику предприятия. Для зачисления в вузы иностранных студентов, таких как я, необходимо закончить 2 курса обучения в российском университете, лишь после этого можно поступать в немецкий вуз. На момент получения стипендии я закончила только один курс, поэтому сначала мне нужно было посещать штудиенколледж при вузе для подготовки к обучению в университете иностранных студентов.

Университет им. Людвига Максимилиана в Мюнхене (Ludwig-Maximilians-Universitat) представляет собой один из самых крупных учебных и научно-исследовательских комплексов страны. В Центре экономических исследований университета на контрактной основе постоянно работают видные зарубежные экономисты. Достаточно сказать, что 12 его профессоров (такие как John Komlos, Daniel McFadden, James Mirrlees, William Vickrey и др.) удостоены Нобелевской премии. Правда, престижность диплома Мюнхенского университета имеет и свою обратную сторону. Во-первых, это высокий конкурс – на некоторых факультетах он достигает 7 человек на место. Во-вторых, это переполненность и затруднённость общения с преподавателями (на 1 профессора приходится до 125 студентов), проблемы с записью на отдельные семинары и лабораторные занятия. Это приводит к увеличению продолжительности обучения. В университете Людвига Максимилиана я обучаюсь на немецком языке, многие предметы преподаются на английском языке. Зачастую студенты берут курсы испанского и других иностранных языков. Языковой курс стоит 60 евро в месяц и в конце семестра сдаётся экзамен, соответствующий пройденному уровню. Если экзамен будет сдан, то студент автоматически переходит на следующий уровень, а деньги будут возвращены назад.

Уже в конце 2 курса немецкие студенты должны выбрать специализацию: ориентирование на финансовую либо рыночную экономику. Бакалавриат в Германии заканчивается не выполнением теоретической работы на тему, которая почерпнута из научной литературы, как в России, а практической деятельностью в фирме. Эта преддипломная деятельность имеет конкретный практический результат, который получает отражение в выпускной работе. То есть диплом бакалавра не имеет характера научной работы, и обычно бакалавры находят себе работу в среднем и малом бизнесе.

В Германии, как и в России, преподаватели строят свои лекции на основе подготовленной электронной презентации, которую потом можно скачать на студенческом портале. Помимо этого, лектор даёт список литературы для самостоятельного изучения, которую обязательно нужно прочесть перед экзаменом. Очень важный момент – оценка знаний. В отличие от российских «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» студенты Германии получают другие баллы, которые выставляются по их рейтингу. Если студенты сдали все экзамены, они набирают определенное количество кредитов за семестр. В Германии нет выставления оценок в том случае, если студент что-то не сдал.

Тут нет никаких отчислений, потому что студент обучается для получения знаний и, если он не сдал, не набрал необходимого количества кредитов, то он имеет право повторить курс в следующем семестре. Студенты в России обязаны сдать экзамены до окончания текущего семестра, в противном случае они будут отчислены. Форма экзаменов в Германии, как правило, письменная, чаще всего multiple choice, в отличие от России, где форма сдачи экзаменов долгое время была устной, хотя сейчас по ряду предметов экзамены также проходят в письменном виде. Интересен тот факт, что в Германии отсутствует система зачётов, все предметы сдаются только в экзаменационной, чаще всего, письменной форме.

Приятно отметить, что Национальный исследовательский Томский политехнический университет достаточно известен за рубежом, стремится к международному обмену знаниями, является одним из ведущих университетов России и открыт для дальнейшего развития и обмена опытом с ведущими вузами мира.

Последние изменения, предусмотренные в организации учебного процесса в ТПУ, балльно-рейтинговая система оценок, расширение академических свобод студентов, свидетельствуют о том, что университет всё более приближается к международным образовательным стандартам.

Убедившись на собственном опыте, советую сверстникам не сидеть на месте, а экспериментировать, приобретать надёжные знания, и не только в нашей стране.